Привет Чернышёву

Привет Чернышёву

Звонок активиста объединения «Радость движения» Ирины Машинистовой застал меня поздним вечером в кинотеатре. Понимая, что в столь неурочный час звонят не от хорошей жизни, я ответил. «Саша, они опять закупили эти коляски!» - послышался взволнованный голос. Новость действительно была не из приятных...

без названияЗвонок активиста объединения «Радость движения» Ирины Машинистовой застал меня поздним вечером в кинотеатре. Понимая, что в столь неурочный час звонят не от хорошей жизни, я ответил. «Саша, они опять закупили эти коляски!» - послышался взволнованный голос. Новость действительно была не из приятных...

Мы уже неоднократно писали об этих мужественных людях - родителях, которые воспитывают детей с диагнозом ДЦП и при этом не сдаются. У них еще хватает сил на то, чтобы бороться с бюрократической машиной. Сколько копий было сломано в борьбе с чиновниками, дабы убедить их, что китайская коляска под названием «серия 7000», которую выдают детям-инвалидам уже не первый год, совершенно непригодна для больных детей! И вот, казалось бы, недавно лед тронулся. Минсоцразвития области стало приглашать членов объединения «Радость движения» на всяческие «круглые столы» и встречи, которые, на первый взгляд, были добродушными и проходили в обстановке взаимопонимания. Уж не оттого ли, что Саратов принял участие в федеральном проекте «Равные возможности», на реализацию которого было выделено изрядное количество денег? Но не будем заранее настраиваться на негатив.

В ходе этих встреч активисты «Радости движения» буквально проели всю плешь (по-иному не назовешь) сотрудникам министерства насчет злосчастной коляски «серия 7000». Объединение включает в себя 170 семей, в которых воспитываются дети с диагнозом ДЦП, поэтому голословным заявление руководителей назвать сложно. А оно следующее: «Данная коляска АБСОЛЮТНО не подходит для наших детей». На глазах сотрудников министерства родители провели настоящий «краш-тест» коляски, в ходе которого ребенок из нее едва не вывалился.

И вот на сайте областного минсоцразвития после всех этих обсуждений преспокойно появляется контракт №139-К от 7 ноября сего года. В этом контракте есть информация о закупке «бешеных табуреток» (именно так мамы детей-инвалидов прозвали это устройство) в количестве 50 штук. Причем, что интересно, одна и та же коляска проходит в контракте как комнатная и как уличная.

А на канале ГТРК «Саратов» в это же время начинает мелькать бывший депутат и стоматолог Женя Ковалев в роли куратора проекта «Равные возможности». В коротких и трогательных сюжетах Женя смело идет в квартиры инвалидов и вручает им средства реабилитации. Экс-облдеп постоянно измеряет ширину дверных проемов в квартирах рулеткой и часто говорит в телекамеру словосочетание «индивидуально подбираем».

Когда я узнал, что этот пухлый мальчик с хитрыми черными глазками стал координатором столь серьезного проекта, мне стало плохо. Вспомнилось почему-то заседание комиссии по местному самоуправлению, которое состоялось 21 июля 2010 года. Там обсуждали результаты работы стоматологической поликлиники №5, возглавляемой бывшим депутатом областной думы Евгением Ковалевым. В медицинском учреждении были обнаружены серьезные нарушения по оплате труда сотрудников. Депутат Виктор Марков после заседания заявил: «Коллегами фамилия Ковалева не называлась. Его называли «молодой руководитель», который по инерции за своим предшественником продолжал начислять зарплату сотрудникам не из средств ОМС, а как-то произвольно, по своим каким-то понятиям». И вот этот человечек призывает «выявлять инвалидов» и кричит, что он с ними в одной лодке. Страшно, честное слово.

Узнав об этой закупке и о том, что вручение китайского ширпотреба Женя кличет словом «индивидуально», активисты движения смогли добиться аудиенции у заместителя министра соцразвития области Светланы Самойловой. На этой знаменательной встрече удалось побывать и мне.

