Без рецепта

Без рецепта

Запрет на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов обсуждается повсеместно. Фотографии и видеозаписи с подсевшими на «крокодил» (он же дезоморфин) наркоманами тиражируются в Интернете. Прокуратура всерьез взялась за наркопритоны, сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков проверяют аптеки, губернатор обсуждает вопросы профилактики наркозависимости у детей и волнуется, хватает ли в аптеках обезболивающих лекарств. Вот и неравнодушная общественность в очередной раз задалась вопросом, как победить наркоманию

napkotiki.jpgЗапрет на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов обсуждается повсеместно. Фотографии и видеозаписи с подсевшими на «крокодил» (он же дезоморфин) наркоманами тиражируются в Интернете. Прокуратура всерьез взялась за наркопритоны, сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков проверяют аптеки, губернатор обсуждает вопросы профилактики наркозависимости у детей и волнуется, хватает ли в аптеках обезболивающих лекарств. Вот и неравнодушная общественность в очередной раз задалась вопросом, как победить наркоманию. 

Тема заседания «круглого стола» в пресс-центре «Комсомольской правды» звучала так: «Межведомственное взаимодействие по борьбе с наркоманией». Правда, о межведомственном взаимодействии было сказано всего несколько слов - собравшиеся и так понимали, что одолеть наркоманию силами одних лишь правоохранителей или только минздрава невозможно. Поэтому прозвучали два извечных русских вопроса: что делать и кто виноват? Но начали, как и положено, со статистики.

- По статистике Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций всего в мире 200 миллионов человек употребляет наркотики, - сообщила заместитель министра здравоохранения Саратовской области Жанна Никулина. - В Российской Федерации на учете в 2010 году 70 тысяч человек было зарегистрировано. Учитывая, что по официальным сведениям минздрава прогноз строится следующим образом - латентное течение 1 к 5, мы можем прогнозировать, что в Российской Федерации 350 тысяч человек имеют диагноз «наркомания».

Однако есть и другие данные, на заседании «круглого стола» не озвученные. Например, Организация Объединенных Наций два года назад сообщала, что только на диспансерном учете в России состоит больше 500 тысяч наркоманов. А реальное количество употребляющих наркотики людей, рассчитанное по методике ООН, уже давно превысило 2,5 миллиона. Впрочем, даже статистика, приведенная Жанной Никулиной, настраивает на весьма неутешительный лад.

Сказав пару слов о том, как министерства и ведомства сражаются с незаконным оборотом наркотиков, участники заседания снова вспомнили о цифрах. Начальник отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления ФСКН России по Саратовской области Виталий Передреев сообщил, что его ведомство активно борется с аптечной наркоманией. Так, при проверке 46 аптек факты безрецептурного отпуска ряда лекарств были выявлены в 22. Виталий Федорович уверен, что эта цифра была бы гораздо больше, однако информация о проверке быстро распространилась по аптекам, и все фармацевты несколько дней старательно следовали букве закона. Также Виталий Передреев рассказал, что за 5 месяцев 2012 года уже выявлено и закрыто 37 притонов, где изготавливался дезоморфин - тот самый наркотик, который «виноват» в том, что теперь кодеиносодержащие препараты будут отпускаться только по рецептам. Кстати, чтобы успокоить законопослушное население, в саратовском министерстве здравоохранения написали специальное информационное письмо, в котором разъясняется порядок выдачи таких рецептов.

О том, как проводится профилактика наркомании в школах, сообщила заместитель министра образования Саратовской области Надежда Рукан. В рамках долгосрочной областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» проводятся анонимное анкетирование и клиническое тестирование старшеклассников. По данным Надежды Рукан, большинство детей отрицательно относятся к употреблению наркотиков, но 3% опрошенных не видят в этом ничего страшного, а почти 1% школьников уверены, что наркотики можно купить везде, даже в школе.

