Обвинительное заключение

Обвинительное заключение

Cаратовский государственный университет им. Чернышевского находится в большой опасности. На карту сейчас поставлено будущее этого учреждения с богатой историей. Судя по всему, спасти вуз может только незамедлительная и основательная чистка руководящих органов СГУ от страшной коррупционной заразы. В ином случае помочь сможет только полная «ампутация» этих самых органов. Третьего, похоже, не дано.

Стажировки, промышленное оборудование, бесконечные ремонты цехов коммерческих предприятий, прокручивание казенных миллионов через собственные фирмы - всё смешалось в «ЗАО СГУ» и в мозгах представителей «совета директоров» этой организации. Факты, всплывшие сейчас на поверхность, - это уже что-то за гранью добра и зла...

 

без названияCаратовский государственный университет им. Чернышевского находится в большой опасности. На карту сейчас поставлено будущее этого учреждения с богатой историей. Судя по всему, спасти вуз может только незамедлительная и основательная чистка руководящих органов СГУ от страшной коррупционной заразы. В ином случае помочь сможет только полная «ампутация» этих самых органов. Третьего, похоже, не дано.

Стажировки, промышленное оборудование, бесконечные ремонты цехов коммерческих предприятий, прокручивание казенных миллионов через собственные фирмы - всё смешалось в «ЗАО СГУ» и в мозгах представителей «совета директоров» этой организации. Факты, всплывшие сейчас на поверхность, - это уже что-то за гранью добра и зла...

Группа лиц, стоящих во главе вуза, продолжает предпринимать активные действия, направленные на освоение средств федерального бюджета, используя при этом весьма сомнительные схемы. В распоряжении нашего издания оказались документы, уже не говорящие, а кричащие о необходимости незамедлительного вмешательства компетентных органов в этот процесс.

Всё идет по плану

Некоторое время назад в Министерство образования и науки РФ был направлен отчет руководства СГУ о реализации программы развития вуза в рамках НИУ, в котором говорится, что за 2011 год из федерального бюджета было потрачено 23,2 миллиона рублей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно-педагогических работников университета. Вспомните историю с облдепкой-единоросской, деканом юридического факультета СГУ Галиной Комковой, на которую были списаны сотни тысяч рублей за лекции по теме: «Роль американских университетов в создании инновационного региона с большой концентрацией предприятий высоких технологий», проходившие в США. Для чего этой представительнице вуза, заведующей юридическим сектором, понадобились инновационные знания о предприятиях высоких технологий - не ясно до сих пор. Однако понятно, что случай этот далеко не единичный - все-таки более 20 миллионов освоить умудрились...

Например, в 2011 году на 18-дневную стажировку сотрудника вуза Светланы Фадеевой в Италии списали более 350 тысяч рублей. Светлана Юрьевна является помощником проректора по общим вопросам Татьяны Захаровой, а темами ее заграничной переподготовки значились инновации, новые технологии в области образования и работа исследовательских центров при университетах... Интересно, г-жа Фадеева догадывалась, в какую сумму обошлись государственному бюджету знания, полученные ею в Италии?

Еще 367 тысяч госуниверситет выделил на то, чтобы в той же Италии и по тем же темам 19 дней проходила переподготовку другая помощница Захаровой - Регина Жабина. Ну а сама проректор по общим вопросам СГУ скромно провела 18 дней в Швеции, где за 313 тысяч бюджетных рублей училась эффективному взаимодействию между университетами и корпорациями, и 11 дней в Великобритании (за 139 тысяч по теме: моделирование и управление рисками).

