Владимир СИНЮКОВ: «И тишина...»

Владимир СИНЮКОВ: «И тишина...»

Не знаю, как танцуют сотрудники областного минкульта, но им все время что-то мешает. Ну никак не могут они платить работникам культуры такие деньги, чтобы не было стыдно. То средств в бюджете нет, то деньги находятся, но муниципалы тратят их не по назначению или же руководители театров и клубов повышают оклады себе, забывая про остальных сотрудников. В общем, совершать изящные па и делать широкие жесты у областных чиновников не получается. По крайней мере, в одиночку. Тут срочно требуется опытный партнер, которого минкульт попытался разглядеть в лице отраслевого профсоюза

Владимир СИНЮКОВ: «И тишина...»Не знаю, как танцуют сотрудники областного минкульта, но им все время что-то мешает. Ну никак не могут они платить работникам культуры такие деньги, чтобы не было стыдно. То средств в бюджете нет, то деньги находятся, но муниципалы тратят их не по назначению или же руководители театров и клубов повышают оклады себе, забывая про остальных сотрудников. В общем, совершать изящные па и делать широкие жесты у областных чиновников не получается. По крайней мере, в одиночку. Тут срочно требуется опытный партнер, которого минкульт попытался разглядеть в лице отраслевого профсоюза.

Впрочем, 20 декабря на совместном заседании коллегии регионального министерства культуры и III пленума обкома профсоюза работников культуры никто не танцевал. Не было ни «Половецких плясок», ни подходящего случаю «Умирающего лебедя». Собравшиеся предпочли традиционный для совещаний разговорный жанр. Министр культуры Владимир Синюков этим жанром даже злоупотребил и прочитал большой доклад о маленьких зарплатах своих подопечных. «Еще три года назад мы, прямо скажем, не блистали, - был откровенен Владимир Николаевич. - Саратовская область находилась на последнем, 14-м, месте по уровню заработной платы в культуре в Приволжском федеральном округе. И только в последнее время... ситуация постепенно стала меняться, рост заработной платы составил 45%. Это говорит об определенном переломе и тенденции».

Оказалось, однако, что не в деньгах счастье, а в их целевом распределении. Чтобы прибавить жалованье культработникам на 10% в этом году, из областного бюджета было выделено 208 миллионов рублей. «Эта мера, ясная, очевидная во всех отношениях - социальном, социально-политическом - как ни странно, реализовывалась очень не просто», - посетовал министр. Некоторые районы, по его словам, пришлось «дожимать». Последними, уже в конце года, приняли решение об увеличении зарплат Балаковский, Хвалынский, Ершовский районы и город Саратов. Вот уж от кого областные чиновники не ожидали подвоха. А еще культурными центрами называются.

В общем-то, не церемонятся со служителями муз многие муниципалитеты. По словам докладчика, «из 42 районов области только в 12 не снимались средства с культуры». Более 49 миллионов были потрачены на другие цели в Балаковском районе, свыше 12 миллионов - в Марксовском, более 11 миллионов - в Петровском и Балашовском районах. «А потом просят и говорят: дайте нам», - заметил министр. И ведь, скорее всего, будут услышаны. Поскольку уже в следующем году правительство области намерено довести среднюю зарплату по отрасли до 10 тысяч рублей, на что муниципалитетам перечислят 400 миллионов.

Кроме того, министр культуры сделал громкое заявление: «Впервые в отрасли в наступающем 2012 году у специалистов не будет заработной платы ниже величины прожиточного минимума». Какое достижение! А пока же артистам и библиотекарям, музейным работникам и преподавателям детских художественных школ платят, похоже, меньше, чем гастарбайтерам, которых наша «культурная столица Поволжья» выписывает из-за границы для уборки улиц. Но со следующего года деятели искусств заживут на широкую ногу, ведь 6025 рублей им гарантированы! Тут уж нельзя не согласиться с министром: это «серьезный социальный шаг», «серьезная социальная акция», «политическая задача».

Впрочем, Владимир Синюков честно предупредил: 10 тысяч будут получать не все, кто-то - меньше. А вот руководству некоторых учреждений, например, несколько раз упоминавшегося на совещании Саратовского театра оперы и балета, придется делиться. По мнению Синюкова, стимулирующая часть директорских зарплат может быть оптимизирована и направлена на выплаты другим специалистам, «которые имеют неприемлемые, низкие потолки своих заработных плат». «Но с дубиной к директору, если у него в голове не складываются такие принципиальные социальные вещи, не приставишь кого-то... - отметил министр. - Возникает вопрос: а где же профсоюз? Я понимаю, все сложные отношения, зависимости и так далее... И все. И тишина. И безропотность».

Но «шепот, робкое дыханье» областной профсоюз работников культуры признавать за собой отказывается. Председатель организации Вера Дмитриева возразила чиновнику, заявив, что именно благодаря правозащитникам слово «культура» стало произноситься значительно «активнее, чаще», а власти наконец обратили внимание на незавидное материальное положение культработников. В общем, профсоюзная работа кипит: подписываются всяческие двух- и трехсторонние соглашения, проводятся проверки коллективных договоров и положений об оплате труда в культурных организациях, вносятся предложения «социальному партнеру» - министерству культуры.

О другом виде «социального партнерства» рассказал председатель профильного комитета  областной думы Андрей Россошанский. Депутат передал работникам культуры привет от своих коллег и поблагодарил их за то, что «при всех наших трудностях и проблемах вы, надеюсь, поддержали «Единую Россию» на выборах». По мнению облдепа, останавливаться на достигнутом в культуре не стоит. «Что греха таить, - сказал Андрей Владимирович, - давайте пользоваться тем, что в марте у нас выборы президента, а в октябре - депутатов областной думы». И тогда победившие кандидаты, может быть, тоже передадут культуре привет и немного денег.

Под конец совещания на трибуну взобрался главный профсоюзный лидер и активный участник Народного фронта Михаил Ткаченко. «Что не аплодируете?» - как бы намекнул он притихшему залу. Получив свою «минуту славы», Михаил Викторович высказал решительную позицию по поводу низких зарплат: «Сегодня мы должны договориться так. Деньги дали не главе администрации, и не ему снимать деньги с работников культуры! Деньги дали на культуру, для людей дали. Сперва пускай отдаст свою заработную плату и своих замов, а потом лезет в чужой карман!»

Сорвав новые аплодисменты, на сей раз без подсказки, профсоюзный лидер вошел в раж. Михаил Викторович рассказал, что рост средней заработной платы в области на 15% произошел за счет повышения и без того высокооплачиваемых профессий, а низкооплачиваемые по-прежнему соответствуют своему названию. В здравоохранении вообще творится беспредел - жалованье врачей взяли и увеличили за счет средств, выделенных на приобретение лекарств. Правда, причем здесь культура, финансирование которой не сопоставимо с медициной, Ткаченко не пояснил. Если пациентов, покупающих на собственные деньги лекарства, вполне можно представить, то слушателей, приходящих на концерт со своими роялями и бубнами, - несколько затруднительно. Впрочем, с трудом можно поверить и в то, что после совместного совещания минкульта и профсоюза доходы работников культуры принципиально изменятся.