Ушел в тень

Ушел в тень

Комедия, которую так успешно «ломали» на протяжении двух последних недель представители ректората Саратовского государственного университета им. Чернышевского, завершилась. Название у этого двухсерийного действа было многообещающим: «онлайн-интервью ректора СГУ Леонида Коссовича». Мы ждали, когда Леонид Юрьевич ответит на наши вопросы, и он ответил. Только не нам, а себе. А еще намекнул на то, кому доверил бы управление вузом после завершения своей карьеры - «не только супружеской паре»

без названияКомедия, которую так успешно «ломали» на протяжении двух последних недель представители ректората Саратовского государственного университета им. Чернышевского, завершилась. Название у этого двухсерийного действа было многообещающим: «онлайн-интервью ректора СГУ Леонида Коссовича». Мы ждали, когда Леонид Юрьевич ответит на наши вопросы, и он ответил. Только не нам, а себе. А еще намекнул на то, кому доверил бы управление вузом после завершения своей карьеры - «не только супружеской паре».

О том, что ректор госуниверситета вдруг решил выйти в онлайн, мы сообщили в статье «Коссович отвечает» (в прошлом номере газеты). Поскольку к диалогу с Леонидом Юрьевичем были приглашены все желающие, в том числе и журналисты, корреспондент нашего издания направил руководителю СГУ восемь вопросов. Отметим сразу, что ответы на них ректор вуза так и не нашел, хотя на это у него было много времени - более недели. В итоге наши вопросы решили просто проигнорировать.

Зато стало очевидно, что Леонид Коссович очень внимательно читает критические публикации в «Газете Наша Версия» о себе любимом. Похоже, особенно ректора «зацепила» статья «Чёрта лысого» (№7 (161) от 24 февраля 2012 года). Именно из этой публикации была выдернута одна фраза, к которой вузовские деятели прилепили вопросительный знак и подали ее как чье-то желание узнать: «Получается, что оборудование не только не может использоваться в рамках уставной деятельности СГУ самим университетом, но и закупается с изначальным условием сдачи его в аренду?»

О каком оборудовании идет речь, при чем тут сдача в аренду и прочее - не разъяснялось. Просто взяли кусочек нашей публикации, и всё. Причем, не произвольный кусочек, а тот, на который могли хоть как-то ответить. Для тех, кто (в отличие от многомудрого Коссовича) не в курсе, сообщаем: в публикации, из части которой был состряпан «вопрос ректору», рассказывалось про дорогостоящую государственную технику, приобретаемую СГУ на бюджетные средства и впоследствии сдаваемую в аренду московским бизнесменам. Вот что в итоге изрек в своем «онлайн-интервью» Леонид Юрьевич:

«Университет имеет право как арендовать что-либо необходимое, так и сдавать что-либо в аренду. Разумеется, с соблюдением определенной процедуры. И это ничуть не противоречит Уставу университета. Хочу подчеркнуть, что университет не закупает оборудование с целью сдачи его в аренду. Одна из задач закупки оборудования - коммерциализация интеллектуальной собственности университета. Оборудование нужно для того, чтобы разработанное в университете было доведено до внедрения, до продукции или в научной лаборатории, или в центре коллективного пользования, или на малом предприятии. Аренда - один из инструментов решения этой важной задачи».

Иными словами, Коссович заявляет, что оборудование не приобреталось вузом с целью сдачи его в аренду, но после приобретения было сдано в аренду... Гениально! Но интереснее совсем другое - для чего оснащать техникой промышленные предприятия, когда оборудование можно направить именно на производство интеллектуальной собственности университета, которую в дальнейшем можно хоть до белого каления закоммерциализировать?

Еще один анонимный вопрос, который был задан Коссовичу: «Г-н ректор, я не раз встречала в недружелюбной печати и на анонимных форумах упоминание о супружеской паре Вениг - Захарова; пишут, кто с огорчением, кто с явной издевкой, что эти люди взяли на себя в СГУ решение самых важных финансовых вопросов. Если это правда, то ответьте, пожалуйста, чем Вы руководствуетесь, доверяя С.Б. Венигу и Т.Г. Захаровой ответственные участки университетской жизни?»

«Очень хорошо, что Вы задумались над правдивостью этой информации, - ответил Леонид Юрьевич. - Я хотел бы ответить Вам следующее. Татьяна Григорьевна Захарова и Сергей Борисович Вениг - это не только супружеская пара. Это два человека, которые связаны с университетом со своих студенческих лет...» Далее идет длинное перечисление заслуг проректора по общим вопросам (Захаровой) и руководителя дирекции программ НИУ СГУ (Венига). Естественно, о вкладе этой «не только супружеской пары» в развитие металлургического производства на территории области (речь об ОАО «Тантал») не было сказано ни слова.

