Под охраной государства

Под охраной государства

Все смешалось в доме №4 на улице Кутякова: и прелести старинной архитектуры, которые вот-вот превратятся в руины, и новая многоэтажка в опасной близости, и жильцы, ставшие заложниками собственных квадратных метров, и приснопамятный горе-председатель многочисленных ТСЖ, бывший депутат гордумы Николай Якимов, и вяло отмахивающиеся от проблем жителей чиновники... В общем, типичный жилищный хаос в центре Саратова - городе, в котором точечная застройка почему-то является эталоном строительства, а исторические здания превращаются при попустительстве властей в жуткие трущобы.

Под охраной государстваВсе смешалось в доме №4 на улице Кутякова: и прелести старинной архитектуры, которые вот-вот превратятся в руины, и новая многоэтажка в опасной близости, и жильцы, ставшие заложниками собственных квадратных метров, и приснопамятный горе-председатель многочисленных ТСЖ, бывший депутат гордумы Николай Якимов, и вяло отмахивающиеся от проблем жителей чиновники... В общем, типичный жилищный хаос в центре Саратова - городе, в котором точечная застройка почему-то является эталоном строительства, а исторические здания превращаются при попустительстве властей в жуткие трущобы. 

Хороша Наташа... 

Но обо всем по порядку. Одиннадцать лет назад, в ноябре 2001 года, мэр Саратова Юрий Аксененко подписал постановление о предоставлении жилищно-строительному кооперативу «Наташа-2» земельного участка для проектирования и строительства дома переменной этажности в Волжском районе. Участок площадью 0,74 га, расположенный в границах улиц Кутякова, Радищева и Гоголя, был отведен «Наташе-2» сроком на 25 лет. В декабре того же года между администрацией и кооперативом, идейным вдохновителем и председателем которого являлся Николай Якимов, был заключен договор аренды муниципальной земли. Этот документ примечателен не только громкими именами фигурантов, но и удивительным дополнительным условием: «Настоящий договор не подлежит огласке». Что пытались скрыть стороны от третьих лиц, можно только догадываться, однако время постепенно расставляет все на свои места. Юрий Аксененко, дававший «добро» на подобные сделки, как известно, уже отбыл срок в местах лишения свободы.

Но это, пожалуй, единственная точка в этой весьма запутанной истории. Во всех остальных пунктах - только многоточия. Так, время, или кто-то другой, до сих пор щадит Николая Якимова, который, согласно упомянутому постановлению экс-мэра, должен был снести с полученной стройплощадки в общей сложности 13 домов и хозяйственных построек и отселить жильцов. Приступив к активным действиям только в 2007 году, депутат городской думы показал себя во всей красе. Местные жители до сих пор с содроганием вспоминают, как проводился снос. По их словам, сараи с погребами рушили без предупреждения, некоторые даже не успели забрать свои заготовки на зиму и прочие вещи.

 Кроме того, ради «Наташи-2» был снесен дом по ул. Кутякова, 4, литер Д. После того как строители вырыли котлован рядом с домом под литером Г, жильцы не на шутку забеспокоились - по ночам их дом стал потрескивать. «Мы обратились в прокуратуру области с просьбой провести расследование, почему началось строительство без расселения ближайших домов, и есть ли разрешение на строительство, но получили ответ, что адрес Кутякова, 4 не значится в списке домов, подлежащих расселению. Разрешения на строительство на момент проверки тоже не было, - рассказывает жительница дома Любовь Абрамова. - На наш довод, почему литер Д этого дома и сараи с погребами были снесены, нам ответили, что наши права нарушены, но срок исковой давности уже истек».

Таким образом, председатель ЖСК «Наташа-2», самовольно захвативший участок земли в центре города и незаконно снесший целый дом, остался безнаказанным и спокойно продолжил свою бурную деятельность в городской думе и в остальных кооперативах, о чем уже не раз писала «Газета Наша Версия». А между тем, жилой дом по ул. Кутякова, 4, буквально подкопанный строителями, стал не только потрескивать, но и разрушаться. Согласно технической экспертизе, проведенной в 2007 году, здание находится в «недопустимом» состоянии. «Дальнейшую эксплуатацию здания без специальных мероприятий по усилению несущих конструкций считаем опасной, существует опасность перехода здания в категорию аварийных», - заключили эксперты. Однако причиной разрушения специалисты посчитали не ведущуюся рядом стройку, а ветхость самого дома и воздействие «динамических факторов от проходящего мимо трамвайного транспорта». 

