N28 (182) 20 июля 2012   20.07.2012 | 09:00
Сами мы местные
Рубрика: в сетях
Просмотров: 448
Версия для печати

13359656771__3.jpgМестного производителя в Саратове любят. Его холят и лелеют на многочисленных «круглых столах», заседаниях и совещаниях. Местный производитель постоянно на слуху. Вот и на этой неделе состоялось очередное мероприятие, на котором обсуждали нелегкую судьбу саратовских индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств, присутствие их товаров на региональном продовольственном рынке и, конечно, вступление в ВТО - эта тема в последнее время пользуется большой популярностью.

Позиция властей была обозначена сразу - нашей продукции должно быть больше. Такое пожелание высказала заместитель министра экономического развития и торговли области Юлия Винокурова. Она отметила, что сегодня в торговых сетях, которые занимают примерно 20% продовольственного рынка, представлено «достаточно много продукции местных производителей».

- Не могу сказать, что доля этой продукции резко возросла по сравнению с прошлым годом, но, тем не менее, она растет и занимает значительные в зависимости от группы товаров доли, - отметила Юлия Евгеньевна. - Хлеб, молоко - это практически 100%, по другим видам продукции - от 20 до 70%. Что касается влияния на этот процесс закона «О торговле», я считаю, что прежде всего он упорядочил те отношения, которые возникают между производителями и сетями, упорядочил сроки, в которые должна быть произведена оплата, упорядочил и запретил какие-либо бонусы за вхождение в сети, есть только один вид преференций - это скидка 10% за объем.

Заместитель министра сельского хозяйства Надежда Кудашова сообщила, что совсем недавно областное правительство посодействовало саратовскому комбинату хлебопродуктов с реализацией муки через крупную торговую сеть. Такая же работа, по словам чиновницы, сейчас ведется и с производителями пива.

- Акциз, который поступает от реализации пива, - это один из значимых видов дохода нашей области, - проинформировала собравшихся Надежда Николаевна. - Поэтому мы поддерживаем производство пива. В этом году снизилось его производство, потому что снизилась реализация. Сейчас мы ведем работу по предприятиям - помогаем балаковскому и марксовский пивзаводам войти в сеть «Магнит». Вопрос стоит большой по реализации яйца. Через наши сети проходит где-то 30-40%.

По словам Надежды Кудашовой, плохо представлена в сетях плодоовощная продукция. Но связано это не с тем, что сети не хотят брать продукцию местных фермеров, а с тем, что сам производитель пока не готов поставлять свой товар в том виде, в котором этого требует формат торговли. Подтвердили это и представители магазинов - часто фермеры привозят овощи в мешках по 50 килограммов и предлагают сетям самостоятельно заниматься фасовкой продукции.

- У нас разработана программа по логистическому обеспечению рынка овощей и картофеля, - рассказала Надежда Кудашова. - Она находится в минсельхозе России. Это направление будет поддерживаться из федерального и областного бюджетов. Будем проводить модернизацию имеющихся овощехранилищ, построим 8 новых и логистический центр. Туда производители будут привозить свою продукцию, а уже в самом центре будет происходить помывка, сортировка и упаковка овощей.

Начальник отдела торговли администрации Саратова Ирина Жарикова напомнила о продовольственных ярмарках, которые проходят в Саратове. В этом году в городе  состоялось уже 100 ярмарок, а в 2011 их было проведено 330. Юлия Винокурова добавила, что в каждом муниципальном районе области есть свое постановление об организации ярмарок, и в целом по региону в минувшем году прошло 8500 ярмарок.

Сами товаропроизводители получили слово после представителей власти. Начальник коммерческого отдела ООО «Совхоз «Весна» Марина Наймагон отметила, что производителям овощной продукции тяжело самостоятельно формировать каждую упаковку и проставлять на ней специальный штрих-код. Алла Зенкова, директор компании «Замок любви», добавила, что небольшому предприятию не всегда выгодно сотрудничать с сетями, поскольку порой просто нет возможности производить столько, сколько требуется сетям.

Сами же сетевики, которые были представлены на заседании «круглого стола» руководителями магазинов «Пятёрочка», сообщили, что доля местных производителей в сетях растет из года в год. Так, саратовские кисломолочные продукты составляют более 60% всех товаров этой категории и неизменно пользуются большой популярностью у покупателей. Проблему местных товаропроизводителей представители сетей видят в слабой рекламе. По словам Андрея Приискалова, «торговать неизвестно чем тяжело, и если товар попал на полку - это не значит, что он будет продаваться, ведь покупатель возьмет то, о чем он знает».

Отдельно затронули вопрос попадания товаров местных производителей в крупные сети.

- Я, к счастью, лично не сталкивалась с взносами и откатами, хотя слышала об этом не раз, - отметила Алла Зенкова. - Что на самом деле пугает наших производителей, так это договоры. Юридически ИП не подкованы. А договоры составлены так, что тот, кто на самом деле прав, может оказаться не прав. Я сталкивалась с таким. Найти управу и вернуть свои деньги невозможно. Просто договоры составлены так, что не придерешься.

Сетевики настаивают на том, что никаких откатов и «вступительных взносов» не существует. Что же касается грамотно составленных договоров, то представители торговых сетей поспешили уверить присутствующих индивидуальных предпринимателей, что им удобней сотрудничать с теми, кто не работает по «упрощенке».

- Экономический закон еще никто не отменял, - заметила зав. кафедры экономики и менеджмента Саратовского института РГТЭУ Татьяна Смирнова. - Поэтому очень заманчива такая тенденция, как образцы советской торговли - потому, что мы из Саратова, дайте нам еще и еще каких-то льгот. И уже дают. В сетях увеличивается доля местных производителей. Но не хотелось бы, чтоб получилось так, что наш саратовский производитель занял бы позицию «полюбите нас черненькими, беленькими нас все полюбят». Да, поддержка должна быть, но и с саратовского производителя ответственность не снимается.

Обсудили и популярную сейчас тему вступления России в ВТО.

- Для потребителя это большой плюс, - уверена Надежда Кудашова. - Цены будут ниже. Для производителей есть и положительные, и отрицательные моменты. Положительные в том, что новые технологии идут, более современное оборудование. Многие производители давно стали готовиться к ВТО. Это молочные предприятия - энегельсский и саратовский молокозаводы. Многие перерабатывающие заводы ведут модернизацию на протяжении ряда лет. Они соответствуют всем требованиям ВТО. Но некоторым производителям будет сложно. Конкуренция будет очень большая. Если на сегодняшний день посмотреть, то из всего агропромышленного комплекса области 30% предприятий не успеют подготовиться даже за 7 лет переходного периода.

Присутствовавшие на заседании «круглого стола» местные производители признались в том, что о плюсах и минусах вступления в ВТО знают мало и боятся, пожалуй, одного - не случится ли так, что в попытке догнать западных бизнесменов придется выпускать продукт, включающий в себя всю таблицу Менделеева? Вряд ли такой подход оценят потребители.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную