Уязвимые места

Уязвимые места

На коллегии министерства экономического развития и торговли области губернатора не ждали. Все знали, что Павел Леонидович отправился в очередную саратовскую глубинку «агитировать» народ за стабильность, «конкретную власть», «конкретного руководителя с конкретной программой». Члены коллегии рассуждали о стабильности более сдержанно, не называя Ф.И.О. ее главного гаранта

без названияНа коллегии министерства экономического развития и торговли области губернатора не ждали. Все знали, что Павел Леонидович отправился в очередную саратовскую глубинку «агитировать» народ за стабильность, «конкретную власть», «конкретного руководителя с конкретной программой». Члены коллегии рассуждали о стабильности более сдержанно, не называя Ф.И.О. ее главного гаранта.

Некоторая сдержанность ощущалась и в отчете Андрея Шеметова о деятельности МЭРТ в минувшем году. Чем она была вызвана, неизвестно. Но точно не отсутствием успехов. Их, как всегда, - навалом. Достижение первое - завершилась многолетняя работа над «Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года». Она же стала основой для создания программы социально-экономического развития региона на 2011-2013 годы. Этот документ внесли в облдуму, но там его ждал совсем не теплый прием. Депутаты недвусмысленно дали понять, что проект никуда не годится и вряд ли ему дадут «добро». Губернатор не стал доводить парламентариев до греха и отозвал программу под благовидным предлогом - «в связи с целесообразностью изменения планового периода». Теперь в правительстве ее всячески обновляют при непосредственном участии представителей научного и бизнес-сообществ.

Достижение второе - «в рейтинге субъектов Российской Федерации по комплексной оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Саратовская область заняла 15-е место». При этом Шеметов сослался на знаменитую январскую видеоконференцию Владимира Путина, но благоразумно умолчал о претензиях премьера к нашему губернатору. Впрочем, и региональным деятелям есть в чем упрекнуть федеральных коллег. На субъекты скидывают все новые и новые полномочия, соответственно, растут социальные обязательства, чего не скажешь о доходах. Из-за увеличения страховых взносов до 34% часть бизнеса ушла в тень, снова стали применяться серые схемы оплаты труда и, как следствие, уменьшилась налогооблагаемая база. Но благодаря комплексу мер, в том числе по легализации зарплаты, МЭРТ дополнительно привлек в облбюджет более 5 миллиардов рублей. И это тоже можно считать достижением.

В актив МЭРТ следует также записать практически не прекращающиеся на территории области ярмарки и системную работу по снижению административных барьеров. Но и без этого 2011 год был для министерства достаточно сложным. Ему передали новые полномочия по НКО, вернули контроль за размещением госзаказов, да и регулирование розничной продажи алкоголя добавило хлопот. И все же, как с гордостью сообщил Шеметов, «со всеми задачами МЭРТ справился». Но расслабляться нельзя, так как «наступивший год не обещает спокойной работы».

Президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев сдержанно радовался тому, что министерство стало более открытым, наладило прямой контакт с профессиональными гильдиями, немало сделало в совершенствовании законодательной базы. Сожалел Максим Альбертович только об одном - о сокращении финансирования программы поддержки предпринимательства. Кроме того, он желал еще более тесного сотрудничества с МЭРТ.

Системную работу в сфере регулирования торговли отмечали буквально все - от сотрудников МЭРТ до независимых от министерства общественников. Но во многом их взгляды все-таки разнились. Чиновники видели все сквозь призму ярмарок и социальных магазинов. Общественники делали акцент на сложностях современных товарно-денежных отношений. По мнению председателя Саратовской областной профсоюзной организации «Торговое единство» Татьяны Разборовой, региональный МЭРТ системно исполняет 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Вот только в самом законе «видны явные изъяны», и он «не может удовлетворить ни сетевую торговлю, ни частных продавцов». В небольших населенных пунктах сети мало того что «убивают весь малый бизнес», так еще и налоги платят по месту регистрации, то есть мимо губернской казны. Рост страховых взносов, таможенных сборов, арендных и коммунальных платежей развитию частного сектора, мягко говоря, не способствует. Потребитель тоже остается внакладе - дополнительные расходы отражаются в цене товара или услуги. Конечно, предпринимателям важна финансовая поддержка, но в еще большей степени они хотят стабильности, предсказуемости, понятных правил игры.