Все началось с крыльца министерства. Оно было титаническим, как по крутизне, так и по количеству ступенек. Тогда мамы с детьми в колясках стали нажимать на звонок возле бокового входа, где был нарисован инвалид. Естественно, никто не отозвался. Волей-неволей пришлось подниматься по ступенькам с детьми на руках, а коляски тащить отдельно. Нелегкая это работа, доложу вам. Зато встреча вышла теплой.

Родителям удалось донести главную мысль. Что коляски под названием «серия 7000» просто невозможно использовать. У них нет боковых опор, амортизаторов, спинка откидывается недостаточно, к тому же вместо положенных 4 лет они служат 2 года. Выходит, что коляски придётся закупать дважды? Это уже тянет на неэффективное расходование бюджетных средств. Оправдание замминистра Светланы Самойловой и начальника отдела координации создания доступной среды Веры Федотовой озадачивало. Это был поток сознания вроде «не виноватая я, закон федеральный злой не позволяет закупать без аукциона, а в аукционе выигрывает только эта коляска как самая дешевая». Жалобы сотрудников на то, что они не смогли точно указать технические характеристики, шокировали. Но если честно, еще более шокировала просьба к мамочкам детей-инвалидов провести маркетинговое исследование и составить техтребования. Неплохо так - с ребенком на руках, в перерывах между готовкой и одеванием, на одной коленке проводить исследования. Но все же и такой результат встречи - лучше, чем ничего. Здесь, на глазах замминистра, в коляску «серия 7000» посадили ребенка - он чуть не выпал из этого чуда китайской промышленности.

Забавно, что когда мы рассказали замминистра о неработающем звонке для инвалидов, Светлана Владимировна стала уверять, что так получилось из-за обеденного перерыва. Когда после окончания беседы собравшихся стали выпускать из здания с помощью специального подъемника, это было шоу. Руководящие дамы метались по министерству в поисках ключей, а сам подъемник был настолько пыльным, будто его ни разу не запускали. Показательно...

Казалось бы, результат встречи достигнут. В министерстве воочию убедились в непригодности техсредства. Однако уже через несколько дней одному из членов объединения пытались всучить данную коляску. Видимо, в надежде, что она не в курсе прошедшего рандеву.

В итоге я позвонил министру Владимиру Чернышёву и общался с ним в течение получаса. Общение с моей стороны происходило в маршрутке, поэтому когда я, предварительно представившись корреспондентом, обращался к собеседнику «Владимир Владимирович», все в «газели», включая водителя, смотрели на меня ошарашенно.

Министр, как настоящий профессионал, пытался «зайти» с разных сторон. Сперва он сказал, что члены «Радости движения» - не единственные его подопечные в области и что он должен заботиться о более чем 6 тысячах детей-инвалидов. И что раньше не давали ничего, а сегодня дают хоть что-то. Когда я твердо заявил о том, что коляска непригодна, министр вновь принялся уверять меня, что она соответствует всем требованиям и что люди всегда хотят чего-то лучшего. Я настаивал на том, что коляска не подходит большинству из 170 детей (именно так - безапелляционно!). Министр сменил тактику - спросил, почему тогда у него в блоге нет ни одной жалобы. Я рассказал Владимиру Владимировичу, что жалобы в виде статей есть на нашем сайте. Тем более, что многие мамы детей-инвалидов живут в таких условиях, что у них нет ни лишнего времени, ни компьютера. Тогда Чернышёв посетовал на то, что обязан исполнять написанное в индивидуальной программе реабилитации. (Там значится лишь нечто общее - коляска для ребенка с диагнозом ДЦП.) В общем, диалог получился каким-то странным. Мне показалось, что министр твердо убежден: его сотрудники делают благо. И это самое страшное. Он верит, что неприятие активистами «Радости движения» коляски «серия 7000» - нечто вроде блажи человека, который хочет ездить на иномарке, а не на «Жигулях». Он не понимает, что требования активистов - не каприз, а жизненная необходимость.

Встреча министра с активистами объединения по данному вопросу назначена на «после выборов». Мамы детей-инвалидов тревожатся, что уже 5 декабря всем будет на них наплевать. И я почему-то разделяю их опасения.