Мой ласковый и нежный Утц

Мой ласковый и нежный Утц

Тут все немного всполошились по поводу канала ГТРК, а вернее, по поводу проходящих на канале ГТРК событий под названием «дебаты», а если уж быть совсем точным, то по поводу конкретных дебатов между экс-депутатом коммунистом Андреем Карасевым и каким-то сухощавым дедушкой, который с марта этого года впал в горячку, следствием чего явилась его глубокая убежденность в том, что именно он и есть тот самый человек, которому саратовцы должны незамедлительно вверить в управление сначала город, а потом и страну, ради их же собственного блага. Клянусь, я не помню, как его зовут

Мой ласковый и нежный УтцТут все немного всполошились по поводу канала ГТРК, а вернее, по поводу проходящих на канале ГТРК событий под названием «дебаты», а если уж быть совсем точным, то по поводу конкретных дебатов между экс-депутатом коммунистом Андреем Карасевым и каким-то сухощавым дедушкой, который с марта этого года впал в горячку, следствием чего явилась его глубокая убежденность в том, что именно он и есть тот самый человек, которому саратовцы должны незамедлительно вверить в управление сначала город, а потом и страну, ради их же собственного блага. Клянусь, я не помню, как его зовут.

И вот вместо того, чтобы отправить дедушку в санаторий в Пятигорск или еще куда, где бьют минеральные источники, бесчеловечное окружение рядит его в костюм и посылает на какие-то «дебаты». Но всполошились люди не из-за него, а из-за ведущего «дебатов» Романа Грибова, который там якобы сильно повздорил с коммунистом Карасевым, так что чуть до драки не дошло, и вообще - он, Роман Грибов, душит на дебатах оппозицию, а так делать не полагается.

Что сказать? Вообще-то это правда - Андрей Карасев мужик горластый, но не злой. Да, в прошлом составе гордумы он чаще других коммунистов кричал на заседаниях, требуя чего-то справедливого и для всех сразу. В общем, громко так морочил голову. А в остальном - живет он в поселке Солнечный, в многоэтажке, весьма скромно: достаточно сказать, что чай он пьет из синей кружки с надписью «Житомир-79».

Я эти дебаты Андрея Карасева с дедушкой посмотрел, чушь, конечно, полная, но никому там коммунист не угрожал, хотя да - Грибов любил его меньше, чем дедушку, и это может свидетельствовать только о его филантропии. Кстати, еще мне сказали, что ранее Роман Грибов проводил дебаты между коммунисткой Алимовой и учительницей Боковой из Народного Фронта, так вот там ведущий Алимову терзал по поводу преступников в компартии, а с учительницей Боковой говорил преимущественно о погоде.

Ну?! А вы что хотели, друзья мои?! Вы чего на Рому Грибова накинулись? Рома Грибов где работает? На «гтрке» он работает. А «гтрка» у нас канал государственный, хоть и коммерческий, потому что у Андрея Россошанского, директора, большой автомобиль, потребляющий много бензина - жить как-то надо, крутиться как-то надо? За различную плату «гтрка» у нас может обслужить за вечер нескольких клиентов, но при этом есть один VIP-клиент, которого «гтрка» в нужный момент обслуживает исключительно по любви, - это партия. Поэтому отвяжитесь вы от Романа Грибова!

Меня искренне шокировал - да, именно так - не он, а другой, вернее, другая, нет, все-таки другой символ «гтрка» по имени Светлана Бородич. Ее липкий голос вы слышали многократно. 

Одиннадцать лет назад, летом 2000 года, я проходил телевизионную практику на канале «гтрка», когда главным редактором там была красотулечка Елена Софинская. Большую часть времени меня своеобразно и толково наставлял ее зам - колоритный дядька Александр Сапронов, ныне, к сожалению, покойный. Но однажды текст моего сюжета - не помню, о чем - попал к Светлане Бородич, другому заму. Она брезгливо текст раскритиковала, в благородной попытке научить меня, как стать хорошим телевизионным журналистом. Само собой, себя она таковым (или таковой) считала. Я не возражал, это и правда была дребедень.

Несколько лет спустя, когда уже работал в новостной редакции «Телеком-ТВ», я глядел по «гтрка» заунывные, пятиминутные монологи Светланы Бородич с убогим и бессмысленным видеорядом, с каким-то бархатным, как спинка гусеницы, придыханием в финале, где она по одной ей известной причине вначале называла оператора, а потом себя. Звучало забавно: например, Георгий Матыс, Светлана Бородич. Или: Алексей Новиков, Светлана Бородич.

То есть, возникало ощущение, что сюжет делал Георгий Матыс, причем начитывал его женским голосом. Далее шли важные подробности обстоятельства съемки. Ну знаете, как иногда собкоры федеральных каналов говорят: «Жанна Агалакова с набережной Круазет, Канны, Франция». Или: «Ольга Кирий из Цхинвала, Южная Осетия».

В варианте Светланы Бородич это звучит как: «Светлана Бородич из Государственного архива Саратовской области, улица Кутякова, немного не доезжая до пересечения с Горького».

