Кузькина мать

Кузькина мать

Едва ли журналистам в ближайшее время удастся вытащить на свет божий надежно хранящуюся в чиновничьих закромах правду об увольнении директора саратовского лицея №37 Николая Кузькина. Заслуженного учителя РФ, который руководил учебным заведением почти 20 лет, «попросили вон». Без объяснения причин, в канун Нового года - 31 декабря 2011-го. А еще были угрозы, бунт, пожар, вранье и прочее... Но пока не было самого главного - финала

Кузькина матьЕдва ли журналистам в ближайшее время удастся вытащить на свет божий надежно хранящуюся в чиновничьих закромах правду об увольнении директора саратовского лицея №37 Николая Кузькина. Заслуженного учителя РФ, который руководил учебным заведением почти 20 лет, «попросили вон». Без объяснения причин, в канун Нового года - 31 декабря 2011-го. А еще были угрозы, бунт, пожар, вранье и прочее... Но пока не было самого главного - финала.

«Википедия» говорит, что одной из наиболее вероятных версий происхождения устойчивого выражения «кузькина мать» является следующая: «Кузька - вредитель хлебных злаков, пластинчатоусый жук Anisoplia austriaca, чьи личинки живут в почве, где дважды зимуют. Показать эту личинку (то есть кузькину мать) можно, лишь глубоко разрыв землю».

В нашем случае, чтобы продемонстрировать общественности саратовскую «кузькину мать», нужно устраивать нешуточные раскопки. И совсем не факт, что итог этих раскопок придется по душе тем, кто больше всего настаивает на их проведении. Попробуем начать.

И улыбнулся

В конце декабря 2011 года Интернет всколыхнуло сообщение о якобы готовящемся увольнении директора лицея №37 Николая Кузькина. Формулировка была примерно такой: хорошего руководителя решили наказать за то, что на прошедших выборах депутатов Государственной думы РФ в подведомственном ему учреждении «ЕР» набрала мало процентов голосов. Мол, не хотел директор идти на поводу у неких личностей из властных эшелонов и наотрез отказывался фальсифицировать в пользу «медведей». Потом директор и сам высказался, уже в СМИ: да, вызывали в администрацию, предлагали написать заявление по собственному. Отказался. О том, почему, зачем или за что руководителя решили уволить - ни слова.

Страсти накалялись, появились заявления школьников о том, что они готовы перекрыть улицу, расположенную рядом с лицеем, в случае, если Николая Кузькина и дальше будут «вызывать». Чиновники, похоже, испугались и принялись успокаивать общественность: никто никого не собирался и не собирается увольнять. Спустя два дня после этих заверений - в канун Нового года - Николая Кузькина уволили.

Целая бригада, состоящая из районных и городских представителей власти, нагрянула в лицей №37 с целью «рассчитать» Николая Петровича. Это было 31 декабря, когда в учебном учреждении можно было встретить основных героев истории с увольнением - собственно директора Кузькина и главу администрации Фрунзенского района Алексея Санникова.

Моей замечательной супруге Ирине Каширской, которая следила за развитием событий, тоже пришлось отправиться в лицей в этот праздничный день. Позже она подробно рассказала о том, что там происходило:

«Николай Петрович был в своем кабинете. В комнате ощутимо пахло лекарствами - Кузькин только что выписался из больницы, и после такого известия ему вновь стало плохо. Пока ждали «скорую», он рассказал, что уволен в соответствии с п. 2 ст. 278 и ст. 279 ТК РФ, то есть без объяснения причин. Чуть позже я увидела и сам документ. Он подписан главой администрации Саратова Алексеем Прокопенко. Также там стоит подпись Юлии Радаевой - начальника отдела муниципальной службы и кадров. Кузькин устало пояснил, что увольнение по этой статье не может быть обжаловано согласно законодательству.

В лицей, тем временем, прибыла целая когорта чиновников. Глава Фрунзенской администрации Алексей Санников и его заместитель по соцсфере Людмила Сафонова, председатель городского комитета по образованию Марина Епифанова. Санников сообщил, что они собираются рассчитать теперь уже бывшего директора. Прокомментировать увольнение Кузькина он отказался. На вопрос, почему, ответил просто: «Не хочу». И улыбнулся».

Театр без актеров

Почему второй главный герой этой истории - Санников? Потому что следующая за политической («выборной») версией увольнения была и остается версия межличностных отношений директора именно с этим чиновником. Дело в том, что Алексей Санников назначен на должность главы администрации района не так давно и теперь якобы занимается расстановкой «своих людей» на всевозможные посты.

К слову, с момента увольнения Кузькина (31 декабря 2011 года) оба героя словно самоустранились от происходящего. Санников не являлся на мероприятия в лицей, хотя его участие планировалось, а теперь уже бывший директор учреждения стал практически недоступен для журналистов. В редких случаях, когда представителям СМИ удавалось получить комментарий Николая Петровича, речи его были настолько скупы на конкретику, что лишали последнего шанса понять истинную причину увольнения.