«Наверное, не последний кусок в торговле доедают, никто еще с голоду не помер», - высказал свое мнение директор Саратовского института Российского государственного торгово-экономического университета Александр Маликов. Он был крайне удивлен мизерным, по его мнению, вкладом торговли в региональный бюджет. В этой сфере работает пятая часть трудоспособного населения губернии, и «эта пятая часть дает всего 10% поступлений в облбюджет». Александр Николаевич предложил предусмотреть в целевых программах определенные рычаги управления, чтобы легализовать всю неучтенку. На рыночные механизмы Маликов не надеется, ведь «рынок ни фига не отрегулировал ни разу». Очень нелестное мнение сложилось у руководителя вуза о торговых кадрах: профессиональным образованием могут похвастаться единицы, в сетях текучка продавцов и кассиров достигает 70-80%. По мнению Александра Николаевича, в прежние времена на каком-нибудь заводе за такое «перо вставили бы для легкости», а сейчас это стало чуть ли не нормой. И удивляться здесь нечему - специальных учебных заведений мало. «Единственный торгово-экономический техникум саратовский передали академии права, - сетовал Маликов. - Конечно, если по-хозяйски, по-государственному, можно было прикрепить к нашему институту каким-то образом. Мы писали письма. Хотя что тут, все свои - предателей нет». «Образование - уязвимое место, - согласился Шеметов. - Общими усилиями возможно решить».

К развитию частного сектора у нас тоже прилагают «общие усилия». Много хорошего придумали и воплотили: венчурный и гарантийный фонды, бизнес-инкубаторы, микрокредитование, гранты. Вот и кандидаты в Президенты РФ, по словам начальника управления МЭРТ Светланы Антиповой, в своих программах заявили, что будут делать ставку на средний и малый бизнес, поскольку это новый формирующийся средний класс. Правда, в Саратовской губернии этот класс показывает весьма средние результаты. По предварительным итогам сплошного наблюдения 2011 года, в нашем регионе на 1 тысячу жителей приходится 9 юридических лиц и 15 индивидуальных предпринимателей. Средний по ПФО показатель - 10 и 20 соответственно, общероссийский - 12 и 20. Соседняя Пензенская область, которая всегда славилась мощной поддержкой частной инициативы, выдает закономерный результат - 10 юрлиц и 25 ИП на 1 тысячу населения. Да что там Пенза, в округе нас обскакали практически все, за исключением Республики Марий Эл, у которой тоже 9 и 15.

Но может, не стоит завидовать более успешным соседям? А вдруг этих самых 9-ти и 15-ти нам вполне достаточно? Этот вопрос корреспондент «Газеты Наша Версия» адресовала Андрею Шеметову. «Ну, конечно, недостаточно», - ответил министр. Впрочем, особых переживаний по поводу отставания Андрей Николаевич не испытывал:

- Позиция сейчас вообще всех претендентов на президентское место - это усиление роли малого и среднего бизнеса. Конечно, это задача будущего. И реально, если посмотреть на статистику, то вы обратите внимание, что в отстающих будут крупные центры, в том числе Москва, Московская область. Поскольку там более крупные предприятия, во-вторых, численность населения. Там же идет расчет на численность населения. ...Я вот административных преград не вижу в реальности. Популярность вообще предпринимательство теряет в последнее время. Молодежь после выпуска старается пойти на работу в госучреждения, в госорганы госвласти, и популярность именно коммерческой среды в последнее время упала, реально упала. И то, что говорил Маликов о том, что у нас образования в среде торговли вообще практически ни у кого нет, и идти туда особо никто не хочет, как правило, это приезжие с региона здесь работают. ...Нужны стабильность и предсказуемость. Цивилизованные формы развития бизнеса предполагают социальные гарантии. Наш бизнес практически их игнорирует.