Обезвоживание

Обезвоживание

На прошлой неделе депутаты областной думы приняли законопроект о предоставлении субсидий бюджетам городских округов на организацию водоснабжения и водоотведения в 2012 году. Если сказать немного иначе, то выделили «Саратовводоканалу» 226 миллионов рублей на то, чтоб разобраться с наболевшими проблемами. К примеру, расплатиться с долгами перед «Саратовэнерго»

Пьют и звери, и скоты,

И деревья, и цветы,

Даже мухи без воды

И ни туды и ни сюды!

Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача. «Песенка водовоза»

ОбезвоживаниеНа прошлой неделе депутаты областной думы приняли законопроект о предоставлении субсидий бюджетам городских округов на организацию водоснабжения и водоотведения в 2012 году. Если сказать немного иначе, то выделили «Саратовводоканалу» 226 миллионов рублей на то, чтоб разобраться с наболевшими проблемами. К примеру, расплатиться с долгами перед «Саратовэнерго».

Обсуждение законопроекта велось в начале марта на заседании рабочей группы комитета по ЖКХ. Тогда же решено было дать на водоснабжение и водоотведение 226 миллионов рублей. Вроде бы деньги на нужды водоканала в областном бюджете есть. Соответствующий законопроект приняли уже на заседании областной думы 21 марта.

Но выделенные из региональной казны средства - это капля в море. Один только долг МУПП «Саратовводоканал» перед «Саратовэнерго» составляет 450 миллионов рублей. И, как сообщают энергетики, сумма эта каждый месяц увеличивается на 30-40 миллионов. Стоит отметить, что в областном арбитраже находятся иски от «Саратовэнерго» примерно на 360 млн рублей. Пока суд удовлетворил лишь требования на сумму более 160 миллионов.

Одними долгами беды МУПП не ограничиваются. Более 800 километров канализационных сетей и еще 1400 водопроводных изношены на 80%, а местами износ составляет 100%. По официальным данным, ежедневно на водопроводных сетях случается около 20 аварий.

 Вариантов спасения «Саратовводоканала» предлагалось много. Руководство меняли, деньги давали, но дело все равно не идет на лад. Глава города Олег Грищенко свою позицию высказал весьма четко и определенно еще в конце прошлого года: общая потребность в финансовых средствах на развитие систем водоснабжения и водоотведения в Саратове составляет более 12 млрд рублей, а единственная возможность сохранить предприятие - это привлечь инвесторов. О вливании частных инвестиций в саратовские трубы неоднократно говорили и в правительстве области. Да и сам «Саратовводоканал» не против отдаться в концессию, об этом в конце января заявил гендиректор предприятия Александр Задумин.

 Опыт передачи водно-коммунального хозяйства в концессию в нашей стране пока небогатый. К примеру, в марте 2010 года между администрацией Краснодарского края и ООО «Югводоканал» при непосредственном участии одного из ведущих в России операторов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО «Евразийский» было подписано концессионное соглашение сроком на 30 лет. По условиям конкурса концессионер «Югводоканал» обязался выполнить мероприятия по модернизации и реконструкции крупнейших объектов системы водоснабжения Краснодарского края. В объекты концессии были включены 4 групповых водопровода на территории Кубани - Таманский, Троицкий, Ейский и Архипо-Осиповский. В конце 2011 года ООО «РВК-Воронеж», подразделение группы компаний «Росводоканал», выиграло открытый конкурс на право использования движимого и недвижимого имущества МУП «Водоканал Воронежа» и МУП «Воронежводоканал» на условиях договора концессии на 30 лет. В течение трех лет с момента утверждения инвестпрограммы концессионер должен был вложить в модернизацию объекта не менее 2 млрд рублей. Однако здесь не все так просто. Судя по сообщениям средств массовой информации, сейчас идет судебное разбирательство по иску «РВК-Воронеж» к мэрии Воронежа о принуждении к заключению договора концессии.