В итоге получился эдакий театр без основных актеров. Некие действия, конечно, происходили. В лицее появился новый директор - бывший руководитель школы №12 Алексей Максимов. Потом в учреждении выгорел туалет, который, как считают пожарные, специально никто не поджигал, хотя г-н Максимов (находившийся на месте во время ЧП) считает иначе. И еще много чего было - того, что на виду, и того, что «под ковром». Однако без главных действующих лиц (и без их объяснений) все происходящее стало напоминать старый набор пазлов, из которых уже нельзя сложить цельную картину, поскольку половина деталей безвозвратно утеряна.

К счастью (и к удивлению), молчание чиновников прервали известные в Саратовской области «говорящие головы»: депутаты Государственной думы РФ Николай Панков и Ольга Баталина, а также облдепка Наталья Линдигрин. Приведем их комментарии с небольшими пояснениями.

Горячие головы

Первым после праздников «проснулся» госдеп Панков. Оказалось, что этот деятель и не отдыхал вовсе. Начиная с 1 января он думал о народе.

«В течение недели разбирался с ситуацией вокруг 37-го лицея города Саратова, - рассказал Николай Васильевич 7 января. - Во-первых, считаю, что администрация района была обязана объяснить причину увольнения директора учебного заведения. И если при ремонте лицея действительно были нарушения финансовой дисциплины, то передать материалы в правоохранительные органы. Но в обязательном порядке районный отдел образования должен был проинформировать об этом коллектив».

Обратим внимание на то, что госдеп проговорился тут о неких «нарушениях финансовой дисциплины». Что он имел в виду - пока не ясно, но запомнить эту фразу стоит.

«Во-вторых, не исключаю, что кто-то из районных чиновников преследовал корыстные интересы и желание продвинуть своего человека на должность директора: лицей находится в центре города, здание в хорошем состоянии, есть все условия для нормальной работы, - продолжил намекать Николай Панков, а потом и вовсе скатился до критических оценок нового директора лицея Максимова: - Об этом, кстати, говорит и факт быстрого назначения на должность педагога из другой школы. Причем, по мнению родителей, он не пользуется уважением коллектива и не сможет нормализовать учебную деятельность лицея. Поэтому если и требовалось назначение нового директора, то он должен быть однозначно лучше предыдущего».

Потом Николай Панков перешел к главному - к опровержению политических мотивов увольнения. Думаю, именно эти самые мотивы (материализовавшиеся в информационные сообщения федеральных новостных лент) не давали покоя госдепу на протяжении новогодних праздников, а вовсе не сам факт непонятного увольнения Кузькина. Оно и понятно. Вся страна празднует, а Николай Васильевич - сиди, придумывай комментарий из-за неадекватных действий каких-то районных властей в каком-то Саратове...

«Что касается версии увольнения по результатам выборов, то уверяю, она полностью надуманная и не соответствует действительности. Либо это своеобразная защита конфликтующих - политический шантаж, либо отвлечение внимания от финансово-хозяйственных нарушений в лицее. Ведь есть участки, где партия набрала меньше голосов, чем в 37 лицее, но там никого не уволили и не планируют увольнять, - логично рассуждает депутат и подводит черту: - Единственное, считаю, что в сложившийся конфликт нельзя вовлекать детей, школьников, тем более ссылаться на политическую расправу».

Почувствовали, как расставлены приоритеты в мозгах видных единороссов? Детей, конечно, вовлекать нельзя, но «тем более» (!) нельзя продвигать идею увольнения Кузькина за низкий процент «ЕР».

Спустя пару часов после того, как вышеприведенное высказывание Панкова появилось на официальном сайте Саратовского реготделения «Единой России», с комментарием по поводу всей этой ситуации выступила депутат областной думы Наталья Линдигрин. Сказала она то же самое, что и Николай Васильевич, поэтому не будем повторяться, а лучше немного поиздеваемся над тем, как Наталья позиционирует себя в народе: «Депутат Саратовской областной Думы, исполнявшая в регионе функции пресс-секретаря Вячеслава Володина до его ухода в Администрацию Президента РФ».

Что по этому поводу может сказать корреспондент «Газеты Наша Версия», работавший ранее в издании, учредителем которого был партнер Володина до ухода Вячеслава Викторовича в Правительство РФ? Могу только выразить надежду, что недавно избранная в Госдуму преподаватель истории Людмила Бокова однажды признается: «Я исполняла в регионе функции учителя Вячеслава Володина до тех пор, пока он не ушел в институт»...

