Ждите «черный воронок»

Ждите «черный воронок»

Общеизвестно, что история идет по кругу. Меняются лица, страны, места, но суть событий остается прежней. Вот и сейчас ситуация в стране начинает напоминать не такое уж и давнее прошлое. Была ведь уже цензура, был великий партийный лидер, а вот теперь, можно сказать, возвращается правило «больше трех не собираться»

Ждите «черный воронок»Все новое - это хорошо забытое старое.

Из мемуаров Розы Бертэн, личной портнихи королевы Марии-Антуанетты

Какую бы партию мы ни строили, все равно получается КПСС.

Виктор Черномырдин

Общеизвестно, что история идет по кругу. Меняются лица, страны, места, но суть событий остается прежней. Вот и сейчас ситуация в стране начинает напоминать не такое уж и давнее прошлое. Была ведь уже цензура, был великий партийный лидер, а вот теперь, можно сказать, возвращается правило «больше трех не собираться».

Реакция на митинги после выборов депутатов Государственной думы, прошедшие в декабре минувшего года, была скорой. Это яму, разрытую при ремонте коммуникаций во дворе дома, закапывать можно годами. А тут целый федеральный закон пересмотрели за полгода. Новые поправки в Административный кодекс и соответствующий ФЗ принимались за считанные дни. Нарушение установленного порядка организации и проведения подобных мероприятий, повлекшее создание помех для движения транспорта и пешеходов теперь может грозить штрафом до 50 тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ). За порчу имущества надо будет разориться на 100 тысяч рублей (притом, что просто пьяный хулиган заплатит за аналогичное действие рублей 500). Не стоит забывать - как только вы стали участником массового мероприятия, ваша ответственность увеличивается многократно. Гораздо дешевле будет разгромить половину города, но не в ходе митинга, шествия или иной общественной акции, а исключительно своими силами, в одиночку. Ведь тогда ущерб станет значительным и попадет под статью 167 УК РФ, где максимальная сумма штрафа составляет 40 тысяч рублей. А если кого-то в ходе мероприятия «придавили», это чревато «похуданием кошелька» на сумму от 150 до 300 тысяч рублей.

Организатором публичного мероприятия признается (далее выдержка из закона): «лицо, фактически выполнявшее организационно-распорядительные функции по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах» (похоже, не всем российским законотворцам известно такое понятие, как «тавтология»). Именно из его кармана будут изыматься самые крупные штрафы - 300 тысяч, скажем, за порчу клумбы или 100 тысяч за незаконное мероприятие. Простым участникам акции протеста может светить по 20 тысяч рублей штрафа. Это, по мнению многих вольнодумцев, может привести к тому, что добровольно сдаваться полиции теперь никто не будет, и митинги плавно перейдут в побоище с беготней по дворам. К тому же участникам публичного протеста запрещено скрывать лица. То есть, если зимой на подобной «тусовке» у вас замерз нос, и вы намотали на лицо шарф - добро пожаловать в автозак, вы нарушили закон. То же самое с периодами эпидемий и марлевыми повязками.

До провинции все доходит значительно дольше, поэтому местным законом «О проведении публичных мероприятий в Саратовской области» (теперь он будет называться «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Саратовской области») парламентарии озаботились лишь в конце прошлой недели. По итогам первого заседания рабочей группы комитета Саратовской областной думы по культуре было решено, что упомянутый нормативный акт нуждается в существенной переработке. Следующее заседание членов комитета и им сочувствующих прошло 17 июля. Причем его можно назвать феноменальным, так как мероприятие закончилось за две минуты до назначенного времени его начала.

Нынешний глава ОПы Александр Ландо, завидев журналистов, начал возмущаться - мол, что они делают на рабочем совещании и «я же к вам на планерки не хожу». Тот факт, что сие сборище отмечено в плане мероприятий, и имеющиеся официальные приглашения частично успокоили засюра. Он прекратил попытки выдворить представителей СМИ, но начал всеми возможными способами приближать конец заседания. Из его уст не менее четырех раз звучала фраза: «Давайте детально не будем обсуждать этот вопрос». Не без стараний Ландо многие члены комитета, в частности, Леонид Писной и Галина Комкова, хоть и пришли вовремя, но опоздали на обсуждение. «Вы зря уселись, Леонид Александрович, - обратилась к Писному правительственный правовед Ольга Павлова. - Они тут уже всё решили». «Как так? - возмутилась Комкова. - Мы как приличные люди пришли минута в минуту, а уже всё? Зачем я сюда ехала?»

Как же теперь обстоят дела с митингами в Саратовской области? А вот как: по закону без уведомления могут собираться до ста человек. Этой статьей остался недоволен сотрудник местного МВД. «Мы пришли к тому, что ОНИ (на этом слове был сделано усиление - авт.) в любой момент, где угодно численностью до ста человек могут собираться?» - выразил свое недовольство полицейский. «Мы еще не пришли к этому. Пока это только законопроект», - успокоил его председательствующий Николай Чукалин. Вышла в областном законе путаница с протестами, не требующими подачи уведомления. Указано, что организатор такой сходки должен проинформировать о ней органы исполнительной власти. Чем информирование отличается от уведомления - непонятно. Эту нестыковку было решено исправить.

Места, специально отведенные под акции протеста, дума не устанавливает (это дело правительства области), но запретные зоны уже названы. Нельзя собираться на расстоянии ближе пятидесяти метров от регионального правительства и областной прокуратуры, ближе двухсот метров от железнодорожных и речных вокзалов, а также аэропортов. Поступили предложения внести в список здания органов местного самоуправления, дум, городских и районных прокуратур, школ, детсадов, культурных и медицинских учреждений и так далее. Не ровен час, митинговать можно будет только в лесу. Ах да, в лесу тоже нельзя - пожароопасность.

Предельная заполняемость этих мест - один человек на квадратный метр. Ольга Павлова объясняла полицейскому: «Вот решили собраться три тысячи человек, а у нас нет площади в три тысячи квадратов. Значит, либо численность сокращайте, либо мероприятия не будет». Между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, должно быть не менее пятидесяти метров. То есть, если вы стоите с плакатом, скажем, против нечестных выборов, вас может начать преследовать какой-нибудь «молодогвардеец» с транспарантом, упорно подходя к вам вплотную. В полицию-то вас обоих заберут, но отпустят, скорее всего, в разное время.

Этот законопроект было решено вынести на рассмотрение на ближайшем заседании областной думы. Хорошо еще, что пока за сорванные колоски не расстреливают и за анекдоты про президента в Сибирь не ссылают.