Уроки Лобановой

Уроки Лобановой

Первого апреля нынешнего года родителям будущих первоклассников было не до смеха. Именно в этот день в саратовских школах начался прием заявлений в первые классы по новым, изменившимся правилам. Простой и понятный на первый взгляд, новый порядок в реальности не упростил, а, напротив, усложнил жизнь родителей и, что еще хуже, дал простор для разного рода спекуляций со стороны руководства школ

Первого апреля нынешнего года родителям будущих первоклассников было не до смеха. Именно в этот день в саратовских школах начался прием заявлений в первые классы по новым, изменившимся правилам. Простой и понятный на первый взгляд, новый порядок в реальности не упростил, а, напротив, усложнил жизнь родителей и, что еще хуже, дал простор для разного рода спекуляций со стороны руководства школ.

Розыгрыш детей

По новому федеральному законодательству, за каждой школой теперь закреплен определенный микрорайон. Дети, проживающие на территории данного микрорайона, должны пользоваться преимущественным правом на зачисление в это образовательное учреждение. Прием заявлений в первый класс по такому принципу начался 1 апреля и продлится до 10 августа. С 10 по 30 августа стартует так называемый свободный прием. За эти двадцать дней родители смогут подать заявление в школу, к которой они территориально не относятся, но хотят, чтобы там учился их ребенок. Но зачислят его только «при условии имеющихся свободных мест». Об этом сообщило в конце марта министерство образования Саратовской области.

Также было обещано, что «информация о закреплении за общеобразовательными учреждениями микрорайонов будет размещена на сайтах администраций муниципальных районов области и на сайтах самих образовательных учреждений». Списки домов должны были появиться в Интернете 1 апреля. Но с самого начала все пошло не так. Родители будущего первоклассника Александр и Виктория, проживающие на улице Одесской в Саратове, с нетерпением и надеждой ждали публикации такого перечня на сайте лицея №36, расположенного в нескольких сотнях метров от их дома. Ждали-ждали и не дождались.

Как рассказали обратившиеся в нашу редакцию родители, только после звонка в отдел образования Ленинского района информация наконец появилась. Но и тут им был приготовлен неприятный сюрприз: в списке домов, закрепленных за 36-м лицеем, их дома не оказалось. Более того, сам перечень состоял всего из шести домов: №№5Б, 7А, 9 на улице Одесской и №№45, 46, 46А на улице Лунной. Причем некоторые дома оказались продублированы в микрорайонах, отнесенных к другим школам. Эту ситуацию можно было бы посчитать первоапрельским розыгрышем, если бы в районном отделе образования Александру и Виктории не подтвердили эту информацию и пояснили, что в текущем году в 36-м лицее сокращен набор в первые классы. Одна из причин - требование прокуратуры соблюдать федеральный закон и проводить занятия в лицее только в одну смену.

Но откуда в шести домах, пусть многоэтажных и многоподъездных, возьмутся сразу сто детей семилетнего возраста - а именно таковы контрольные цифры приема в этой школе? И почему ребенок, живущий рядом с лицеем, вдруг оказался приписан к школе №46, которая находится в нескольких километрах от дома? Время на дорогу туда и обратно будет отнимать у него ежедневно около часа, а это дополнительная нагрузка и на здоровье первоклассника, и на семейный бюджет. 

 Стоит отметить, что лицей №36, который возглавляет Ольга Лобанова, известная не только как «человек Марины Алешиной», но и супруга главы Энгельсского района Дмитрия Лобанова, выглядит на фоне других «элитных» учебных заведений Ленинского района эдакой белой вороной. Так, в лицей №47 будут ходить дети из 21 дома, в лицей №35 - из 39. Ситуация, аналогичная 36-му лицею, складывается только с гимназией №87 - к ней относятся всего три дома по улице Электронной. При этом за обычными общеобразовательными школами Ленинского района закреплено огромное количество адресов. Получается, что обучение в лицее №36 - только для избранных? Может быть, кто-то дал право г-же Лобановой самолично отбирать учеников, взяв несколько человек по прописке, а остальных - по собственному хотению?

Ведь вызывает вопросы не только, мягко говоря, странное деление на микрорайоны. По словам наших читателей, в 36-м лицее вовсю якобы проводится вступительное тестирование первоклассников, что категорически запрещено законом. «Тем, кто прошел тестирование, перезванивают и говорят: вы зачислены. Причем некоторые из уже зачисленных детей не из официально закрепленных домов. Да еще и вступительный взнос 10 тысяч, - рассказывает Александр. - Мы в садике привыкли платить взносы через банк, а здесь деньги принимают прямо в школе...» «Я не буду никого обвинять во взятках, но создана ситуация, при которой родители поставлены перед выбором: нужно либо совершить что-то героическое, чтобы приняли ребенка, либо искать другую школу. Это полное безобразие!» - возмущается папа будущего первоклассника.

