N18 (172) 11 мая 2012   11.05.2012 | 14:59
Пустынный город
Рубрика: позор джунглям
Просмотров: 691
Версия для печати

Пустынный городВ нашем городе с наступлением весны повсюду появляется пыль: гигантскими пластами она лежит на обочинах дорог, витает в воздухе, оседает на деревьях и машинах. А еще она обладает замечательным свойством - зачастую мы ее просто не видим. Для того чтобы оценить, насколько у нас пыльно, достаточно провести простой эксперимент - надеть сланцы и погулять один день по центру города. Скорее всего, ближе к вечеру по ногам в вас можно будет опознать африканца.

Самум по-саратовски

Желающим оказаться в африканской пустыне совсем необязательно покупать туры в Египет. В июле температура воздуха у нас превышает порой 40 градусов в тени, несмотря на близость Волги, стоит ужасная духота, а по улицам гуляет самый настоящий самум - сухой и горячий ветер, который обычно распространен в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова. Так какова же причина такого смешения климатических поясов и откуда в Саратове столько пыли?

Ответить на этот вопрос нам помог заведующий лабораторией геоэкологии СГУ Михаил Решетников. Он рассказал, что проблема запыленности для Саратова является вечной из-за его специфического геологического строения. По мнению ученого, полностью победить пыль здесь невозможно, потому что те элементы рельефа, которые окружают наш город, сложены легковыдуваемыми породами. «При этом основные направления ветра в Саратове - северо-западные и юго-восточные, то есть получается, что они постоянно дуют из Ленинского и Заводского районов в центральную часть города, а сам центр, наоборот, плохо продувается. Этим обусловлено и высокое загрязнение атмосферы, и запыленность», - объяснил ученый.

Но ветер - это далеко не единственный источник пыли в Саратове. По словам Решетникова, различают три основных вида пыли. На первое место в Саратове выходит та самая природная пыль - т.е. те породы, которые выдуваются ветром и переносятся в центр города, где осаждаются и накапливаются. На втором месте - автомобильная пыль, та, которая уже есть на дорогах и вторично поднимается с проезжей части автотранспортом. Зимой снег накапливает в себе все выбросы от автотранспорта, а по весне, когда он тает, все это остается на асфальте. Туда же попадает песок, которым посыпают улицы зимой: «То, сколько в Саратове пыли, особенно хорошо заметно ранней весной. Когда сходит снежный покров, город сразу покрывается пыльным облаком, потому что дорожные службы еще не успели убрать эту пыль, а она уже подсохла, и ветер начинает ее разносить в разные стороны». И, наконец, третье место занимает пыль техногенная - то есть выбросы промышленных предприятий города.

По словам начальника комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды ФГУ «Саратовский ЦГМС» Ольги Симбуковой, в прошлом году уровень запыленности достиг предельно допустимой концентрации в ряде районов города, а в нынешнем снизился до 0,9 ПДК. Симбукова связывает это с работой коммунальных служб: «Выбросы за три года не увеличились, но, тем не менее, было зарегистрировано снижение запыленности. Скорее всего, потому, что в этом году на улицах города появилось много машин-уборщиков».

Пыль в глаза

О том, как сейчас на самом деле убираются городские улицы, рассказал руководитель МУП «Городские дороги плюс» Алексей Власов. Для уборки города в летний период используется два типа техники - поливомоечная и пылеуборочная, которая, в свою очередь разделяется на две категории: элеваторного типа (так называемые «механические веники») и вакуумного («пылесосы»). На сегодняшний день в Саратове работает около 50 «поливалок», 16 «пылесосов» и 15 «веников», а также 14 единиц техники для уборки тротуаров, которые драят по большей части проспект Кирова. Это составляет 54% от потребности города в технике (для сравнения - три года назад этот показатель не превышал 17%). «Таким образом, мы работаем в половинчатом режиме, то есть, нам потребуется двое суток, чтобы привести город в порядок, скажем, после сильного ливня, когда выпадает месячная норма осадков», - рассказал директор МУПа.

