N13 (167) 06 апреля 2012   06.04.2012 | 03:07
В сетях
Рубрика: сельская жизнь
Просмотров: 376
Версия для печати

без названияВ большинстве муниципальных районов области сельское население не обеспечено в должной мере торговыми площадями. К такому выводу пришли участники расширенного заседания межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка в Саратовской области, которое прошло на минувшей неделе в пресс-центре облправительства. Председательствовал, судя по всему, теперь уже бывший министр экономического развития и торговли области Андрей Шеметов.

Давно прошли те времена, когда на целый квартал, а то и район, был всего один магазин, да и тот работал именно в те часы, что и все остальные граждане. Сейчас многие продовольственные магазины формата «шаговой доступности» открыты круглосуточно, а крупные сетевые супер- и гипермаркеты равномерно распределены по всему Саратову. Но так хорошо торговыми площадями обеспечено далеко не все население области. Об этом на заседании комиссии сообщил начальник управления развития потребительского рынка министерства экономического развития и торговли области Александр Гречихо.

- Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в целом по региону составляет 451 кв. м на тысячу жителей, - сообщил он. - В малых городах этот показатель 480 кв. м на тысячу жителей, в сельской местности - 201 кв. м.

Александр Анатольевич отметил, что в 23 муниципальных районах области обеспеченность сельского населения площадями торговых объектов ниже среднеобластного показателя (201 кв. м). Среди этих районов - Красноармейский, Краснопартизанский, Новобурасский, Ртищевский и Советский. Начальник управления развития потребительского рынка также сообщил, что в начале 2012 года количество населенных пунктов, где полностью отсутствуют объекты торговли, составляло 7%. Как правило, это села и хутора, где проживают не более 40 человек.

- Вопрос обеспечения жителей этих сел является актуальным для администраций муниципальных районов, - добавил Александр Гречихо. - Необходимы мероприятия, направленные на развитие торговли в сельской местности, которые позволят обеспечить жителей села широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров и дополнительными рабочими местами и сократить разрыв между показателями обеспеченности села и города.

После доклада Александра Гречихо возможность высказаться предоставили заместителям глав администраций по экономике Ртищевского и Красноармейского районов, которые не дотягивают до среднеобластного показателя по обеспеченности населения торговыми объектами. Оказалось, что в Ртищево работает 12 автолавок, которые полностью удовлетворяют потребности жителей. К тому же в этом муниципальном районе с начала года открыли 4 магазина. Замглавы администрации Красноармейского района отметила, что в отчете Гречихо не учтены почтовые отделения, аптеки, нестационарные торговые точки и открывшиеся совсем недавно магазины. Если же учитывать все вышеперечисленное, то показатель по Красноармейскому району приблизится к 160 кв. м на тысячу жителей.

Еще одним важным вопросом, который обсуждался на заседании, стала законодательная инициатива администрации Пугачевского муниципального района. Чиновники из Пугачева предложили снизить с 25% до 10% долю объема всех реализованных хозяйствующим субъектом продовольственных товаров в денежном выражении в границах муниципального района. В случае же превышения установленной границы хозяйствующий субъект не вправе приобретать или арендовать дополнительные площади торговых объектов в границах соответствующего района. Такую поправку пугачевцы предлагают внести в статью 14 Федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Проще говоря, речь идет об ограничении работы крупных торговых сетей в случае, если их обороты превышают определенную сумму.

Свою инициативу власти Пугачевского района объяснили тем, что местные предприниматели с трудом выживают из-за сильной конкуренции со стороны «Магнита», «Пятерочки» и «Грозди». Как пояснила начальник отдела экономического развития и торговли администрации Пугачевского муниципального района Ольга Путина, из всех налогов, которые платят крупные сети, в районе остается только НДФЛ и подоходный налог, к тому же руководство крупных сетей не хочет идти на контакт с местными властями.

- В 2011 году закрылось 15 магазинов из 130 торговых объектов, которые работали на территории района, - рассказала Ольга Путина. - 42 магазина перешли в разряд смешанных. В районе работает 6 магазинов «Магнит», а в скором времени откроется еще и гипермаркет этой сети.

