Профилактика бешенства людей

25.05.2012 | 09:00
Профилактика бешенства людей

Для Саратова бездомные собаки - проблема более чем актуальная. Стоит оглядеться вокруг - и обязательно увидишь хотя бы одну собаку, либо лежащую на теплотрассе, либо копающуюся в мусорном баке, либо трусящую по своим делам

без названияДля Саратова бездомные собаки - проблема более чем актуальная. Стоит оглядеться вокруг - и обязательно увидишь хотя бы одну собаку, либо лежащую на теплотрассе, либо копающуюся в мусорном баке, либо трусящую по своим делам

Мусорщики

Сначала их просто отстреливали. Потом, когда использование огнестрельного оружия запретили, нашли другой способ - дротики с ядом. Теперь и это является незаконным. Что дальше - идти по стопам догхантеров и разбрасывать яд по детским площадкам? На вопрос, кто должен этим заниматься, администрация и правительство области кивают друг на друга. Муниципалитет ссылается на то, что бездомные собаки - потенциальные разносчики бешенства, поэтому контроль за их численностью является санитарно-противоэпидемиологическим мероприятием и относится к полномочиям органа государственной власти РФ, то бишь областного правительства.

Правительство, в свою очередь, тоже открещивается от бесхозных собак. Чиновники вспоминают, что, согласно решению Волжского районного суда от 18 мая 2010 года по иску о возмещении морального вреда за укус собаки, обязанность по организации отлова и содержанию безнадзорных животных возложена на городскую администрацию, а следовательно, исключена из ведения правительства. К тому же, администрация города должна «регулировать численность безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках» согласно федеральным санитарным правилам, которые неспроста называются «Профилактика бешенства среди людей».

 Такое «стрелочничество» объясняется пробелом в федеральном законодательстве - в России нет закона, регламентирующего отлов бездомных собак, в котором было бы четко прописано, кто этим должен заниматься. Отсутствие закона, как водится, порождает беззаконие. До недавнего времени муниципалитет инициировал массовые убийства животных, фактически узаконив собачьих киллеров (см. статью моей коллеги Наталии Гливенко «Все псы попадают в рай» в №9 (163) от 9 марта 2012 г.). Отстрелом бездомных животных с помощью дротиков с ядом занималось МУП «СпецАТХ» по уборке города. Они работали по заявкам и за деньги жителей. Причем муниципальное предприятие это и не скрывает. По официальным данным, за прошлый год ловцы МУП уничтожили 1245 бездомных собак. По неофициальным - эта цифра в разы больше. Председатель областного общества защиты животных Оксана Семык считает, что таким образом организация нарушила сразу несколько федеральных законов.

Во-первых, убийство отловленных собак запрещено Гражданским кодексом. Согласно статьям 230 и 231 ГК, лицо, задержавшее бездомное животное, должно содержать его 6 месяцев, ожидая появления хозяев. И только потом, если никто не объявится, собака поступает в собственность нашедшего и он может делать с ней все, что хочет. При отказе этого лица признать себя собственником содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность. «Но у нас в Саратове этот пункт не действует, потому что негде содержать отловленных собак. Городской приют для бездомных животных, в котором всего 400 мест, забит под завязку, новый строить никто не хочет, а число мест в МУПе ограничено 7 клетками», - комментирует ситуацию Семык.

Во-вторых, зачастую в результате действий «мусорщиков» погибают и породистые домашние животные, потому что ловцы, как утверждают многочисленные свидетели, «стреляют во все, что движется». По Гражданскому кодексу, собака - это особый вид имущества, соответственно, убивая собаку, ловец таким образом уничтожает чужую собственность и должен понести за это наказание.

Помимо этого, есть еще и уголовная ответственность. «Препарат адилин, который используется для умерщвления животных, относится к курареподобным ядам. Его действие основано на параличе все мышц организма, в том числе и дыхательных. В результате животное не может вдохнуть и умирает от удушья. Мучительная смерть может длиться до 15-20 минут, в то время как собаки находятся в полном сознании. Это ли не жестокое обращение с животными?!» - восклицает Семык. В случае признания виновными по 245 статье УК РФ (жестокое обращение с животными) ловцы собак получат до 6 месяцев ареста или около 80 тысяч рублей штрафа и исправительные работы. К этому можно прибавить 238 статью УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Здесь уже до 300 тысяч рублей штрафа или 6-10 лет тюрьмы - в случае жертв со стороны населения или если пострадают дети.

Не дождавшись реакции компетентных органов, Оксана решила подать в суд на МУП «СпецАТХ» сама. Но так как у нее нет полномочий инициировать уголовное преследование, она пошла другим путем - подала гражданский иск с требованием прекратить деятельность МУП как несущую потенциальную угрозу ее жизни и здоровью.