- С февраля на базе центров здоровья проводилось выборочное тестирование на предмет употребления школьниками наркотических средств, естественно, с согласия родителей, - добавила Жанна Никулина. - Протестировано 86 школьников, положительных результатов не обнаружено. Проведено тестирование 377 студентов из четырех вузов. Все результаты отрицательные.

Заговорили наконец и о лечении наркомании. Слово взял главный врач областной психиатрической больницы Святой Софии Александр Паращенко.

- Наркомания излечима, - уверен Александр Феодосьевич. - Для этого нужно несколько условий. Чтобы изначально материал был полноценный, то есть личность человека чтоб изначально была, и плюс определенные условия. То есть если человек живет на дне, то у него очень мало шансов выбраться. Он, скорее всего, пойдет вниз. Если человек в нормальной социальной нише находится, у него есть минимальные возможности и есть кому его поддержать, он имеет очень много шансов выбраться. Хотя это очень сложно.

По мнению Александра Паращенко, запретить свободную продажу кодеиносодержащих препаратов надо было давно. Однако главврач считает, что «слишком сильно лобби в Государственной думе и других структурах», потому и понадобилось целых 2 года, чтобы узаконить запрет на свободную продажу лекарств с кодеином.

- Дезоморфин - это страшный препарат, который убивает человека, разрубая сначала мозг, а затем и остальной организм, - рассказал Александр Феодосьевич. - Этот наркотик появился из-за того, что поднялись цены на героин, тогда умельцы стали делать дезоморфин. Это проще, дешевле и в 50 раз сильней. При дезоморфине притонов стало меньше. Потому что это можно самому купить и приготовить. Так что притоны стали скорее клубами по интересам, где собирались наркоманы. Хотя наркоман всегда один и всегда лжет. Даже когда говорит «здравствуйте», он вам уже врет.

Отвечая на вопрос «что делать?», участники «круглого стола» предлагали много различных вариантов - от пропаганды здорового образа жизни до усиления наказания для наркодиллеров и принудительного лечения наркоманов. О смягчении антинаркотического законодательства речи не шло, не убедили присутствующих и данные, пришедшие из Нидерландов, где курение марихуаны разрешено законом: в Голландии коноплю курит всего 5,4% взрослых при среднеевропейском показателе 6,8%.

- Закон должен быть более жестким, - уверен руководитель отдела по делам благотворительности и социальному служению Саратовской епархии отец Сергий(Кляев). - Нашли наркотики - 25 лет. Я образно говорю, но тех, кто не понимает по-хорошему, надо останавливать по-плохому. Трагедия в чем - пока мы играем в демократию, убивают наших детей. И духовно, и физически.

По мнению Александра Паращенко, главное - говорить правду и не скрывать от подрастающего поколения ничего.

- А правда состоит вот в чем - да, это очень приятно, это так приятно, даже алкоголь не сравнится, - честно рассказал Александр Феодосьевич. - Но если ты начнешь это делать, ты уже мертв. Как только ты прикасаешься к наркотику, смерть встает с тобой рядом. И в скором времени ты уйдешь из этой жизни. Всё, жизнь кончилась. А у нас правду открывают не полностью. Представляете, человеку все время говорят - плохо, плохо, плохо. Вдруг он вводит себе 2 грамма и говорит - да хорошо же, что ж они врали-то. Понимаете? Вот именно на этом мы и строили свою пропаганду.

Уже под самый конец заседания заговорили об известных музыкантах, актерах и писателях, принимавших наркотики и рано ушедших из жизни - Курт Кобейн, Дженис Джоплин, Элвис Пресли, Джим Моррисон и многие другие, без сомнения, талантливые личности. Но только подражать им не стоит - в этом уверены все участники «круглого стола». Ведь судить надо не по песням, написанным в героиновом угаре, а по тому, каким человек стал к концу своей жизни. И биографии известных людей тому подтверждение - они умирали одинокими, измученными и больными.

- Если человек пишет и пьет, то он скорее сопьется, чем станет Толстым, - философски заметил Александр Паращенко, завершая обсуждение.