В ожидании «чуйченкиады»

В ожидании «чуйченкиады»

Презентация новой книги в Московском Центре Карнеги на улице Тверской - это, конечно, совсем не то же самое, что выступление в нью-йоркском Карнеги-холле на углу Седьмой авеню и 57 улицы Манхэттена. Но все равно это мероприятие ответственное: с одной стороны, неподалеку расположен магазин «Москва», где тысячи экземпляров разнообразных книг (посолиднее, чем твоя), терпеливо ждут читателей; с другой же стороны, еще ближе, - памятник Александру Сергеевичу Пушкину, на фоне гения которого все твои литературные достижения кажутся лишь мелкой рябью на воде

В ожидании «чуйченкиады»Презентация новой книги в Московском Центре Карнеги на улице Тверской - это, конечно, совсем не то же самое, что выступление в нью-йоркском Карнеги-холле на углу Седьмой авеню и 57 улицы Манхэттена. Но все равно это мероприятие ответственное: с одной стороны, неподалеку расположен магазин «Москва», где тысячи экземпляров разнообразных книг (посолиднее, чем твоя), терпеливо ждут читателей; с другой же стороны, еще ближе, - памятник Александру Сергеевичу Пушкину, на фоне гения которого все твои литературные достижения кажутся лишь мелкой рябью на воде.

В общем, по мере того, как большой зал столичного Центра Карнеги наполняется приглашенными, виновник торжества чувствует себя не слишком уверенно: а ну как он не сумеет на полтора часа занять аудиторию своей персоной? Тем более что томик Льва Гурского под названием «Попались», представляемый москвичам в этот июньский вечер, невелик по размеру. Всего 120 страниц, 11 рассказов плюс предисловие и библиография. Правда, есть тут еще картинки, да и бумага хорошая - по нынешним экономным временам редкость.

Кстати! Чтобы сборник Гурского увидел свет именно в таком виде, были сложены усилия людей, живущих в разных точках бывшего СССР и зачастую между собой не знакомых. Выпустило книгу московское издательство «Время», отпечатали ее в волгоградской типографии «ПринТерра-Дизайн», иллюстратор Петр Лебедев живет в Бишкеке (Киргизия), создатель рисунков на форзаце Темур Козаев - в подмосковной Апрелевке, автор предисловия Борис Стругацкий - в Петербурге, а сам господин сочинитель рассказов - в Саратове.

Презентация книги приурочена к 50-летию ее автора. Правда, дата округлилась еще в апреле, но как раз в эти дни свеженазначенный шеф местного минпечати озаботился штатным расписанием областной газеты - и ее многолетнего культобозревателя попросили на выход с вещами. В таких антисанитарных условиях отмечать юбилей было бы глупым и даже бестактным занятием, поэтому празднование пришлось сдвинуть во времени и в пространстве. Тем более что, как известно, день рождения нельзя праздновать до календарного срока, а после - не возбраняется, хоть до конца года...

«Сегодня нам предстоит заслушать творческий отчет нашего гостя о проделанной работе, - говорит, открывая «официальную часть» мероприятия, член Научного совета Московского Центра Карнеги Николай Петров. - Вот вышла очередная книжка, и мы в очередной раз собрались в замечательном кругу, чтобы послушать ее автора и позволить ему встретиться со своими благодарными читателями».

Да! Читателям, которые собрались на презентацию, хочется сказать отдельное спасибо: в Москве, где жизнь не течет, а несется с бешеной скоростью, и из сотни срочных дел человек вынужден выбирать лишь одно, эти люди предпочли общество автора этих строк. Размер газетной полосы не позволяет подробно аттестовать и даже просто перечислить всех, - журналистов, писателей, литературоведов, политологов, - кто в тот июньский вечер составил компанию вашему обозревателю. Среди присутствующих на вечере можно было увидеть прозаика Александра Кабакова, барда Веронику Долину, кинорежиссера Александра Муратова(постановщика телесериала «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского»), писателя и популярного блогера Дениса Драгунского, поэтов Данилу Давыдова и Аркадия Штыпеля, филологов Татьяну Колядич, Ирину Роднянскую и Владимира Гопмана, политического аналитика Михаила Виноградова и других не менее достойных людей. Прозаик Шамиль Идиатуллин (он же Наиль Измайлов, автор популярного мистического романа «Убыр») представляет газету «Коммерсантъ», драматург Алексей Голяков - журнал «Журналист», поэт и прозаик Мария Галина - журнал «Новый мир», критик Михаил Эдельштейн - журнал «Лехаим», критик Сергей Дмитренко - газету «Первое сентября», политологи Владимир Прибыловский и Григорий Белонучкин - сайт «Антикомпромат.Ру» и журнал «Панорама»...

