Чужими руками

Чужими руками

«Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам» - гласит известная поговорка. Отчасти правильное утверждение, но будет ли кто-то платить кухарке, не умеющей готовить? Станет ли человек, способный вырастить прекрасные цветы, держать на зарплате садовника, способного загубить даже верблюжью колючку? Конечно же, нет. Но почему-то люди продолжают кормить чиновников, хотя все больше и больше их работы берут на себя сами налогоплательщики

IMG_2419.jpg«Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам» - гласит известная поговорка. Отчасти правильное утверждение, но будет ли кто-то платить кухарке, не умеющей готовить? Станет ли человек, способный вырастить прекрасные цветы, держать на зарплате садовника, способного загубить даже верблюжью колючку? Конечно же, нет. Но почему-то люди продолжают кормить чиновников, хотя все больше и больше их работы берут на себя сами налогоплательщики.

Недели две назад на улицах Саратова появились рекламные щиты, с которых известный любителям социальных сетей персонаж призывает поддержать отмену доверенности на автотранспорт. Внизу указан адрес сайта: probok.net. Оказалось, что это общественное движение, инициатором создания которого является москвич Александр Шумский. Это движение под названием «Московский центр борьбы с пробками» зародилось в 2008 году как сбор предложений от автомобилистов по улучшению пропускной способности дорог столицы и Московской области. Тогда было собрано 35 локальных быстро и недорого реализуемых предложений. Часть из них удалось воплотить в жизнь. Через год центр открыл раздел приема предложений на форуме Roads.ru. В 2010 году интернет-портал и общественное движение совместно создали сайт Proboknet.com (ныне - Probok.net). За полгода на нем собралось более двух тысяч предложений.

В прошлом году проект получил поддержку крупного агентства, специализирующегося на наружной рекламе. Тогда же было сформировано несколько программ: «Дорожные парадоксы», «Светофоры-знаки-разметка» (обе поданы в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, будут пополняться), «Карманы, уширения, развороты», «Новые дорожные связки». По итогам 2011 года реализовано 90 предложений. Где-то меняли знаки, где-то разметку, строили съезды, переносили остановки, демонтировали остатки рельс и так далее. Однако в таблице «побед» есть две колонки - «выполнено по данным ГИБДД» и «выполнено по данным логистов» (логистами называют волонтеров движения, проверяющих реализацию предложений). В первой колонке «выполнено» стоит во всех 90 строках, а вот во второй всего лишь в 73, причем некоторые в сочетании со словом «частично».

Безымянный.jpgПроцедура подачи заявок следующая: сначала человек сообщает о новой пробке и сразу предлагает свое решение этой проблемы (например, разрешить или запретить поворот). Дальше пользователи проекта могут обсудить его, чем-то дополнить или предложить свою идею. В конечном итоге рождается идеальный вариант, который и попадает в дальнейшую проработку. Работники Probok.net выезжают на объект, проводят его фотосъемку, собирают дополнительную информацию и подготавливают документы для передачи в администрацию города. При идеальном сценарии развития событий власти изучают полученные ими бумаги и выносят свой вердикт. Если все сложилось удачно и чиновники дали положительный ответ, проблема ставится в очередь, так сказать, на уничтожение. Время ожидания зависит от типа проблемы, стоимости работ и многих других факторов. В случае реализации предложения сотрудники проекта проводят исследования по эффективности: сколько времени и денег в итоге оно экономит водителям. Сейчас ресурс насчитал 8973 суток и 57,9 миллиона сэкономленных рублей.

Кормушка по-саратовски

Одним из направлений работы проекта является «борьба с кормушками ДПС». «Мы не против дежурства экипажей ДПС. Но мы против того, чтобы в одном и том же месте изо дня в день массово останавливали бы за однотипные нарушения, - говорят активисты движения. - Раз есть массовое нарушение, значит есть и причина: противоречащие знаки или разметка, сложная конфигурация дороги, нерациональное ограничение и так далее». Они считают, что с каждым подобным местом необходимо работать.

В Саратове таких «кормушек» немало. Мы расскажем об одной из них. Некоторое время назад в редакцию «Газеты Наша Версия» обращался Виктор Анферов («Воображаемая полоса», №21 (175) от 1.06.2012). Он был лишен водительских прав на четыре месяца за довольно-таки сомнительное, по его мнению, правонарушение. Сотрудник ГИБДД, мировой и районный судья, а также Саратовский областной суд признали его виновным в нарушении пункта 9.6 Правил дорожного движения, а именно - в выезде на трамвайные пути встречного направления.