Трубный бизнес

В процессе поиска потенциальных инвесторов для саратовского водоканала областной мининвест провел предварительные переговоры с рядом крупных операторов в сфере водно-коммунального хозяйства. Происходило это еще в 2010-2011 годах. Речь шла о реконструкции существующих водно-коммунальных объектов, увеличении их производительности, строительстве дополнительных мощностей для водоснабжения жителей и предприятий города, создании резервных мощностей на случай ЧС и обеспечении системой водоснабжения удаленных частей города.

 Тогда этот проект модернизации водно-коммунального хозяйства Саратова показался интересным целому ряду компаний. Среди них ОАО «Евразийский», ОАО «Российские коммунальные системы», Energie Vernunftig Nutzen, ООО УК «Росводоканал», ООО «Ремондис», ООО «Веолия Вода», Европейский банк реконструкции и развития, УК ЗАО «Лидер». Как сообщают в областном министерстве инвестиционной политики, переговоры с этими компаниями не принесли конкретных результатов в связи с позицией городской администрации. Позиция эта, по словам представителей министерства, выглядела примерно так: реорганизация водно-коммунального хозяйства Саратова путем передачи в концессию одному из вышеуказанных операторов не представляется возможной. «Возможно, в связи с распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 о принятии «Плана действий по привлечению частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры» отношение администрации города изменилось, - говорят в мининвесте. - Фактически этим нормативно-правовым актом запрещается приватизация сетей ЖКХ и говорится о необходимости привлечения в отрасль опытных эффективных операторов. Так, на недавнее предложение от «Danish Water Services» о возможности реализации проектов по модернизации энергетической и водоснабжающей инфраструктуры был получен ответ от саратовской администрации о готовности рассмотреть свое участие. Но конкретных шагов от муниципалитета на настоящий момент не предпринято».

Сроки, в которые водоканал можно передать в концессию или долгосрочную аренду, установлены законодательством. Так, «План действий по привлечению частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры», о котором говорят в мининвесте, предусматривает передачу предприятия в руки бизнеса не позднее 1 января 2015 года. Однако помимо этого плана существует также план-график мероприятий по подготовке концессионного соглашения по имуществу, закрепленному на праве хозяйственного ведения за МУПП «Саратовводоканал». И там сказано, что заключение концессионного соглашения должно произойти до 1 января 2013 года. «Стоит учитывать, что предварительной работы в этом направлении администрацией Саратова фактически не было сделано, а только подготовка необходимой конкурсной и технической документации по такому сложному проекту при оптимистическом раскладе займет около полугода», - снова добавляют специалисты мининвеста.

ОбезвоживаниеТрубы горят

Жителей тем временем больше всего волнует, не отразится ли передача муниципального хозяйства в руки бизнеса на тарифных платежах. В правительстве успокаивают - нет, не отразится. «Тарифы будут устанавливаться на основе долгосрочного регулирования, основанного на применении метода доходности инвестированного капитала - RAB-регулирования, - поясняют в мининвесте. - В соответствии с этим методом тарифы устанавливаются на срок от трех до пяти лет, и инвестиции рассматриваются как кредит потребителю, который погашается за 10-20 лет. Это подтверждается распоряжением Правительства РФ о принятии «Плана действий по привлечению частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры», где предусматривается установление предельных уровней тарифов. Повышение их сверх установленных норм возможно лишь при условии принятия населением муниципального образования на местном референдуме такого решения». В мининвесте уверены, что бояться стоит не увеличения тарифов, а объективной опасности для населения областного центра в какой-то момент оказаться на пороге экологической катастрофы со всеми вытекающими последствиями. «В целом ряде случаев высокая степень износа зданий и оборудования приводит к ситуациям, сопряженным с риском возникновения техногенных аварий, - говорят специалисты мининвеста. - Аварийность на водопроводных сетях превышает 3 аварии на 1 км сетей в год. Ликвидация последствий аварий в условиях городской прокладки вызывает в ряде случаев затраты, превосходящие стоимость прокладки новых трубопроводов».

