«Он жулик, несмотря на то, что депутат, мы теперь думаем, что в думу идут только такие, как он. Мы наивные, мы привыкли верить в хорошее. Думали, раз депутат - значит честный. Непонятно только, почему он до сих пор ходит на воле! Кому верить, если даже депутаты так себя ведут?! После этого даже на выборы идти неохота», - так обманутые дольщики характеризовали Николая Якимова, бывшего депутата гордумы и председателя Саратовского союза ЖСК, на очередном пикете в минувшую субботу
«Он жулик, несмотря на то, что депутат, мы теперь думаем, что в думу идут только такие, как он. Мы наивные, мы привыкли верить в хорошее. Думали, раз депутат - значит честный. Непонятно только, почему он до сих пор ходит на воле! Кому верить, если даже депутаты так себя ведут?! После этого даже на выборы идти неохота», - так обманутые дольщики характеризовали Николая Якимова, бывшего депутата гордумы и председателя Саратовского союза ЖСК, на очередном пикете в минувшую субботу.
Обманутые дольщики обещали проводить пикеты у памятника Чернышевскому каждые две недели и даже создать собственную ассоциацию. Сейчас они собирают подписи для очередного обращения во все инстанции, начиная от саратовского правительства и заканчивая Генпрокуратурой. «Он четыре дома ведет, всех нас накрыл. В результате нет ни денег, ни квартир, ни документов - мы даже не знаем, сколько квартир у нас продано… Может, он их по три раза продавал!» - говорит пайщица ЖСК «Сигнал» Елена Васина.
Великий комбинатор
Имя председателя ЖСК «Сигнал» Николая Якимова уже давно стало нарицательными. Скоро им начнут пугать маленьких детей наряду с бабаем и Бабой Ягой. Впрочем, за то время, что строится дом, - 23 года - все дети уже давно выросли. А заводить новых в условиях, в которые поставлены пайщики ЖСК «Сигнал», мягко говоря, не рационально. «Мы - бомжи! - говорят они. - У нас нет ни прописки, ни регистрации, ни крыши над головой, и мы вынуждены мотаться по съемным квартирам».
На сегодняшний день в реестре кредиторов «Сигнала» находятся 50 человек, общая задолженность перед ними составляет более 30 миллионов рублей. Кроме того, множество людей претендуют на квартиры. Как рассказал конкурсный управляющий ЖСК «Сигнал» Владимир Самонин, сейчас идет подсчет общей кредиторской задолженности и постановка на учет тех, кто еще надеется получить квартиру в недостроенном доме: «Когда этот процесс будет завершен, мы соберем всех членов ЖСК и предложим им достроить дом за свой счет. В случае, если они откажутся, мы перейдем к процедуре его продажи на торгах. И тогда участники долевого строительства вынуждены будут перейти в разряд кредиторов, а задолженность перед ними повысится до 80 миллионов рублей».
Между тем, Николай Якимов, доведя до банкротства кооператив и разбазарив все деньги на его постройку, на достигнутом не остановился. Как выяснилось, 27 апреля 2001 года Якимов, будучи председателем ЖСК, заключил сам с собой договор, по которому в случае достройки дома за выполненную работу ему полагалось нежилое помещение площадью 154 квадратных метра. По закону возрастания потребностей, ему и этого показалось мало, и в 2004 году Якимов поменял предмет договора, в результате вместо нежилого помещения записал за собой три квартиры общей площадью почти 200 квадратных метров.
По словам конкурсного управляющего, в 2006-м две из них Николай Васильевич перепродал, а третью оставил себе. До прошлого года о ней никто не вспоминал, пока Якимов не обратился в суд с требованием признать за ним право собственности на эту квартиру. Доказывал он это с помощью вышеупомянутого договора и акта выполненных обязательств. К слову, эти обязательства почти слово в слово дублируют трудовые обязанности председателя ЖСК «Сигнал», которые Якимов и так должен был выполнять и получал за это соответствующую зарплату. Как бы то ни было, судья Кировского районного суда г. Саратова Светлана Торопова посчитала, что господин Якимов «полностью исполнил свои обязательства по договору», несмотря на то, что одним из его пунктов был ввод многоэтажки в эксплуатацию в третьем квартале 2006 года. Видимо, судья об этом не знала. А когда ей на судебном заседании об этом рассказал конкурсный управляющий, наверное, не поверила и, цитируем, «критически отнеслась к доводам ответчика». В марте 2011 года по той же схеме квартиру получила управляющая делами ЖСК «Сигнал» Татьяна Маркелова.