Оказалось, что он не одинок в своей беде. Андрей Матвеев 1 мая текущего года ехал по Большой Горной. На пересечении с улицей Астраханской он совершил левый поворот, руководствуясь знаками, установленными на перекрестке - 2.4 «Уступи дорогу» и 4.3 «Круговое движение», а также пунктом правил 13.4 (при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо). После маневра его остановил гаишник. Андрей утверждает, что сотрудник вел себя агрессивно, отказался представиться и ознакомить водителя с его правами и обязанностями. Матвееву вменили нарушение пункта 9.6 ПДД в части выезда на трамвайные пути встречного направления.

Его дело, так же, как и дело Анферова, попало к судье Марине Пчелинцевой. И в этот раз она не была оригинальной в своем решении - Матвеева лишили права управления транспортными средствами на четыре месяца. Противореча утверждению Труса из «Кавказской пленницы», что наш суд «самый гуманный суд в мире», служительница Фемиды не обратила внимания на ходатайство Андрея. Он просил учесть при принятии решения следующие обстоятельства: он работает персональным водителем и его заработок - единственный источник дохода семьи, а на иждивении у него находятся малолетняя дочь и беременная жена. Другая работа ему вряд ли будет под силу, так как он перенес пять тяжелых операций. Все факты подтверждались медицинскими справками, выписками и прочими документами. Ничего из вышесказанного не было принято во внимание, так же как и то, что Матвеев за 14 лет водительского стажа не допустил ни одного грубого нарушения (что тоже имело документальное подтверждение).

Но дело даже не в работе судов. Они так или иначе исполняют свой долг. А вот в том, что местные сотрудники ГИБДД делают то же самое, можно усомниться. В федеральном законе «О полиции» есть глава 3 «Обязанности и права полиции». Пункт 4 этой статьи гласит, что полицейский обязан «выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу». Так почему же саратовские блюстители порядка не провели с Анферовым и Матвеевым профилактическую беседу? Почему никто из руководства местной ГИБДД до сих пор не предпринял попытку пресечь возможные правонарушения, скажем, подав ходатайство о запрете поворота налево с Большой Горной на Астраханскую или установке какого-нибудь отбойника, огораживающего трамвайные пути? Ведь нужно всего лишь постоять пятнадцать минут на перекрестке, чтобы убедиться - подобные «правонарушения» совершаются там каждую минуту. На мой взгляд, дело в том, что никто не желает лишаться рыбного места. Никому не хочется добровольно отказываться от кормушки. А до тех, кто из-за этого остается без средств к существованию, просто нет дела.

Гаишникам нет дела

Вернемся к упомянутым выше билбордам. Общественное движение Probok.net сейчас активно ратует за отмену доверенности на автотранспортное средство. По мнению участников проекта, данный документ давно стал «переписью честного населения». Они считают, что доверенность никак не защищает от угона - все давным-давно сами себе ее выписывают. Но если у водителя такой документ не обнаруживается или срок его действия истек - автомобиль заберут на штрафстоянку и вернут только после оплаты эвакуатора. К тому же приверженцы движения уверены - доверенность никак не подтверждает право распоряжаться автомобилем, потому что владелец машины и так уже перечислил всех допущенных к управлению в полисе ОСАГО. По информации на Probok.net, идею поддерживает даже руководство ГИБДД. Но в частном разговоре основателю проекта было сказано: «Нам просто сейчас не до этого вопроса, мы не будем им заниматься». Проголосовать можно прямо на сайте. Проекту осталось собрать 52 тысячи голосов из необходимых ста.

И действительно, в конце апреля 2012 года в Государственной думе шел разговор на данную тему. Члены рабочей группы по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения при комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству предложили в качестве альтернативы полис ОСАГО. Если страховка открытая (страховой документ предоставляет возможность управления машиной любому человеку с правами), то подтверждением того, что автомобиль доверен собственником, может служить полный пакет документов - талон техосмотра и свидетельство о регистрации транспортного средства. А ГИБДД поддержала эту идею еще в январе 2012 года. При этом в инспекции отметили, что для отмены доверенности потребуется внести поправки в Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс и в закон об ОСАГО.

Региональные представительства организации Probok.net уже открыты в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. В нашем городе официального представительства пока нет. Но поскольку на сайт начали поступать предложения по решению транспортных проблем Саратова, в данный момент общественники заняты поисками человека, который бы мог стать их региональным представителем в нашей области.

P.S. Буквально на днях у местных сотрудников ГИБДД появилась новая «кормушка». В минувший вторник водителям запретили поворачивать с улицы Рахова на улицу Белоглинскую, что было подкреплено соответствующим дорожным знаком. Автолюбителей, не заметивших «кирпич» и совершивших по привычке поворот, ожидали блюстители полосатого жезла. Сколько людей им удалось оштрафовать и со сколькими «договориться», знают только они, но доподлинно известно, что это не единственная в городе «кормушка» гаишников.