В феврале 2011 года проект реконструкции существующих водно-коммунальных объектов был включен в список пилотных проектов, отобранных рабочей группой по вопросам совершенствования регулятивной среды и инвестиционного климата в инфраструктурном секторе и ЖКХ под председательством министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. Позже на экономическом форуме в Санкт-Петербурге уже бывший губернатор Павел Ипатов подписал соглашение с ОАО «Внешэкономбанк» о сотрудничестве в реализации проекта по модернизации водно-коммунального хозяйства. Помимо всего перечисленного, модернизация водно-коммунального хозяйства Саратова предусмотрена долгосрочной областной целевой программой «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011 - 2015 годы», подпрограммой «Чистая вода».

«Реализация проекта позволит повысить качество предоставляемых услуг при соизмеримых затратах, улучшить экологическую обстановку в городе, создать условия для развития жилищного сектора, повысить качество жизни населения, - говорит министр инвестиционной политики Ирина Блохина. - С другой стороны, проект сложен как с технической стороны, что требует соответствующих усилий по подготовке технического задания, технико-экономического обоснования, так и требует тщательной проработки с юридической точки зрения, чтобы провести конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно нормам действующего законодательства и учесть все социально-экономические последствия. В связи с этим требуется эффективное взаимодействие на всех уровнях, начиная от федеральных и региональных органов власти и заканчивая местным самоуправлением».

Программ, соглашений и договоренностей масса, однако на саратовских трубах это пока никак не отражается. Министр Ирина Блохина о причине этого высказывается довольно тактично. «Надо понимать, что полномочия государственных и муниципальных органов власти согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделены, - объясняет она. - Так как собственником водно-коммунального хозяйства города является муниципальное образование в лице администрации Саратова, то ее заинтересованность является необходимым условием реализации проекта».

Что же, в свою очередь, говорит главный представитель городской власти? В интервью газете «Время» (номер от 26.12.2011) Олег Грищенко сказал следующее: «Если у правительства нет возможности помочь городу за счет средств областного бюджета, то кто мешает ему организовать и осуществить инвестиционные проекты, направленные на развитие инженерной инфраструктуры Саратова, как это и предусмотрено законодательством? Да никто. Просто никто ничего не хочет делать. Не хочет область привлекать инвесторов. Городские власти сами вышли с такой инициативой на уровень Правительства РФ. И там, кстати, в отличие от областной власти, город услышали. Так теперь даже те начинания, которые с таким трудом были нами реализованы, благодаря бездействию правительства области находятся под угрозой срыва. Как быть городу, городским властям, когда проблема есть, мы обязаны и готовы ее решить, мы знаем, как ее решить, но денег нет, и помогать никто не хочет и не собирается?»

Так что власть работает. И областная, и городская. Только работают они отдельно друг от друга. Муниципальная гнет свою линию и не идет на контакт с региональной. Региональная тем временем пишет в мэрию, вздыхает и разводит руками. Вежливые письма пересылаются с Первомайской на Московскую и обратно. Обе власти ищут инвесторов, заключают соглашения и общаются с правительством. Правда, на федеральном уровне они ведут себя скорее как придворные интриганы, которые норовят шепнуть главному на ушко - вон, мол, они тебя называли большим земляным червяком. А пока стрелки переводятся туда-сюда, город рискует стать жертвой очередной масштабной аварии.

Комментарии

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы:

- Любое концессионное соглашение было бы выходом, если бы концессионер, скажем так, был богатым. Но у нас для концессии нет основы основ - нет оценки имущественного комплекса по причине отсутствия его полной инвентаризации. Это то, о чем говорили на рабочей группе, и то, чем я буду заниматься на следующей неделе.