Каждый год нарушают

В отделе образования администрации Ленинского района «Газете Наша Версия» сообщили, что обратившимся к нам родителям стоит попытать счастья в 36-м лицее после 10 августа. А вот зачислят их или нет - это уж как повезет: директора школ фактически самостоятельно определяют, сколько учеников они примут, а «списки принятых в первый класс детей подаются школой в отдел образования только 31 августа».

 Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева подтвердила, что закон не запрещает родителям подать заявление в любое образовательное учреждение. Заявление необходимо подать с копиями остальных необходимых документов: свидетельства о рождении, медицинской карты и документа, подтверждающего адрес прописки. «Те же, кому предлагают пройти тестирование или требуют деньги, пусть обращаются ко мне», - заявила Юлия Леонидовна. «Газета Наша Версия» в свою очередь обращается к г-же Ерофеевой с просьбой провести в 36-м лицее такую же тщательную и результативную проверку, как и в знаменитом лицее №37.

 Помимо детского уполномоченного, в городе работает «горячая линия» комитета по образованию администрации Саратова. Там нашему изданию пояснили, что распределением домов по школам занимались районные отделы образования, а если еще конкретнее - специалисты, которые обязаны вести учет детей по микрорайонам. Затем соответствующее распоряжение подписали главы администраций. Правда, не все. Глава Октябрьского района Вадим Дубривный не поверил, что закон наделил его такими полномочиями, и ждет соответствующего решения городской думы. Но, как рассказали в комитете по образованию, несмотря на отсутствие официального распоряжения, прием в школах Октябрьского района уже идет: «Директора уже все знают». То-то будет радости, если подписанный главой список микрорайонов будет отличаться от предварительного...

Что касается количества закрепленных за той или иной школой домов, то кроме территориальной доступности также учитывалась «мощность» школ.

 - Есть ограничения по наполняемости классов - до 25 человек, - пояснили в городском комитете по образованию. - Кроме того, по санитарным нормам в школе нужно открыть еще группу продленного дня, оборудовать спальню для дневного сна. Поэтому сейчас многие школы «сократили» помещения. Если бы мощность позволяла, можно было бы открыть 10 классов и прикрепить к школе все близлежащие дома... А микрорайоны мы размещали таким образом, чтобы школа при открытии классов смогла взять всех детей микрорайона - это обязательное условие. Там может быть три дома, но детей, идущих в первый класс, - не один, не два, не пять.

- Неужели в шести домах, закрепленных за 36-м лицеем, так много будущих первоклассников?

- Да, много. Кроме того, в Ленинском районе расположено всего три лицея, и мы так ориентировали директоров, чтобы была возможность принять детей на свободные места. Чтобы люди, которые не живут рядом непосредственно, если они хотят в лицей, все-таки могли в него попасть. В школах принимают заявления от всех, но зачисление тех, кто не из микрорайона, будет происходить уже после того, как зачислят детей из микрорайона. То есть они гарантированно поступают, а остальные - на свободные места. Если свободных мест не окажется - за вами всегда гарантированно закреплено место по микрорайону. Первоклассников, по предварительным подсчетам, у нас будет не больше, чем в прошлом году - свыше 7 тысяч человек, и мощности наших образовательных учреждений хватает.

Тут хочется добавить: пока хватает. Учитывая то, что скоро в школу пойдут дети из переполненных до отказа детских садов, а количество мест в образовательных учреждениях при этом сокращается, в ближайшие годы нас ждет настоящая битва за начальное образование... «Многие недовольны, конечно. На нашу «горячую линию» поступает порядка 10 звонков в день. По 36-му лицею звонили с тем же вопросом, что и вы», - отметили в комитете.

- А были жалобы по поводу тестирования?

- Пока нет. Может быть, эту проблему затмил вопрос с микрорайонами. Никакого собеседования или тем более тестирования быть не должно. Это категорически запрещено. Но не исключено, что где-то есть нарушения... По 36-му лицею такие обращения есть каждый год. Нарушают. Если они это делают, значит, они нарушают - и наши предписания, и вышестоящие законы, федеральные в том числе.

Значит, в городском комитете по образованию знают о проблеме, но никак не реагируют? Дело в том, что на «горячую линию» поступают в основном анонимные жалобы - родители боятся называть не только свою фамилию, но иногда даже номер школы. А проводить проверки в школах чиновники могут только по письменному заявлению, поэтому призывают граждан открыто сообщать о нарушениях их прав. Однако когда на одной чаше весов - судьба ребенка и «попечительский взнос» нахрапистому директору, а на другой - правдоискательство, причем без особых гарантий на успех, многие родители предпочитают первый вариант. А глядя на список знакомых и родственников директора 36-го лицея, остается только догадываться, при чьем попустительстве, а может быть - покровительстве, реализовать свое право на доступное и качественное образование в нашем городе становится все сложнее.

P.S. Просим прокурора Саратовской области Владимира Степанова считать данную публикацию официальным обращением.