Кстати, судя по документам, на тот же срок, в то же время и по той же теме проходить переподготовку в Великобританию ездили и другие сотрудники вуза. Только стоимость их поездки (в отличие от стажировки Татьяны Захаровой) по какой-то причине возросла более чем на 60 тысяч рублей! Например, декан факультета нано- и биомедицинских технологий, руководитель дирекции программ НИУ и по совместительству супруг Захаровой Сергей Вениг совершил аналогичную поездку, но на это было списано уже 205 тысяч рублей. С чем связаны такие разительные отличия в расходах этих «двух половинок»? Возможно, ответ на этот и многие другие вопросы известен как раз проректору по общим вопросам Татьяне Захаровой, в чьем подчинении находится планово-финансовое управление СГУ (руководитель - Таисия Казина), где и происходит основное действо, связанное с освоением бюджетных средств (в том числе, на премирование сотрудников).

Кстати, и сама Таисия Павловна без заграничной стажировки не осталась. В 2011 году она побывала во Франции, где за 372 тысячи бюджетных рублей повысила свою квалификацию в «налаживании внутренних инновационных сетей». Эта же инновационная тема оказалась интересна заместителю главного бухгалтера вуза Татьяне Клюевой - и еще 372 тысячи были отданы на такое благородное дело, как просвещение представителей экономического блока вуза.

Интересно, что суммы, которые руководство СГУ списало на стажировки своих сотрудников на территории России, практически идентичны расходам на заграничные поездки. В связи с этим просим компетентные органы внимательнее рассмотреть данный вопрос и выяснить, известно ли было самим стажирующимся о том, сколько денег и кому было перечислено за их переподготовку. Речь, конечно, не о тех представителях руководящего звена, чьи фамилии были названы выше, поскольку есть большие подозрения по поводу осведомленности о крупных финансовых тратах именно этой группки людей. Сюда же, кстати, можно отнести и супругу ректора СГУ, директора института наноструктур и биосистем госуниверситета Ирину Кириллову, которая, как мы уже сообщали, «отхватила» себе в 2011 году самые дорогостоящие стажировки в США (см. статью «Чёрта лысого», №7 (161) от 24 февраля 2012 года).

Но это все, по меркам особо просвещенных университетских деятелей, мелочи. И действительно, сумма в 20 миллионов рублей, которая в итоге вытекает в отчете по направлению переподготовки персонала, блекнет в сравнении с затратами СГУ на приобретение «учебно-лабораторного и научного оборудования». Так, в соответствующей строке расходов за 2011 год сообщается, что планировалось потратить 410 миллионов из федерального бюджета на закупку техники (которая, как нам известно, зачастую оказывается промышленным оборудованием). В рассматриваемом нами отчете говорится, что план этот был выполнен...

Ничего личного?

Общая стоимость купленного в рамках НИУ оборудования за два последних года уже переваливает за миллиард рублей. Часть дорогостоящей техники, как известно, используется столичными бизнесменами из компании «Русмарко», в уставном капитале которой СГУ имеет небольшую долю. Другая часть уже почти год непонятно зачем находится в деревне Жучки Московской области на территории промышленного цеха ЗАО «Новые перевязочные материалы», руководителем которого является директор по развитию «Русмарко» Дмитрий Перминов, числящийся документоведом в СГУ (что, кстати, также вызывает немало вопросов). Об этом мы уже подробно сообщали в прошлых публикациях.

В 2012 году продолжается закупка оборудования, но уже по другой «линии» - металлургической (подробнее в статье «ЗАКРЫТЬ ЛЮК» №8 (162) от 2 марта текущего года). Тут планы ректората СГУ пока ограничиваются 350 миллионами рублей. Если в случае с «Русмарко» в качестве своеобразного куратора поставок гособорудования бизнесменам выступало семейство Коссовичей (техника покупалась якобы для нужд института, которым руководят ректор и его супруга), то в новой «линии», завязанной на саратовском предприятии ОАО «Тантал», наблюдается передача «эстафетной палочки» в руки другой группы лиц. Поскольку получателем металлургического оборудования значится недавно созданный (при посильной помощи якутских чиновников и сталелитейной энциклопедии) Научно-технологический центр СГУ, а куратором этого дорогостоящего детища вуза является руководитель дирекции программ НИУ Сергей Вениг, можно предположить, что вопросами создания промышленного металлургического цеха за счет бюджета РФ заинтересовалось уже семейство Захаровых.

