Саратов, которого нет

Саратов, которого нет

Говорят, лучше поздно, чем никогда. И правильно говорят. Недавно в сети Интернет я наткнулась на путеводитель под названием «Саратов, которого нет». Вспомнилось, что действительно этой весной в областном правительстве даже проходила выставка-презентация. Но тогда на выставку я не попала, да и о книге скоро забыла. А несколько дней назад, увидев «Саратов, которого нет», подумала, что такая книга должна быть у каждого, кто любит свой город и помнит его историю

без названияГоворят, лучше поздно, чем никогда. И правильно говорят. Недавно в сети Интернет я наткнулась на путеводитель под названием «Саратов, которого нет». Вспомнилось, что действительно этой весной в областном правительстве даже проходила выставка-презентация. Но тогда на выставку я не попала, да и о книге скоро забыла. А несколько дней назад, увидев «Саратов, которого нет», подумала, что такая книга должна быть у каждого, кто любит свой город и помнит его историю.

Сколько раз я встречала неравнодушных к родному городу людей. То были люди совершенно разных профессий: архитекторы и писатели, музыканты и врачи, журналисты и ученые. Каждый из них с искренней грустью говорил о потерянных памятниках архитектуры, о запущенных скверах и разрушающихся старинных особняках. Каждый жалел о том, чего уже нельзя вернуть. Они ругали и власть, не способную сохранить историю, и простых обывателей, совершенно по-свински относящихся к малой родине. Авторы и составители путеводителя «Саратов, которого нет», краевед Евгений Максимов, архитекторы Андрей Мушта и Алексей Кашанин, никого не ругают и ни к кому не обращаются с просьбой сохранить хотя бы то, что осталось. Они просто вспоминают. На фотографиях - их всего 38 - навсегда потерянные здания. Церкви, гостиные дворы, музеи, театры, гимназии и просто красивые дома, которые могли бы и по сей день украшать Саратов.

На одной из страниц путеводителя - Триумфальная арка, возведенная в 1871 году. Красивое сооружение. Монументальное и в то же время воздушное. Рядом со старинной фотографией арки другое изображение. Так это место выглядит сейчас. Обычная подстанция, серое зданьице. И ничего не напоминает о том, что когда-то здесь были Царские ворота. Авторы путеводителя не предлагают читателю знакомиться с подробной историей утерянных памятников, а лишь излагают сухие факты. Построена тогда-то таким-то архитектором. Снесена в таком-то году, а сейчас на этом месте располагается вот это. На одной из следующих страниц маслобойный завод Шумилина. Здание появилось в Саратове в 1861 году. Выполнено оно было в популярном тогда стиле эклектика. Сейчас на этом месте известный торгово-развлекательный комплекс.

А вот здание дворянского депутатского собрания, построенное губернским архитектором Григорием Васильевичем Петровым в 1830 году. Рассказывают, что там был уникальный колонный зал, где частенько проводились балы и собрания. И зал этот ничуть не уступал дворцовым столичным залам. Дворянского собрания не стало в 1970 году. Теперь на его месте самая обычная девятиэтажка. Хотя, может быть, там вовсе и не девять этажей, а меньше. Но такие дома не запоминаются, и ничто не заставляет случайного прохожего поднять голову и посмотреть, а сколько же здесь этажей. Совсем иначе было с дворянским собранием. Трехэтажное здание не могло не привлекать взгляда, ведь на последнем этаже были многофигурные панно-барельефы.

Особняк известного в Саратове купца и мукомола Шмидта на улице имени Сакко и Ванцетти не был разрушен. Но этот дом, построенный в стиле модерн, давным-давно утратил свой первоначальный облик из-за многочисленных перестроек. Кто теперь узнает в нем красивейшее сооружение, выполненное московским архитектором Капитолием Авраамовичем Дулиным в «мавританском стиле»?

Рядом с каждой старинной фотографией в путеводителе «Саратов, которого нет» - фотография современная. На некоторых жилые дома, встречаются памятники, детские сады и парки. Но есть и пустыри, заросшие сорной травой и огороженные заборами, и автомобильные стоянки. Изображения прошлого и настоящего говорят сами за себя. На старых фотографиях - произведения искусства, созданные руками человека. Красота, которую так сильно хотелось бы сохранить, донести до потомков. Та красота, которая могла бы научить любить и уважать родной город и его историю. Но время неумолимо движется вперед. И все, что мы сейчас видим, - это скучные тусклые высотки, вгоняющие в депрессию своим серым однообразием.

Во вступительном слове к книге саратовский архитектор Лариса Тарасова пишет: «Однако самые большие потери в архитектурном облике Саратова произошли в 30-е годы XX века, когда по идеологическим соображениям были полностью снесены или перестроены почти все культовые здания города, формировавшие его выразительный силуэт. Позднее памятники истории разрушались из-за отсутствия денег на реставрацию, из-за невнимания, безразличия властей и общественности. Сейчас историческая застройка погибает под мощным натиском нового строительства, ведущегося в невиданных ранее объемах.

Старого Саратова остается все меньше и меньше, а вместе с ним уходит индивидуальность и неповторимость, теплота и уют родного дома. Этот путеводитель - попытка спасти утраченные здания хотя бы в нашей памяти, сохранить их в духовном поле городского сообщества». Это действительно так. Саратовцы не любят своего города и не видят его. Выходя на улицу, горожане ругают разбитые тротуары и, не поднимая глаз, спешат по своим делам. Проходя мимо редких, сохранившихся еще пока памятников истории, люди видят лишь пеструю рекламу, которой так старательно завешаны разрушающиеся фасады. Вот и получается, что даже в нашей памяти не остается ничего...

Знаете, о чем я подумала, разглядывая изображения «Саратова, которого нет»? Об альбоме с семейными фотографиями, который обычно показывают детям. «Вот это, сынок, твоя прабабушка. Она работала врачом. А это твой прапрадедушка, он строил железные дороги. А здесь - твой родной город, таким он был давным-давно, когда твоих родителей еще не было на свете»... Спасибо авторам и составителям путеводителя за этот семейный альбом.