Вообще, сложилось такое впечатление, что только ради огромного хвалебного ответа про Захарову-Венига и было продлено на неделю онлайн-интервью Коссовича. Уж не смену ли себе подыскал Леонид Юрьевич на случай какого-нибудь ЧП? Тогда одно семейство вполне сможет подменить другое, ныне находящееся «у руля»...

Так или иначе, руководство вуза не стало отвечать на самые острые и злободневные вопросы, отправленные нами, решив просто их не замечать. Раз уж ректоратом было принято такое решение, повлиять на него мы никак не можем. Но можем подарить свои вопросы представителям контролирующих и правоохранительных органов, которые в ближайшие дни планируют проводить проверки в СГУ. Думаю, им будет интересно услышать ответы на то, от чего ушел в тень вышедший в онлайн Леонид Коссович.

1. Леонид Юрьевич, что в настоящий момент делает оборудование стоимостью более 150 000 000 рублей, купленное вузом в 2011 году, на территории завода «Новые перевязочные материалы» (деревня Жучки Московской области)? В том числе, интересно, что там делает закупленная СГУ в 2011 году на федеральные средства установка для производства пластырей за 62 000 000 рублей. В аренду вуз эту технику не сдает уже почти год. Ее используют предприниматели ЗАО «Новые перевязочные материалы» для извлечения прибыли?

2. Леонид Юрьевич, в своем онлайн-интервью вы говорите, что ЗАО «Биотекфарм» и ЗАО «Новые перевязочные материалы» - это «потребители инновационной продукции компании Русмарко». Но ЗАО «Новые перевязочные материалы» - это завод по производству пластырей... Какую инновационную продукцию «потребляет» этот завод, руководит которым директор по развитию «Русмарко» г-н Перминов?

3. Как столичный бизнесмен, директор по развитию ООО «Русмарко», генеральный директор ЗАО «Новые перевязочные материалы» Дмитрий Перминов стал сотрудником СГУ? Каковы его успехи в должности документоведа в отделе международных образовательных и научных программ НИУ СГУ? Ему, наверное, каждый день приходится летать из Москвы в Саратов? Или для партнера по бизнесу вы предусмотрели дистанционный способ документоведения?

4. Леонид Юрьевич, вы заявили о том, что все закупки оборудования происходят на официальных площадках госзаказа в рамках 94 ФЗ. Аренда оборудования производится так же - на открытой площадке torgi.gov.ru. Там СГУ размещал предложение о сдаче в аренду дорогостоящего оборудования, закупленного в рамках НИУ и находящегося на сегодняшний день в распоряжении ООО «Русмарко». Однако выиграть торги могла любая другая компания. В связи с этим вопрос: вы изначально планировали получать доход только от сдачи техники стоимостью около 500 000 000 рублей в аренду? Ведь в случае, если бы аукцион выиграли не представители ООО «Русмарко», то никакого иного дохода (даже смехотворных стажировок студентов СГУ на 15 человек, о которых вы тут говорите) просто не было бы! Или вы были уверены в том, что аукцион выиграет только одна компания, аффилированная СГУ - «Русмарко»? На чем в таком случае строилась эта ваша уверенность? Неужели победитель был известен еще до начала торгов?

5. Вы на самом деле считаете персональными данными сведения о том, как и кем используется купленное на бюджетные средства оборудование, которое сейчас находится в деревне Жучки?

6. В одном из своих ответов вы отметили: «Что касается СГУ, то согласно уставам следующих наших предприятий: ООО «Ботсад-2011», ООО «ТехноТранс», ООО «Профф-Эл», ООО МИП «Вектор-СГУ», ООО «СорбиТех», ООО «ЦПГТИ», ООО «Конверсия-СГУ», ООО «ТЕПЛОКАТ», ООО «НИМП-КАТАЛИЗАТОР», ООО «НПП Технопласт», основной целью их деятельности является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности»... То есть, «Русмарко» больше не является малым инновационным предприятием СГУ? В таком случае, насколько обоснованы поставки закупаемой за счет бюджета РФ техники на производственные площадки «Русмарко»?

7. Вы замечательно высказались по поводу Научно-технологического центра СГУ. Расскажите, какова роль в его создании предпринимателя Сергея Руша? Вас не смущает, что «маркетинговые исследования» и прочие действия, которые, по вашим словам, производились, прежде чем этот центр был создан, мягко говоря, выглядят сомнительно? Например, как вы относитесь к тому, что концепция развития научно-технологического центра в 2010 году была взята сотрудниками Руша из концепции технопарка республики Якутия от 2008 года? И за это вуз выплатил фирме Руша несколько миллионов рублей... Это нормально для НИУ СГУ?

8. Что связывает СГУ с германской компанией «СР Систематикс Груп Гмбх»?

P.S. Все эти вопросы, оставленные без ответов, наше издание предоставит в распоряжение надзорных, правоохранительных и контролирующих органов.