О том, сколько сетей в Саратовской области и нужно ли их ограничивать, собравшимся рассказала заместитель министра экономического развития и торговли области Юлия Винокурова. Она сообщила, что сейчас на территории области действует 1219 объектов сетевой продовольственной розницы, из них 553 - магазины федеральных и региональных сетей, а 666 - муниципальные сетевики. Опросы, проведенные социологической лабораторией Саратовского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, показали, что в целом население области устраивает сложившаяся ценовая ситуация в сетевой и продовольственной рознице.

- Существуют особенности развития торговли в муниципальных образованиях, обусловленные экономическими, территориальными, историческими факторами, - отметила Юлия Винокурова. - Экспансия сетей в районы области неодинаково сказывается на состоянии конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами.

Оказалось, что желающих высказаться по поводу инициативы пугачевцев довольно много. В Екатериновском и Балаковском муниципальных районах проблемы, озвученной пугачевцами, не видят, там с сетями все в порядке. Ну а представители магазинов «Магнит» и «Гроздь», естественно, говорили о том, что такого рода поправки в закон ударят по всем участникам рынка, указывали на прозрачность работы крупных сетевиков и особо подчеркивали: мы работаем для покупателей и ради улучшения их благосостояния. Заведующая кафедрой экономики и менеджмента Саратовского филиала РГТЭУ Татьяна Смирнова высказала уверенность в том, что Россия идет по западному пути развития. Завкафедрой уверена, что сети не смогут погубить малых предпринимателей, а магазины шаговой доступности выживут всегда, поскольку они подкупают чистотой и хорошим личным отношением к покупателю.

- Но в России есть одна особенность - высокие патерналистские ожидания, - считает Смирнова. - Зачем мне быть ласковым с покупателем? Нет, лучше уберите от меня конкурентов. Наши предприниматели - это образец советской торговли.

 В дискуссию с Татьяной Вячеславовной вступил исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» Александр Степанов. Он отметил, что проблема комплексная, и вспомнил, что в США и Европе неспроста существуют ограничения для крупных сетевиков. Степанов, по его собственному признанию, скучает по тому «бардаку», который был на улице Астраханской около Сенного. Примерно такие рынки он видел в Париже и Бонне.

В итоге после долгих обсуждений и споров было решено подготовить предложение о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями устанавливать долю объема реализованных продовольственных товаров сетевыми розничными предприятиями торговли до 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в границах каждого муниципального района. Коррупционную составляющую такого предложения обсуждать не стали.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (2)
6 апреля 2012, 08:42

Кирдык,местным предпренимателям и их маленькому бизнесу....Коррупционную составляющую такого предложения обсуждать не стали.... На кого расчитаны предложенные цифры по присутствию сетей в регионе???  А почему статисты не считают отношение площадей 1219 "объектов сетевой розницы" к общему коичеству торговых площадей региона???Я так думаю,что это процентов 60% - 70%. И объем всех реализованных продовольственных товаров на этих площадях менее 25%???? (т.е. хотят довести до 25%,вопреки закону,который ограничивает эту долю в 10%). Однозначно,что сетевая "касса" черная, если чиновники не видят это. Или не хотят видеть!!! СКолько в сетях представленно продукции наших местных производителей? От силы процентов 20% остальное место на полках принадлежит "чужим регионам", а наши производители не знают как войти в свой рынок, как развить объемы производства, как повысить з/пл своим работягам наконец!"!!! Когда мы прекратим кормить деньгами своих граждан чужие регионы??? Краснодар в частности (Магниты)...Когда мы начнем обязывать сетки торговать 100% продукцией выпускаемой в нашей области? А если останется место на полках - пожалуйста вводите иногороднюю. Это делается во всех регионах, где администрация заботится о своих гражданах и своих производителях, кроме Саратова!!!

ответить
6 апреля 2012, 09:22

Местным производителям надо цены понижать, а качество повышать, вот и будет у них покупатель

ответить
на главную