Страшный суд

- Собак убивают везде, даже на детских площадках, прямо на глазах у детей! Как мы можем говорить о нравственности после этого?! Вот от этого у нас в тюрьмах полно убийц!

- Скоро от стариков так же будут избавляться…

- Да уже избавляются! У нас в подъезде внук нанес бабушке семь ножевых ранений, чтобы квартира освободилась!

Такие разговоры велись в коридоре перед очередным заседанием суда по иску Оксаны Семык к МУП «СпецАТХ». На самом заседании кипели ничуть не меньшие страсти. Судье даже пришлось удалить из зала несколько защитниц животных из числа «сердобольных старушек», потому что они мешали вести заседание своими громкими экспрессивными репликами.

 Начальник ветеринарного отдела МУП «СпецАТХ» по уборке города Людмила Аксиневич подтвердила, что вакцинация животных не ведется, равно как и их содержание, поскольку у МУПа нет соответствующих лицензий и условий. Вместо этого ловцы усыпляют собак с помощью летающих шприцов, в которых содержится «лекарство». Этим «лекарством», по словам Аксиневич, является препарат адилин. К какому классу опасности он относится, начальник ветеринарного отдела, как выяснилось, не знает. «Это гуманный метод», - заявила она, подчеркнув, что убиваются только больные или агрессивные животные. На вопрос: «Как вы определяете, является ли собака больной или агрессивной?» ветврач посмотрела на саму Семык как на больную: «Ну видно же это! Когда она кидается на человека, значит, агрессивная. А больные - значит, лишаястые, у которых есть глисты или вши…»

Ловцы собак заявили, что не знают, что содержится в шприцах, которые им выдают. Судья поинтересовался у одного из них, что происходит с собакой, когда в нее попадает такой шприц. Сотрудник МУП ответил: засыпает. «И больше не просыпается?» - уточнил судья. Ловец не смог ответить на этот вопрос, туманно заявив, что дальнейшая судьба собаки ему не известна. Другой работник предприятия оказался более разговорчивым и поведал, что трупы собак вывозятся на специальный полигон, который находится в районе поселка Гуселка-2.

 Со стороны МУП тоже были допрошены свидетели. Елена Красильникова, которая, как выяснилось в ходе допроса, работает ведущим экономистом в МУП «СпецАТХ», рассказала о том, как однажды около дома ее встретила свора собак и одна из них укусила ее за щиколотку. Девушка очень эмоционально поведала об этом событии: «Меня парализовала боль, началась паника, истерика, шок…» «Я не оспариваю факты нападения бездомных животных на людей и согласна с тем, что это является большой проблемой. Только решать ее надо в рамках закона», - Семык одной фразой свела на нет старания сотрудницы МУПа.

Выслушав доводы обеих сторон, судья вынес решение в пользу истца, то есть запретил МУПу отлавливать собак без 6-месячного содержания, а также использовать в своей работе препарат адилин. К сожалению, и это не решает всей проблемы, как не решала ее бессистемная бойня, организованная сотрудниками МУПа.

Даже в результате отстрела собак не становится меньше - на место убитых приходят их потомки. То же самое и с охотниками - место ловцов МУП «СпецАТХ» занимают догхантеры, которые разбрасывают отравленную колбасу рядом с подъездами, где ее может подобрать и ребенок, и абсолютно нормальный домашний питомец. Им противостоит целая армия защитников животных, которая, думается, если не будет никаких сдвигов в законодательстве, в скором времени начнет действовать самостоятельно.

А бездомные животные уже приспособились к такой жизни. Они объединяются в стаи, кочуют из одного двора в другой, питаясь отбросами из мусорных контейнеров. При виде человека с металлической трубой они моментально разбегаются. И в каждом дворе находятся те, кто их подкармливают. Другие же готовы поубивать не только собак, но и сердобольных граждан, мотивируя свои поступки тем, что бездомные собаки ведут себя агрессивно, припоминают случаи, когда животные кого-то покусали, и либо нанимают догхантеров, либо сами берут на себя грех убийства, благо на форумах полно рецептов приготовления яда.

 «И мы после этого считаем себя людьми? У нас сейчас такая жестокость в обществе! Порой людей боишься даже больше, чем собак! - комментирует защитница животных Людмила Шишковская. - Меня вчера три женщины из соседнего дома чуть не избили! У нас в подвале три кутенка живут, я пошла их кормить. Оборачиваюсь - а они на меня прут, я даже упала от неожиданности. Одна из них говорит: «Это тебя Бог наказал!» Я говорю: «А за что? За то, что я не даю маленьким щенкам умереть с голоду?» Правильно считается, что собаки чувствуют агрессию в человеке. Всех подряд кусать не будут».

Этот довод находит подтверждение и среди специалистов. Кинолог Энгельсского УВД, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что собаки обычно проявляют агрессию только в том случае, если чувствуют, что им угрожает опасность или на них направлена агрессия человека.