Основанием для вынесения решения в пользу Якимова стал протокол собрания уполномоченных ЖСК «Сигнал» и акт о выполнении договорных обязательств. По мнению Самонина, эти документы не имеют юридической силы, так как были составлены либо самим Якимовым, либо заинтересованными лицами. «В перечень выполненных работ, например, входит такой пункт, как «подготовка документов к постановке дома на кадастровый учет». Но как он может быть поставлен на учет, если дом еще не достроен и не сдан в эксплуатацию?! - возмущается Владимир Сергеевич. - Это самый настоящий увод имущества!»
Самонин также ставит под сомнение легитимность протокола собрания членов кооператива. «Там нет ни списка участников собрания, ни их подписей! - яростно жестикулировал он на заседании суда. - Таким образом, Якимов загоняет кооператив еще глубже и глубже в яму банкротства! Эту квартиру можно было бы продать - сейчас она будет стоить 6-7 миллионов рублей, а вырученные деньги пустить на достройку дома!»
Облачное будущее
Но гонг в схватке между ЖСК «Сигнал» и Николаем Якимовым прозвучал, очередной бой закончился победой экс-депутата. Саратовский арбитражный суд подтвердил за бывшим председателем право собственности на трехкомнатную квартиру и включил его в реестр участников долевого строительства. Это означает, что Николай Якимов гарантированно получит эту квартиру в случае достройки дома за счет ЖСК, либо деньги, если дом будет продан с торгов.
По мнению члена ЖСК «Сигнал» Раисы Палагиной, второе - это наиболее вероятный вариант развития событий: «Придет инвестор - какая-нибудь жирная мышь, которая будет сидеть и жиреть на наших квартирах! Он купит дом за 3 копейки и наживет себе миллиарды. А мы останемся на улице! Мы не сможем отстоять свой дом, просто потому, что у нас нет денег. Если у меня нет денег сейчас вложить, с чего они возьмутся в ипотеке?! И таких, как я, - 90%. В этот кооператив вступали крайне необеспеченные люди. Они не могут заработать деньги в современном обществе, но это еще не значит, что с нами можно так поступать!»
«Суды общей юрисдикции часто допускают вольность и выносят решения в пользу гражданина, даже если тот не представил все необходимые документы. Однако в этом случае суд защитил права одного гражданина, но при этом, по сути, ущемил права других, у которых Якимов увел квартиры», - считает Палагина.
Судья арбитражного суда Элина Рожкова после процесса призналась, что в решении ее коллег из Кировского районного суда есть недоработки. «Но решение есть решение. В принципе, одного этого решения уже было достаточно. Для меня это очень веский довод, практически незыблемое доказательство. Имущественное право на квартиру уже доказано в суде общей юрисдикции», - заявила она. Как объяснила судья, согласно ч. 1 п. 3 ст. 311 Арбитражного кодекса, это решение, как и решение районного суда, подлежит пересмотру, если возникнут вновь открывшиеся обстоятельства.
Один на миллионы
Как выяснилось, у Николая Васильевича есть все шансы стать фигурантом уголовного дела. Будучи председателем ЖСК «Сигнал», он после банкротства отказался передать конкурсному управляющему всю документацию по кооперативу, что может образовывать состав преступления, предусмотренного статьей 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве»). Виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 200 тысяч рублей. Самонин также считает, что действия Якимова следовало бы квалифицировать по статье 159 УК РФ («Мошенничество») по признаку приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием с использованием служебного положения.
Владимир Самонин объясняет такое трепетное отношение со стороны Якимова к бумагам ЖСК тем, что экс-председатель «Сигнала» опасается, как бы они не сработали против него. «Единственное, что он мне передал - это архивная копия проекта дома. Он боится, что все вылезет наружу и против него возбудят уголовное дело», - считает конкурсный управляющий. В январе 2011 года арбитражный суд Саратовской области признал бездействие Якимова по передаче документации незаконным. Летом прошлого года судебные приставы получили исполнительный лист, который до сих пор не исполнен. Прокуратура области в ответ на просьбу принять меры прокурорского реагирования присылает отписки со ссылкой на то, что сейчас этим занимаются приставы. Между тем Самонин, не дождавшись реакции от службы судебных приставов, подал на них в суд. А Якимов, который получил под шумок то, что хотел, остался не у дел, и, как справедливо замечают обманутые дольщики, по-прежнему ходит на свободе.
P.S. Просим считать эту публикацию официальным обращением в правоохранительные органы.