Подпереть Грищенко 

Под охраной государстваЖильцам ничего не оставалось, как начать писать письма во все инстанции - от администрации Волжского района до Администрации Президента РФ. И хотя переписка каких-либо существенных результатов не принесла, зато жители неожиданно для себя узнали, что уже давно проживают в памятнике архитектуры. Оказалось, что еще в июне 2001 года их дом признан выявленным объектом культурного наследия и значится в официальных документах как «усадьба городская, 1880-е гг.». Старинный дом с уютным двориком, возможно, на самом деле представляет собой историческую ценность, но почему здание до сих пор не избавилось от статуса «выявленного» и не было внесено в реестр объектов культурного наследия, и, что еще более интересно, на каких основаниях чиновники позволили снести г-ну Якимову часть памятника архитектуры, история умалчивает.

 Так жители дома попали в правовую ловушку. По закону, объект культурного наследия, в том числе выявленный, не подлежит сносу. Его можно только ремонтировать и реставрировать, причем финансирование этих работ ложится на плечи собственников жилья. Однако в 2011 году межведомственная комиссия признала дом на Кутякова аварийным и не подлежащим капитальному ремонту. По словам жильцов, чиновники из администрации, увидев волнообразные стены с вывалившимися кирпичами, предложили «чем-нибудь их подпереть». В ответ жители предложили подпереть дом главой города Олегом Грищенко или главой администрации Алексеем Прокопенко. Возможно, эти два саратовских атланта неплохо справились бы с подобной задачей. Тем более что, по официальной информации, 14 квартир - примерно треть - находятся в муниципальной собственности.

Что касается ведущегося прямо под окнами дома строительства, то в прошлом году на «опекаемый» государством объект выезжал специалист комитета по культурному наследию и, видимо, на глаз определил, что расстояние от аварийного здания до котлована превышает 30 метров. Очевидно, глазомер чиновников сильно отличается от глазомера жителей дома, а также корреспондентов «Газеты Наша Версия», и дает показания, завышенные, по крайней мере, в два раза. Кроме того, не надо быть профессором геологии, чтобы понять, насколько подвижен грунт в этом районе. Однако представители власти в письмах жильцам ссылаются на отсутствие соответствующего инженерного обследования и тонко намекают, что проведение экспертизы может инициировать «любое заинтересованное лицо».

 Сами чиновники такими лицами, судя по всему, не являются. Власти не только старательно «забывают» о том, что дом на Кутякова не подлежит ремонту и что они несут не меньшую ответственность за сохранность дома-памятника, чем его обитатели, но и позволяют себе в ответах на обращения людей довольно унизительные пассажи: «Жилищным законодательством решение вопроса о проведении капитального ремонта дома возложено на собственников помещений в многоквартирном доме, вне зависимости от их материального и социального положения». Это цитата из официального ответа жильцам экс-зампреда правительства по соцсфере Алексея Данилова, у которого и с материальным, и с социальным положением, и с чувством собственного превосходства все в порядке.

Как следует из письма, полученного Любовью Абрамовой из прокуратуры области в мае этого года, возможным вариантом решения проблемы могло бы стать включение дома в муниципальную программу по капитальному ремонту объектов культурного наследия. Соответствующее предложение направлено в мэрию государственной жилинспекцией. Другой, более кардинальный и, пожалуй, наиболее реалистичный в сложившейся ситуации выход - вывод здания из списка выявленных объектов культурного наследия и его последующий снос. Конечно, приятно жить в доме, где буквально каждый кирпич дышит историей, но если эти самые кирпичи в любой момент готовы обрушиться на голову, тут уж не до умиления стариной. Ведь, учитывая активное строительство прямо под окнами и равнодушие властей, рано или поздно дом №4 на ул. Кутякова рухнет, и его долгая история может закончиться страшной трагедией.