Следующий комментатор - госдеп Ольга Баталина. Высказалась она о том же лицее №37 практически теми же словами, но уже спустя пару дней - 9 января. Ольга Юрьевна! Я понимаю, что за Николаем Васильевичем вам не поспеть (да и никому не поспеть, он ведь первым, наверное, указания откуда надо получает). Но как же вы могли допустить, что Линдигрин вперед вас высказалась?! На целых два дня! В деле комментирования такое недопустимо. А ну как в следующий раз право прокомментировать плохие надои на неисторической родине губернатора Ипатова возьмут да и отдадут какому-нибудь Нестерову. А потом некоему Фадееву позволят первому высказаться о трещинке в фундаменте нового перинатального центра... Ужас! Что делать тогда будете? Работать, что ли?

Не последняя версия

После такой промывки мозгов городским чиновникам со стороны уважаемых депутатов администрация Саратова разродилась-таки официальной версией, сообщив, что Николай Кузькин был уволен за многочисленные нарушения, выявленные в лицее №37 в 2011 году.

«К сожалению, в ряде учреждений выявлены нарушения. Самые вопиющие обнаружены в лицее №37. В нем в истекший 2011 год было проведено несколько независимых проверок, в том числе региональными Госпожнадзором, Роспотребнадзором, Уполномоченным по правам ребенка в Саратовской области. Даны конкретные оценки способам и методам управления, хозяйствования прежнего руководства. В том числе на их основании сделаны соответствующие организационные выводы - решение о прекращении трудового договора с директором муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №37» Фрунзенского района г. Саратова Кузькиным. Оно было принято на основании распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31 декабря 2011 года №547-лс на основании пункта 2 статьи 278 Трудового Кодекса РФ. Бывший директор лицея был уволен в полном соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Свое согласие с данным решением он подтвердил собственной подписью», - заявила 11 января исполняющая обязанности замглавы администрации Саратова по соцсфере Ирина Колесникова.

Привела чиновница и причины, по которым якобы уволили Кузькина: «неэффективное управление учреждением, ненадлежащее техническое состояние лицея, несоблюдение в нем санитарно-эпидемиологических норм, правил оформления документов по личному составу и др. Кроме того, вскрылась масса фактов нарушений документооборота, выявлены люди, числящиеся, получающие заработную плату, но не работающие в лицее».

Вот так. Оказывается, официальные органы уже давно в курсе, что в лицее творится что-то нехорошее, но отчего-то молчали. И тут вдруг выдали все разом. Подозрительно? Еще как. Почему сразу в открытую не заявили о нарушениях? Почему еще до увольнения и последовавшего скандала не разместили результаты соответствующих проверок в СМИ? Хотели сохранить незапятнанную репутацию Николая Кузькина? Едва ли, судя по тому, как беспардонно с ним же обращались чиновники - взять хотя бы сам факт увольнения без объяснения причин в канун Нового года. Почему позволили цвести и пахнуть популярной нынче версии о политических мотивах и процентах «ЕР»? Из-за подобной «нерасторопности» городских чиновников в Саратове даже митинг уже запланирован (на 16 января напротив цирка). И там оппозиция будет весьма ловко играть увольнением Кузькина, снова намекая на политические мотивы «расправы» над директором.

Вопрос, кто за это ответит в горадминистрации, сейчас не столь важен. Намного интереснее узнать истинную причину увольнения, поскольку это позволит нам раскопать-таки ту самую «кузькину мать» и, наконец, удивиться. Или огорчиться.

Неспроста несколько дней тому назад контрольно-счетная палата (КСП) Саратовской городской думы вдруг начала проверку лицея №37. Скорее всего, представители этого органа ищут в учреждении те самые «нарушения финансовой дисциплины», о которых говорил Панков. Те самые, о которых не скажут районные и городские чиновники, поскольку если такие нарушения и были, то не могли производиться без ведома власть имущих кураторов лицея.

В КСП подтвердили, что проверка учреждения начата, но полностью засекречена. Такой и останется вплоть до завершения. Из этого можно сделать вывод, что расстроенные депутаты, обрушившие на головы местных чиновников троекратное «фи» по поводу увольнения Кузькина, не доверяют сведениям, предоставленным замглавы администрации по соцсфере Колесниковой. Возможно, КСП поставлена задача найти истинные причины, одной из которых может оказаться, в том числе, и банальный дележ бюджетных средств между руководством лицея и чиновниками городской мэрии. В этой связи стоит обратить особое внимание на факт, обнаруженный корреспондентом «Газеты Наша Версия» при изучении истории государственного заказа для нужд лицея №37. Дело в том, что не удалось найти ни одного запроса котировок, аукциона или конкурса, которые объявлялись бы директором Кузькиным или чиновниками администрации начиная с сентября 2010 года и по сей день. Каким образом в таком случае расходовались бюджетные средства лицеем - непонятно.