Мальков: «Куда вы меня тащите?»

Разбирательство между гордепом Владимиром Мальковым и сити-менеджером Саратова Вячеславом Сомовым превращается в бесконечную историю. На минувшей неделе она продолжилась в Волжском районном суде Саратова.

 

Разбирательство между гордепом Владимиром Мальковым и сити-менеджером Саратова Вячеславом Сомовым превращается в бесконечную историю. На минувшей неделе она продолжилась в Волжском районном суде Саратова.

4 мая рассматривалась жалоба, поданная защитником Владимира Малькова. Он просил признать незаконными действия руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Саратовской области Николая Никитина о возбуждении против его подзащитного уголовного дела по статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Акцент ставился на то, что Мальков как директор городского БТИ находится в прямом подчинении у сити-менеджера. А это значит, что субъектом уголовного дела по статье 318 выступать не может. Отдельного внимания заслуживает следующий отрывок из постановления Волжского районного суда: «Доводы защитника о том, что Мальков В. А. не является субъектом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 318 УК РФ, не могут быть рассмотрены судом при проверке жалобы в порядке статьи 125 УПК РФ, поскольку они влекут за собой необходимость дачи оценки по существу представленным материалам, которые в последствии могут явиться доказательствами по уголовному делу». Жалобу суд не удовлетворил, так как оснований для этого не нашел.
Надо отметить, что дело «Мальков vs Сомов» является беспрецедентным, и в нем масса нюансов. Редакция решила обратиться к помощи независимого эксперта. На вопросы отвечала доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Саратовской государственной академии права (где она трудится уже 27 лет) Галина Верина.
- Кого, по вашему мнению, можно привлекать к уголовной ответственности по статье 318 части 1 УК РФ?
- Субъектом этого преступления является физическое лицо, обязательно вменяемое и достигшее 16 лет. При этом лицо не должно находиться в служебной зависимости от представителя власти, который является потерпевшим по данному составу преступления.
- А что конкретно закон подразумевает под насилием, не опасным для жизни и здоровья?
- В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2002 года, под насилием, не опасным для жизни и здоровья, понимается: побои (система ударов) или совершение иных насильственных действий (связывание рук, применение наручников и так далее).
- Кто, согласно букве закона, считается представителем власти в рамках вышеупомянутой статьи УК РФ?
- Применительно к статье 318 представителем власти является должностное лицо правоохранительных или контролирующих органов. А также иное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
- Глава администрации города (сити-менеджер) является представителем власти?
- Согласно примечанию к статье 318 УК РФ - не является. Это не только мое мнение. Его также разделяют авторы учебника «Российское уголовное право», издание 2008 года, под редакцией профессора В. К. Дуюновой. Если интересно, посмотрите страницу 622.
- В случае, когда человек применяет насилие в ответ на незаконные требования представителя власти, можно ли применить против него статью 318 УК РФ?
- Нет, нельзя. В соответствии с диспозицией статьи 318 УК РФ поведение потерпевшего должно быть только законным.
На основе полученной от Галины Вериной информации можно предположить, что дело, возбужденное против гордепа, имеет массу сомнительных моментов. Ведь, если наложить комментарии доктора юридических наук на конкретное дело, то Мальков не может быть субъектом данного преступления, а Сомов - потерпевшим, поскольку не является объектом рассматриваемого преступления. Следовательно в действиях Малькова отсутствует состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ, так как нет субъеста и объекта рассматриваемого состава преступления. Неужели Фемида опять подглядывает? Причем опять в ту же сторону?