В общем, у меня не было никакого отношения к тому, что делает специальный корреспондент ГТРК «Саратов» Светлана Бородич - ну, чудит дама, ну, делает нечто авторское, этакий «сюжет-не-для-всех», в выпуске новостей (в «Телекоме» ее сюжеты и на пушечный выстрел не подпустили бы к эфиру, но у каждого канала свои стандарты брака) - ну и черт с ней! 

Но когда я увидел ее последнее произведение, посвященное министру образования Гарри Татаркову, то просто осатанел.   

Как хорошо известно, Светлана Бородич любит экспериментировать с красками - для себя она подбирает зеленые, фиолетовые, сиреневые и бирюзовые тона. Для Гарри Татаркова она выбрала все оттенки черного.

Я не против. Светлана Бородич работает на канале «гтрка». Как уже говорилось, руководит им Андрей Россошанский, депутат партии «единаяроссия», член Совета думы, председатель комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике, член комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, член комитета по регламенту и организации работы Саратовской областной думы. Если линия регионального отделения партии сейчас такова, что Гарри Татаркова нужно морально изничтожить, то действия Андрея Россошанского и специального корреспондента Светланы Бородич вполне предсказуемы. В конце концов, Гарри Татарков может лично Светлану Бородич не устраивать как министр.

Но то, какие приемы Светлана Бородич - немолодая, весомая саратовская журналистка - применяет к нему, - это чудовищно. Это за гранью добра и зла. Вот начало сюжета: «Когда нынешний министр образования Гарри Татарков приступил к исполнению обязанностей, в оздоровительном лагере «Чистые ключи» утонул ребенок...» Я понятия не имею, что этим хотела сказать специальный корреспондент, у меня только одна версия - оккультист и медиум Светлана Бородич углядела в гибели подростка и назначении Татаркова дурное предзнаменование.

Дальше в сюжете коллективное бессознательное - он виноват в том, что училка, которая подралась с родительницей, задирала юбку и показывала синяки, причем показывала журналистам же; он виноват в том, что ученики области не знают математику так, как знает ее Светлана Бородич, и они проваливают ЕГЭ по математике, он виноват в том, что сельские школы закрываются, он виноват в том, что дороги в районах не строятся, он виноват в том, что в школах процветают поборы с родителей, короче, Гарри Татарков - исчадие ада. Ну ладно, ну черт с ней - пусть он, хоть и год с небольшим работая, косвенно разделяет ответственность за все перечисленное.

Самыми же потрясающими были кадры, снятые кем-то на мобильник и любезно вмонтированные Светланой Бородич в свой сюжет: на спине лежит какая-то девочка в одежде, на девочке лежит в одежде мальчик, который бойко двигается на девочке, играя во взрослых. Лица, понятное дело, замазаны.

В этом, я так полагаю, тоже виноват Гарри Татарков. Я все ждал, что Светлана Бородич скажет, что это из его личного архива, что это он держал в руках мобильник. Этого специальный корреспондент «гтрки» не сказала, зато она так переживала, что зритель с первого раза не поймет увиденное или не свяжет увиденное с именем Гарри Татаркова (а это еще хуже), что продублировала кадры с девочкой и мальчиком к концу сюжета. Ничего - депутат и председатель комитета по культуре Андрей Россошанский разрешает. Впрочем, ей всегда было нечего показывать.

Так вот, все это, конечно, чудовищно. Гарри Татаркова травят, как бешеного лиса. Я вообще не припомню, чтобы за последние годы наше сверхполитизированное и лицемерное властное общество травило бы кого-нибудь с такой силой. Разве что издателя этой газеты Леонида Фейтлихера, но тот сам на медведя пошел. Гарри Татарков оказался в мохнатых объятиях случайно, за хлебушком вышел. 

И теперь рвут его на части партийцы, члены ОП, ведомственные журналисты - ладно, работа такая, сделать, плюнуть и забыть. Но до какого предела жизненного тупика дошла специальный корреспондент «гтрки» Светлана Бородич, что взялась за его травлю настолько изобретательно и художественно?

Я не удивлюсь, если она по-прежнему наставляет студентов-практикантов с филжура СГУ. Учит их делать хорошие телевизионные сюжеты.

Я понимаю, что они не прочтут это, но так - на всякий случай - все-таки хочу сказать: дорогие студенты-журналисты, бегите от нее куда подальше! Впрочем, когда вы ее увидите, то поймете всю вторичность моего совета.

Светлане же Бородич хочу сказать, когда она в другой раз будет делать сюжет про Гарри Татаркова, пусть нароет в Интернете роликов с дезоморфиновыми наркоманами - куда более впечатляющая картинка, и покажите со спины какого-нибудь анонимного кретина с измененным голосом, который скажет, что недавно он видел Гарри, покупающего в аптеке шприцы и кодеин.

И последнее: десять лет главным демоном «гтрки» (в карнавальной маске миссионера с печальными глазами) считался врач Сергей Утц. Его телевизионное хитроумие, переплетенное с коммерческой находчивостью, вызывало у конкурентов зависть и ненависть. Как все жестоко ошибались! Да он просто... да он просто ласковый и нежный.