Хотя, естественно, без ведома ректора Коссовича едва ли могла начаться та вакханалия, которая, по нашему мнению, наблюдается сейчас вокруг техноцентра и «Тантала». Как нам стало известно, еще 1 ноября 2011 года между руководством СГУ и президентом ОАО «Тантал» Александром Слоповым был заключен договор аренды имущества. Согласно этому документу, госуниверситет принял во временное пользование «помещения, требующие ремонта и реконструкции, общей площадью 2873,1 кв. м» по адресу: Саратов, проспект имени 50 лет Октября, 110А (местонахождение ОАО «Тантал» и техноцентра СГУ). Меньшая площадь этих помещений (357,4 кв. м) - административная, а большая (2515,7 кв. м) - производственная.

По документам, с ноября прошлого года вуз оплачивает арендную плату за свою «обновку» - около 500 тысяч рублей ежемесячно. Однако взятые в аренду помещения, по всей видимости, не могут использоваться по назначению, и поэтому ремонтируются и приводятся в подобающий вид. Интересно, что процесс этого «приведения в подобающий вид», судя по договору, продлится вплоть до... сентября 2012 года! В документе оговорено, что арендная плата СГУ за период с ноября прошлого года и по сентябрь текущего (в общей сложности приблизительно 5,5 миллиона рублей) будет перенаправляться «на проведение работ, с целью подготовки площадей для использования их Арендатором по назначению». К договору также прилагается перечень работ, которые будут производиться представителями ОАО «Тантал» на деньги вуза: проводка инженерных коммуникаций, опилка крон деревьев, примыкающих к фасаду здания, прочистка ливневой канализации и так далее.

Иными словами, руководство вуза нашло для размещения своего Научно-технологического центра «коробку», совершенно не пригодную для осуществления какой-либо деятельности, и начало вкладываться фактически в создание цеха «с нуля»? Все это, напомним, является имуществом ОАО «Тантал», представителям которого, видимо, накладно было самим вкладывать средства в приведение собственных помещений в порядок. Зато в госуниверситете и в бюджете РФ денег, кажется, с избытком. Поэтому руководство вуза не остановилось на своем «арендном» взносе в саратовский бизнес. Ребята пошли дальше и объявили на днях аукцион «на разработку проектной, сметной и рабочей документации реконструкции объекта «Научно-технологический центр» СГУ».

В соответствующем извещении от 12 марта текущего года указаны те самые арендованные площади, только на разработку проекта реконструкции которых ректорат готов потратить... 5,3 миллиона рублей! Здесь же руководство СГУ приводит данные о том, что «ориентировочная стоимость оборудования», которое будет установлено в техноцентре, составляет 350 миллионов рублей. Судя по требованиям, которые предъявляются к составлению проектной документации, арендуемые вузом помещения должны будут в будущем чуть ли не разобрать и собрать заново по кирпичику! Таким образом, очередной бюджетный вклад ректората вуза в развитие бизнеса можно считать засчитанным. Но как же быть с реальными целями программы развития НИУ СГУ? Где вклад государства в науку? Не в зарубежное оборудование для серийного производства товаров, стоящее бешеных денег, а именно в на-у-ку, ОБРАЗОВАНИЕ, развитие собственной технической базы?! Пока виден только бизнес. Бизнес сомнительный, с точки зрения здравого смысла.

Какой здравомыслящий руководитель госучреждения станет брать в аренду развалины, на которые потом придется потратить миллионы бюджетных рублей? Неужели в Саратове нет более подходящих помещений, где не пришлось бы вкладываться из российской казны в такие банальные вещи, как обрезка крон деревьев или проведение коммуникаций? Судя по недавней истории с многолетней «оккупацией» единороссами целого корпуса СГУ на Степана Разина, 71, даже у самого вуза таких помещений в избытке. В чем же тогда тут выгода государства? Получается, что ни в чем! Деньги на ветер? И ничего личного? Или все-таки что-то личное во всем этом есть?

