Набело

Набело

Уже на следующей неделе региональное правительство рассмотрит проект программы социально-экономического развития области до 2015 года, после чего документ, по которому все мы будем жить в ближайшие три года, направят на утверждение в областную думу. Однако немногие знают, что наряду с официальной стратегией в Саратове полным ходом идет подготовка альтернативной программы развития - так называемой «Белой карты Саратова». Общественное обсуждение «Белой карты», которая пока касается преобразований в транспортной отрасли, проходит на портале «Сарметро»

tpancport-(1).jpgУже на следующей неделе региональное правительство рассмотрит проект программы социально-экономического развития области до 2015 года, после чего документ, по которому все мы будем жить в ближайшие три года, направят на утверждение в областную думу. Однако немногие знают, что наряду с официальной стратегией в Саратове полным ходом идет подготовка альтернативной программы развития - так называемой «Белой карты Саратова». Общественное обсуждение «Белой карты», которая пока касается преобразований в транспортной отрасли, проходит на портале «Сарметро».

Как известно, чиновники сначала пишут программы и только потом выносят их на общественное обсуждение. К сожалению, поправки и предложения граждан учитываются не всегда и не в полной мере, о чем не так давно заявили на публичных слушаниях члены Общественной палаты. А вот портал общественного транспорта Саратова «Сарметро» поступил с точность наоборот: сначала - обсуждение конкретных предложений и инициатив, а уж затем - готовый документ. Впрочем, это не единственное отличие готовящейся «Белой карты» от правительственных концепций. О работе над программой «Белая карта Саратова. Транспорт» нашему изданию рассказал автор проекта, редактор портала «Сарметро» Антон Пикляев.

- На сегодняшний день на обсуждение на вашем портале вынесены две части программы. А сколько всего частей будет у «Белой карты»?

- В программе по транспорту три больших раздела - срочные меры (до 1 года), среднесрочные меры (до 5 лет) и долгосрочные меры (свыше 5 лет). Основное отличие программы от всего, что есть на сегодняшний день, заключается в том, что мы постараемся дать ответы на вопрос, каким образом пункты программы можно реализовать и откуда взять деньги.

- Сейчас активно обсуждается стратегия развития Саратовской области до 2015 года, подготовленная новым руководством региона. В ней есть планы по модернизации дорожно-транспортной системы. Какую оценку вы бы могли ей дать?

- Я ознакомился с программой социально-экономического развития Саратовской области, особенно мне был интересен, конечно, раздел «Транспорт». Хочу заметить, что ничего нового я в ней не увидел. Даже наоборот, она неприятно удивила своей вялостью. Будем честными: она неинтересна. Всё, что в нее включено относительно транспорта, известно уже не одно десятилетие. Ну сколько мы слышим про новый аэропорт? Сколько говорят про скоростной трамвай и новый мост?

Главной причиной всех бед в транспорте заявлено отставание в развитии инфраструктуры. Я считаю, что это не причина, а следствие абсолютно бессистемного подхода к транспорту, отсутствие грамотных специалистов по современному развитию городов в нашей области. Финансирование транспорта происходит по остаточному принципу, а отсутствие инвестиций объясняется очень просто: во что инвестировать деньги? Что, у нас есть проект нового моста? Есть проект скоростного трамвая? У нас гарантирована безопасность инвестиций на 10-20 лет? В Лиссабоне, чтобы достроить и эксплуатировать уникальный мост через реку Тежу, его отдали в аренду частной компании. Построены четкие и понятные взаимоотношения этой компании и власти, жителям города объясняют, почему предпринимаются те или иные меры по ограничению движения на мосту. Мост содержится в отличном состоянии, хотя он намного длиннее и сложнее нашего, но является почти его ровесником. Он, кстати, двухуровневый, и по одному из уровней проходит линия пригородной электрички.

- Вас как человека, который активно продвигает идею строительства легкого метро в Саратове, наверное, порадовал один из пунктов программы - «развитие легкого рельсового транспорта, в том числе скоростного».

- Рискну предположить, что составители документа имели в виду «легкорельсовый транспорт», то есть скоростной трамвай. Путаница в терминах уже показывает качество программы... Но даже если это и так, то в разделе «механизмы реализации и ресурсное обеспечение» указан 284-й закон Саратовской области. Знаете, что это за закон? «Развитие лесного хозяйства Саратовской области на 2009 - 2013 годы». Никакого скоростного или легкорельсового транспорта тут нет. Или это снова упущение составителей программы, или мы должны догадаться, что такой закон должен быть разработан новой областной думой. (Видимо, еще до недавнего времени саратовские чиновники действительно полагали, что транспортная отрасль регулируется законом о лесах. На данный момент эта ошибка в документе исправлена - прим. ред.)

- А чем будет отличаться «Белая карта» от официальных программ? Когда планируете завершить обсуждение и работу над ней? 