Одним из основных способов борьбы с запыленностью ученые считают фонтаны. «Это уличный вариант ионизаторов воздуха - модных сейчас приборов для дома, - объяснил Михаил Решетников. - Они повышают влажность и освежают. В результате взвешенные частицы пыли, которые есть в воздухе, впитывают в себя влагу и под силой гравитации оседают на землю». По его словам, все эти способы борьбы с пылью довольно эффективны, но и затратны в то же время, поэтому и малоприменимы: «Экология для бюджета любого города - черная дыра. Деньги туда будут уходить постоянно, но никакого экономического эффекта они приносить не будут. Поэтому на нее и выделяется не так много денег».

Дорожники же считают, что для решения проблемы запыленности города все должно загоняться в камень. «Если брать все мегаполисы, в том числе, Москву… Это не популярная в России мера, но это опыт всех мировых держав. Хотя бы центр города должен быть полностью закатан в плитку. При этом нужно расширять дороги, делать нормальные тротуары… И тогда с зелеными зонами по краям дорог, нам, к сожалению, придется расстаться. Я, конечно, понимаю, что в нашем городе вряд ли будет принято такое решение, но для нас это единственно возможный вариант, - резюмировал Власов. - Пока у нас будет такое количество автомобилей и такая культура паркинга и вождения, как сегодня, то бороться с пылью на улицах будет невозможно».

Ученые не согласны с таким решением этой проблемы. «У нас в городе любят все асфальтировать, а асфальт - хороший сборник пыли. Для того чтобы решить проблему запыленности, по обочинам дорог нужны газоны, потому что это «легкие города», фильтр пыли. Трава очень хорошо в себя абсорбирует пыль и не дает при любом ветре ей подниматься вверх, то есть в зону дыхания человека», - считает сотрудница областного метеоцентра Ольга Симбукова.

Экс-министр экологии Игорь Шопен тоже высказался против «закатывания города в плитку»: «Ну давайте еще весь город в бетон закатаем! Вот если тебя взять и поставить на бетон под солнце, то через 15 минут тебя хватит солнечный удар, потому что этот материал сильно нагревается и отражает тепло, в результате температура воздуха над ним становится градусов 45 вместо 30. Конечно, за плиткой ухаживать не надо. Но гораздо эффективнее положить вдоль дорог газон, как в западных странах - когда сначала идет дренажная система, потом гравий, газон, затем велосипедная дорожка, потом еще один газон и пешеходная дорожка. Правда, у нас это нереально - дороги слишком узкие. Но я уверен, что чем больше у нас в Саратове будет зелени, тем меньше будет пыли».

В то же время Шопен отметил, что за последние два года город стал заметно чище. По его мнению, в этом есть заслуга и руководства города. К его словам остается только добавить, что особенно часто по улицам поливочные автомобили ездят в преддверии выборов, словно в подтверждение слов Олега Грищенко, который обещал сделать город «чище, зеленее и светлее». Не знаю насчет зеленее и светлее, но чище Саратов действительно стал. В октябре ожидаются новые выборы - теперь уже в облдуму. Я с нетерпением жду этого момента в надежде на то, что городские власти будут снова вылизывать улицы, проезды и проходы в попытке угодить своим избирателям.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (3)
11 мая 2012, 16:56

Просто пыль увозять туда, откуда её приносит ветер. Лет 10 назад город не был таким пыльным (в разы менее пыльным!), хотя лысая гора никуда не уезжала, товарищь геоэколог.А чтобы посмотреть сколько пыли на улицах надо пройтись по ним либо до 7 утра, либо после 10, глядя на фонари.

ответить
12 мая 2012, 15:54
писал:
11 мая 2012, 16:56

Просто пыль увозять туда, откуда её приносит ветер. Лет 10 назад город не был таким пыльным (в разы менее пыльным!), хотя лысая гора никуда не уезжала, товарищь геоэколог.А чтобы посмотреть сколько пыли на улицах надо пройтись по ним либо до 7 утра, либо после 10, глядя на фонари.

А вывод, Вася?

ответить
12 мая 2012, 16:07

... было, есть - и будет.

ответить
на главную