Конвульсия СГУ

В завершение - еще один вопиющий факт. Речь пойдет о гордости ректората вуза - малых инновационных предприятиях (МИП). В свое время таких организаций было создано аж 12 штук («с целью внедрения своих изобретений в производство»). Создать - создали, но, как видно на примере того же «Русмарко» (которое руководство вуза продолжает считать инновационным), дальнейшая деятельность таких предприятий находится под большим вопросом.

По задумке законодателей, позволивших госучреждениям создавать МИПы, вузовские организации должны были стать структурными подразделениями, превращающими научный потенциал университета (изобретения и так далее) в конечный товар. Но, как известно, любую хорошую идею можно перевернуть с ног на голову.

В качестве примера возьмем два предприятия, являющиеся 100% «дочками» госуниверситета - ООО «Конверсия СГУ» и ООО «Профф-Эл». В 2011 году через первую организацию были проведены деньги из бюджета РФ в качестве оплаты за «выполненные работы» - 18,7 миллиона рублей. Вот как это происходило: руководство СГУ объявляло о проведении конкурсов на сайте госзаказа. В качестве места поставки товара (выполнения услуг) указывался адрес «дочки» вуза - «Конверсии СГУ». Это же ООО участвовало в конкурсах для собственных нужд и получало бюджетные средства, за которые само себе должно было что-то создавать. В итоге получался своеобразный круговорот казенных миллионов рублей: из бюджета - в СГУ, из СГУ - в 100% «дочку», из ООО... Впрочем, куда утекали бюджетные деньги из «Конверсии СГУ» - непонятно (очень хотелось бы, чтобы правоохранительные органы нашли ответ на этот вопрос). Понятно другое - ни о каких внедрениях изобретений в производство тут речи не шло. Та же история с ООО «Профф-Эл», только сумма здесь фигурирует чуть меньшая - 8,3 миллиона бюджетных рублей.

Но вот что самое интересное: в официальном отчете о проделанной в рамках НИУ работе за 2011 год, который подписан Сергеем Венигом и находится в распоряжении Министерства образования и науки РФ, говорится, в частности, об успехах малых инновационных предприятий СГУ на ниве зарабатывания денег. И суммы, указанные как доход двух вышеназванных МИПов (естественно, без отсылки на то, что это деньги, взятые самим СГУ из бюджета), совпадают с теми, что были получены представителями ООО через систему госзаказа! Более того, весь этот деньговорот стал основой для отчетности руководства вуза по показателю с загадочным названием «Ц2.3».

P.S. Эта публикация, как и предыдущие материалы о подозрительном освоении средств руководством СГУ, будет направлена нашим изданием во все федеральные органы власти. Как оказалось, только такая мера позволяет добиться внимания со стороны представителей надзорных, правоохранительных и контролирующих органов Саратовской области на сообщения о многочисленных фактах нарушений, выявляемых нашими журналистами. Конечно, такая сложившаяся практика выглядит как минимум странно, однако региональные органы, похоже, пока не в состоянии бороться с коррупцией без поручения вышестоящего начальства.

Несколько дней назад стало известно о том, что правоохранительные и надзорные органы проведут проверки с целью выявления фактов коррупции в Саратовском государственном университете, о которых неоднократно писала «Газета Наша Версия». Соответствующие поручения Правительством РФ были даны МВД РФ, Генпрокуратуре РФ и СК РФ.

Аппарат Правительства Российской Федерации направил обращение «Газеты Наша Версия» в Министерство внутренних дел России и Генеральную прокуратуру с поручением «в пределах компетенции дать заявителю мотивированный ответ по существу затронутых в обращении вопросов».

Министерство внутренних дел в ответе на обращение сообщило: «Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России обращение рассмотрено и направлено для организации проверки в ГУ МВД России по Саратовской области». Следственный комитет РФ сообщает, что обращение направлено для рассмотрения руководителю Следственного управления Следственного комитета РФ по Саратовской области. «Рассмотрение обращения взято на контроль», - подчеркивается в ответе.