- Первый вариант программы должен быть завершен уже в третьей декаде июня, тогда она целиком будет представлена на суд общественности. А вот по поводу работы над ней хочется сказать особо. В одном из ее пунктов заложено обязательное требование организовать механизм обратной связи с жителями города. И такой механизм на первом этапе будет работать на портале «Сарметро». В особом разделе у каждого появится возможность внести свое собственное, обоснованное предложение. К каждому предложению будет добавлена кнопка «Я поддерживаю». При достижении определенного числа поддерживающих предложение - конкретная цифра сейчас обсуждается - оно получит статус инициативы. На этой стадии ее будет оценивать команда экспертов из числа таких же пользователей портала, жителей города и общественных деятелей. При положительном заключении большинства экспертов предложение будет направлено в компетентный орган власти и включено в «Белую карту Саратова».

Если, а точнее - когда «Белая карта Саратова» станет официальным документом, подобный механизм будет обязательным. Это одно из главных структурных нововведений, предусмотренных нашей программой.

- Кто сейчас принимает участие в обсуждении - специалисты в сфере транспорта или обычные пассажиры? А может быть, и чиновники?

- На сегодняшний день программа опубликована на портале «Сарметро», на странице портала в социальной сети «Вконтакте» и в официальном Живом Журнале портала. К обсуждению приглашаются все желающие, и многие уже приняли это приглашение. Сегодня высказываются в первую очередь те, кто каждый день пользуется автобусами, трамваями, маршрутками. Это главные эксперты в области проблем с транспортом. Уверен, что единицы из ответственных чиновников знают о проблемах, да и вообще, могут хотя бы назвать стоимость проезда в троллейбусе, например. А каждый участник обсуждения точно назовет и стоимость проезда, и как часто ходит автобус, и сможет рассказать, как он по часу добирается в душном автобусе или с риском для жизни в маршрутке.

Однако если кто-то из высокопоставленных лиц города или области захочет высказаться по поводу программы - я буду только за. Но из справедливости замечу, что их предложения будут проходить ровно такой же отбор, как и остальные: сначала поддержка посетителей портала, потом наша экспертная оценка.

- Кому из представителей власти вы собираетесь предложить «Белую карту»? Насколько я понимаю, некоторые планы связаны с предстоящими выборами в областную думу?

- Программа предназначена не для того, чтобы кто-то бегал на поклон к представителям власти и получал в ответ стандартные отписки с резолюцией «нецелесообразно». Как раз такие действия я бы считал нецелесообразными, или, как сейчас модно говорить, - контрпродуктивными. Главная цель – показать программу саратовцам, узнать их мнение, убедить принять участие в обсуждении, задуматься и предложить свои варианты. Я уверен, что когда человек думает над решением проблемы, он всегда его находит. Мне бы хотелось, чтобы мы вместе задумались над проблемами и нашли простые и гениальные решения.

А когда саратовцы увидят, что такие решения есть, они сами начнут требовать реализации программы, а точнее - реализации своих прав на достойную среду обитания от ответственных чиновников. Если хотите - это та позитивная программа, отсутствие которой постоянно вменяют в вину гражданской инициативе. Ну а если жители города и области поймут, что наши идеи, мнения и решения проблем не интересуют чиновников, они проголосуют за тех, кто прислушивается. И тут, конечно, глупо было бы отрицать связь с выборами в областную думу.

Я бы очень хотел, чтобы реализация программы началась незамедлительно, а значит, нужно как можно скорее принимать правильное решение по поводу того, кто и как будет реализовывать пункты программы, созданные нашим коллективным разумом, в будущей думе, администрации города, правительстве области и прочих органах власти.

- Кстати, а почему именно «Белая карта»?

- В самом названии программы «Белая карта Саратова. Транспорт» уже заложена оценка существующей инфраструктуры нашего города, а также Энгельса и Балаково. На мой взгляд, дела сегодня обстоят настолько неудовлетворительно, что начинать нужно с чистого, белого листа, то есть поэтапно строить новую, современную инфраструктуру всей агломерации, начиная с индивидуального транспорта и заканчивая крупными проектами, такими, как, например, скоростной трамвай. И опять же, назвав программу именно так, через точку, я оставил задел на будущее: чтобы могли появиться белые карты по производству, ЖКХ, образованию, культуре, спорту - всему тому, во что нужно незамедлительное и самое решительное вмешательство. Именно так поступали наши отцы и деды, например, с тем же транспортом, оставляли заделы на будущее. Благодаря им мы имеем возможность проложить ветку скоростного трамвая по улице Технической, если сегодняшние городские власти, конечно, смогут остановить незаконное, на мой взгляд, строительство в этой зоне и накажут виновных.

В любом случае, мы должны полностью мобилизоваться, «включить фонарик» и обсуждать наши проблемы. А осенью должны дать напутствие тем, кто собирается пройти в областную думу, чтобы работа над программой как можно скорее приобрела государственный масштаб.