Общение юбиляра с гостями - живое и, что особенно приятно, не очень-то юбилейное; обсуждаются не только высокие литературные материи, но и ситуация в нашем регионе (благодаря Интернету москвичи неплохо разбираются в поволжских перипетиях; знают, кем были Дмитрий Аяцков и Павел Ипатов, и кем стал Валерий Радаев; знают, кто такой Роман Чуйченко и отчего, например, закрыли выставку Ольги Пегановой). Виновнику торжества приходится заверять своих читателей, что бодания с местными чиновниками не отвлекут его от написания романов и рассказов, а, быть может, даже поспособствуют творчеству, подарив несколько свежих тем...

Принято считать, что самая важная часть всякой презентации - фуршет: собравшиеся обычно спешат закончить «официальную часть», чтобы побыстрее перейти к тарелкам и бутылкам. В нашем случае все происходит ровно наоборот. Хозяева в Центре Карнеги давно уже подготовили праздничный стол, а гости все еще не могут оставить начатую дискуссию и доспорить, поставив точку. Юбиляр учитывает пожелания, отбивается от замечаний и с благодарностью принимает комплименты. Оспаривать приятные слова, сказанные от чистого сердца, глупо, принимать их стопроцентно как должное и заслуженное - нескромно, так что остается считать их отчасти авансом, который пишущему автору придется отработать в будущем.

* * *

Денис Драгунский: «Особенно я люблю Арбитмана как критика, автора литературных фельетонов - он такой Белинский и Чуковский в одном лице, он читает всё на свете и потом очень четко и очень тщательно рассказывает мне, что, про что, зачем, и вся панорама, вся картина, вся мощь великой русской литературы XXI века разворачивается передо мной; он наблюдает за всем за этими литературными ландшафтами с пристальностью географа. Я ему безумно за это благодарен».

Владимир Гопман: «Борис Стругацкий в предисловии к книге пишет, что знаком больше 15 лет, а я знаком больше 25 лет, так что обскакал Бориса Натановича. И я читал практически все, что Рома написал... Талант его - лукавый, усмешливый, иронический, ернический, и - как ни удивительно - подчас и лирический. Талант многогранный, от которого никогда не знаешь, чего можно ожидать. Это качество для меня ценно в человеке творческом. Когда начинаешь читать какую-нибудь его новую вещь, будь то литературно-критическая штудия, некое исследование, или квазиисследование, или вещь художественная, это всегда абсолютно неожиданно - не угадаешь, в какую сторону пойдет сюжет. Нет в нашей литературе другого такого человека, который был бы столь неожиданен, парадоксален в каждом своем творческом проявлении, который писал бы о разных аспектах нашей действительности. Это продолжается более четверти века. 50 лет - еще только начало».

Александр Кабаков: «Вот вы, Роман, говорите, зачем написаны эти рассказы, но не говорите, как они написаны. Между тем вы находитесь все время внутри литературы: и в этой, и в предыдущих книгах Гурского важно, как они сделаны. Про президентов я, в конце концов, и сам придумать могу, а вот мне интересно, каким глубоким и свободным может быть погружение автора в литературную материю - в философском смысле...»

Ирина Роднянская: «Роман Эмильевич - прекрасный писатель, у него романы, от которых оторваться нельзя, я вот открыла эту новую книжку, и за время, пока шла эта презентация, я уже прочитала, потому что это просто хорошо написано».

Владимир Прибыловский: «Человек должен делать в литературе то, что ему нравится, то, что доставляет ему удовольствие. Если Роману нравится бороться с этими карлами ядовитыми, то пусть он этим занимается. Может быть, книги Льва Гурского из серии про президентов - «Убить президента», «Спасти президента» - мне нравится больше читать, чем тексты о его борьбе с товарищем Чуйченко, но, в общем, это тоже интересно...»

Михаил Эдельштейн: «Я не вижу противоречия между литературной деятельностью и его борьбой с чиновниками, мне кажется, что вся эта нечисть - вполне достойный литературный объект. В конце концов, известный нам Владимир Войнович написал толстое собрание сочинений, но его лучшей вещью, на мой взгляд, остается «Иванькиада», которая возникла из такого вот сора... Если Роман Эмильевич напишет, например, какую-нибудь «Чуйченкиаду», то она может стать достойным литературным памятником нашему прекрасному времени...»