Ремонт будущего

Ремонт будущего

«Умному дай голову, трусливому дай коня», - пел когда-то Булат Окуджава. Всем нам чего-то не хватает для того, чтобы начать действовать. По крайней мере, так мы оправдываем свое бездействие. У нашей мэрии есть всё: городской «голова» в лице Олега Васильевича и «кони» под импортными капотами. Но порой не хватает лишь банальной информированности

без названия«Умному дай голову, трусливому дай коня», - пел когда-то Булат Окуджава. Всем нам чего-то не хватает для того, чтобы начать действовать. По крайней мере, так мы оправдываем свое бездействие. У нашей мэрии есть всё: городской «голова» в лице Олега Васильевича и «кони» под импортными капотами. Но порой не хватает лишь банальной информированности.

Мы уже не раз писали о макете «Диорама города Саратова», который располагается за спиной каменного Чернышевского на улице Радищева. Разменявшая третий десяток лет композиция сегодня выглядит дурно. За стеклом - покосившиеся дома и церкви, вздыбившаяся набережная, пыльные корабли. Но, несмотря на явные заброшенность и неухоженность, она и по сей день вызывает интерес саратовцев и гостей города. Возле макета постоянно есть посетители, иногда это иностранцы, которых привозят к «Липкам» на автобусе. Экскурсоводы краснеют, туристы деликатно отводят глаза... В общем, честь отчизны, как всегда, на высоте.

Недавно возле диорамы поставили цивильные скамейки. В количестве 10 штук. Наверное для того, чтобы народ мог сидеть и лузгать семечки, глядя на эффектное разрушение «города в миниатюре». В Крытом рынке такие скамейки с гордым названием «садовые диваны» продаются по 15 тысяч рублей за штуку. При возможности выложить 150 тысяч за «посиделки» жаловаться на отсутствие денег - нелепо...

Недавно на сайте госзаказа появилась информация об аукционе, в ходе которого должен определиться подрядчик, готовый отремонтировать диораму. Заказчиком этой приятной для моего уха «музыки» выступило некое МБУК «Культурное наследие». Правда, слегка напряг адрес организации: «г. Саратов, Соколовая гора». Вот и все данные. Ни дом, ни офис не указаны. Представив попытки почтальона доставить письмо вышеуказанному адресату, я полез в Интернет - в надежде узнать что-либо о данной конторе. Тем более что смета по ремонтным работам была немаленькой - 599 тысяч 74 рубля 0 копеек.

Вскрывшиеся в результате препарирования «всемирной паутины» данные не внушали надежды. Сперва я выяснил, что загадочное МБУК, то бишь, муниципальное бюджетное учреждение культуры, после реинкарнации получило новое имя. А ранее эти «рога и копыта» звались дирекцией по благоустройству Саратовского мемориального комплекса «Парк Победы». Отсюда и странный адрес. Вместе с новым именем контора получила и новые широкие полномочия: «деятельность по сохранению, использованию, популяризации памятников местного значения и монументальных скульптур». Сегодня на балансе МБУКа находится 43 памятника, которые нужно время от времени окультуривать. В официальном отчете контрольно-счетной палаты о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности «Культурного наследия», размещенном на сайте облдумы, то и дело встречаются фразы: «восстановительная стоимость памятника Цицину составляет 214,8 тыс. рублей, действительная стоимость - 126,1 тыс. рублей; восстановительная стоимость памятника Ф.Э. Дзержинскому составляет 295,6 тыс. рублей, действительная стоимость - 166,9 тыс. рублей». Забавно, но, как следует из того же отчета, организация «следит» за объектами, за которыми следить не имеет права, поскольку они имеют федеральное или региональное значение. Таких памятников аж 8 штук: борцам революции 1905 года, Н.Г. Чернышевскому, Герою Советского Союза Марине Расковой, С.М.Кирову, бюст А.Н. Радищева, обелиск на братской могиле, памятники «Защитникам саратовского неба» и Герою Советского Союза А.И. Хользунову. Остальные 35 не имеют статуса объектов культурного наследия...

Между тем, в кризисный 2009 год этот занятный МБУК получил из бюджета 24,402 млн рублей, из которых лишь 1,6 млн пошли, собственно, на ремонт памятников (6,6% бюджетных ассигнований). Остальное ушло на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда - 877,6 тыс. рублей (3,6% расходов), услуги связи - 6 тыс. рублей (0,02% расходов), арендную плату за пользование имуществом - 78 тыс. рублей (0,32% расходов), прочие работы, услуги (формирование земельных участков, изготовление межевого плана, техническая инвентаризация и т.п.) - 394,5 тыс. рублей (1,62% расходов). Больше всего денег ушло на так называемые «прочие расходы»: 21381,2 тыс. рублей (87,62% расходов). Чтобы не напрягать читателя подробностями, скажу лишь о том, что в 2010 году предприятие получило 13,3 млн бюджетных денег, а на памятники потратило аж 4,6 миллиона. Ребята работают над собой - растут на глазах.

без названияИ вот эта контора с КПД как у паровоза жаждет отдать деньги за починку моей любимой диорамы. Аж шестьсот тысяч рублей. Правда, аукцион на этот подряд был признан несостоявшимся. Как пояснила по телефону ответственная за проведение тендера сотрудница учреждения Людмила Гульчук, это произошло из-за того, что поступила всего одна заявка.

Забавно, но автор этой композиции художник Леонид Нечкин, с которым нам удалось связаться по телефону, впервые слышит о том, что его детище собираются реставрировать. По словам художника, он готов взяться за работу в любое время, так же как и те, кто трудился над изготовлением диорамы в далеком 1990 году.

По словам председателя местного отделения Союза художников России Павла Маскаева, проводить реставрацию композиции в обход ее автора несколько неэтично: «Мы неоднократно подавали смету расходов в городскую администрацию. Нечкин сам обследовал диораму и выявлял неисправности».

Цифра, которая значится в смете двухлетней давности, впечатляет: 1 млн 111 тыс. 655 рублей. Но и фронт работ немаленький. За эту сумму художник берется изготовить 80 утраченных или испорченных «зданий» старого и нового Саратова, 5 пароходов, 10 деревьев и поработать с частью макета «Саратов будущего». Кроме того, необходимо изготовить новые «строения», возведенные в городе с тех пор (40 штук), а также проработать росписи диорамы красками на месте (155 элементов). Работа ювелирная и вредная для здоровья - ведь приходится выпиливать здания из твердого пластика и склеивать их ядовитым клеем.

По мнению автора макета, для сохранности «мини-города» просто необходимо кондиционирование и солнцезащитный козырек, установка которого входит в смету. Без этого детали будут плавиться от летней жары. Кроме того, Нечкин уверен, что нужно освещать макет изнутри и установить подвижные стекла для регулярного технического обслуживания. Подробная смета учитывает монтаж, доставку, стоимость материалов и инструментов и многое другое. По мнению Павла Маскаева, итоговая сумма вполне обоснована, поскольку изготовление макета только со стороны представляется легкой работой: «Это адский труд. Двадцать лет назад целая бригада трудилась над композицией более полугода».

Если вернуться к вопросу об информированности, поднятому в начале этой статьи, то стоит с облегчением констатировать, что проблема снята. Телефон областного отделения Союза художников России: 51-10-79, факс: 51-06-40. На всякий случай даем еще и электронный адрес: ksouz@yandex.ru

Теперь нам всем остается надеятся, что награда, то бишь честная победа в тендере, найдет героя. И количество профильно освоенных МБУК «Культурное наследие» денег вырастет на изрядную сумму.