У нас ведь сколько людей, столько и мнений. Оценка минстроя - под 40 миллионов. Оценка города - 220 миллионов. Вот рабочая группа будет, будет ясно с ценой. А будет ясно с ценой - будет ясно со временем. Это гадкая бумажная работа, и здесь наскоком не решишь. Если по земле все действительно так сложно, как считает город, то тогда в этом году и не пахнет такую работу выполнить.

Что касается банкротства водоканала, то это бомба замедленного действия. Это муниципальное предприятие, и любой из кредиторов, который будет инициировать процедуру банкротства, имеет 99% шансы притащить субсидиарку на областной и муниципальный бюджеты. Потому что доказать, что действия собственника и органа регулирования привели к банкротству, достаточно просто. И все долги лягут на бюджеты. Потому банкротство водоканала нежелательно.

Надо сказать, что тарифная политика выстроена на 4 года. Кто бы ни был концессионером, он не сможет резко увеличить тариф. Тогда надо искать источник, чтобы вот этот миллиард - дырку в водоканале - в среднесрочной перспективе 5-7 лет погасить. Этот источник только один - снижение затрат. Прежде всего снижение потерь, которые сегодня по разной оценке дошли до 35-37%, то есть перекладка сетей, создание условий для безаварийной работы. Это еще полтора миллиарда. Итого 2,5 миллиарда. Это при самом оптимальном раскладе имеет 10% уровень рентабельности, требуется на возвратность 10 лет по тем оборотам, которые дает водоканал. Это навскидку. Поэтому я считаю, что так и так придется изыскивать бюджетные деньги, чтобы покрыть ту дырку, которая есть. В противном случае никто не полезет с такими вложениями.

А ясно все станет уже на следующей неделе, когда будет рабочая группа. В этом году мы все равно поставим точку над «i» в этом вопросе, который футболится между двумя уровнями власти.

Дмитрий Федотов, зампред правительства Саратовской области:

- Все сети и сооружения водоканала требуют если не реконструкции, то серьезного капитального ремонта и соответствующих вложений. Это уже не обсуждается. Состояние все-таки достаточно тяжелое. А для этого нужны средства, которые будет выделять либо собственник в лице муниципалитета, либо государство в рамках какой-либо программы, либо это должны быть средства, привлеченные в виде государственно-частного партнерства. Других денег нет. Если государство в состоянии нести такие затраты, то бизнес в принципе не нужен. Но в данном случае слишком большие вложения требуются, поэтому очевидно, что государство будет их разделять с бизнесом. А бизнес придет только на определенных условиях, поскольку бизнесу нужна возвратность и прибыль. Поэтому механизмы могут быть разные. Это может быть концессия, аренда или кредитование.

Долги водоканала - это уже вопрос договоренности. Сначала, если бизнес приходит, строится общая экономическая модель, если она заводит в тупик, понятно, что она неправильная. Модель должна быть эффективной, водоканал должен выйти из всех долгов и быть рентабельным. А вот срок выхода из долгов - это уже тема бизнес-плана. Просто напрямую сказать - давайте на бизнес повесим все долги и пусть он что хочет, то и делает, - это не совсем правильно. Все-так это стратегический объект для Саратова. К тому же, такой подход может бизнесменов отпугнуть.

Вложения в водоканал требуются миллиардные. Но экономика этого предприятия может работать. И прежде всего надо сокращать потери. Собственно экономика лежит в сфере энерго- и водосбережения. В потерях лежит основная экономика. И если с применением новых технологий будет видно, что эта экономика реальна, то бизнес придет. А для этого нужно хорошее обоснование. Сами понимаете, под лежачий камень вода не течет. Надо заниматься этим вопросом. Но без нормальной прозрачной программы, из которой будет понятно, что вот такие деньги надо вложить, вот на столько сократятся потери, на столько сократятся непроизводственные расходы, будет тяжело. Уже прошли времена, когда приходили бизнесмены и говорили: мы возьмем, а там разберемся. В большинстве случаев это закончилось банкротством. Сейчас подход более взвешенный.