N32 (186) 7 сентября 2012    07.09.2012 | 03:21
Они не пройдут
Рубрика: по ту сторону
Просмотров: 392
Версия для печати

Они не пройдутВодители нашего города все больше предпочитают передвигаться на внедорожниках, а велолюбители - на горных велосипедах с толстенными колесами. А все потому, что рельеф трасс и тротуаров сложный, иногда непредсказуемый. Иной раз, глядя на «пересеченную местность» наших улиц, задумываешься над тем, а существуют ли «горные коляски» для инвалидов? Если их еще не изобрели, то нужно срочно восполнить этот пробел - в рамках программы «Доступная среда»...

Министерство социального развития Саратовской области видит свою миссию в том, чтобы «исправить недостатки жизненного уклада наших населенных пунктов, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества». По крайней мере, так написано на их сайте. Тут же посетителей просят «не просто сообщать о фактах отсутствия доступной среды в зданиях, на транспорте, доступа к информации, но и стараться предложить свои конструктивные замечания и предложения о том, как можно изменить существующую ситуацию». Что ж, не останемся в стороне от этого заманчивого предложения и попытаемся довести до реализаторов программы свой конструктив.

Для того чтобы узнать, как живется человеку с ограниченными возможностями в нашем городе, мы пообщались с активистом неформального объединения инвалидов-колясочников Саратова Виталием Телегиным.

- Виталий, я знаю, что ты очень активно передвигаешься по городу, бываешь во многих заведениях, пытаешься пользоваться транспортом. С какими проблемами приходится сталкиваться?

- Знаешь, в Советском Союзе говорили: «Все лучшее - детям». Но все в реальности знали, что это лишь лозунг. Так и у нас - по телевизору показывают, как чиновники с большой помпой вручают низкопольные автобусы со встроенными аппарелями. Мол, все лучшее - инвалидам. А на практике оказывается, что на автобусах сэкономили. Потому что аппарель должна выдвигаться автоматически. А тут водитель должен встать со своего места, откинуть этот мостик вручную и закатить инвалида. В реальности автобус просто проезжает мимо колясочника. Что и говорить о маршрутах, на которых работают одни микроавтобусы? В итоге я езжу на такси.

- Можно ли как-то бороться с этим явлением? По сути, водитель нарушает закон - ведь есть какая-то ответственность бизнеса за то, что его услуги недоступны для инвалидов!

- Да, такая ответственность есть. Но я должен записать номер такого автобуса, пойти в прокуратуру или суд, подать иск или написать заявление. Но все дело в том, что эти структуры для колясочника в своем большинстве просто недоступны! Я просто не могу туда попасть! Вот взять, для примера, суд Заводского района - я лишь могу надеяться, что ко мне кто-то выйдет, чтобы взять бумаги.

- Сталкиваешься ли ты с тем, что чиновники и инвалиды по-разному вопринимают понятие «доступность»?

- Таких примеров сколько угодно. Та же администрация Заводского района - там вроде бы есть пандус, но его перила так широко расставлены, что за них почти невозможно держаться. Очень важный момент - чиновники не понимают, что инвалид должен взбираться на пандус, держась за перила обеими руками. Причем перила должны быть двойными - ведь люди бывают разного роста и возможностей. Впрочем, что я рассказываю - есть ведь СНиП 35-01-2001, где все четко расписано. А делают почему-то всегда на глазок. Угол наклона не должен превышать 8 градусов, а делают иногда и все 45! Наверное, эти горе-строители не представляют себе, как перемещается инвалид!

- Стал ли доступней наш железнодорожный вокзал? И вообще, насколько удобна железная дорога для тебя и твоих коллег?

- Само здание вокзала, безусловно, стало доступнее. Но вот попасть на пути по-прежнему можно лишь по наземному переходу - мост и подземный переход для нас закрыты. И вот тут случается закавыка - наземный переход часто перегорожен стоящим поездом.

Что касается самих поездов - последнее время стали строить специальные вагоны для инвалидов - в лучшем случае к поезду прицепят один такой вагон, в котором одно специальное купе. А что делать в том случае, если тем же поездом решит поехать другой инвалид? Пригородные электрички и вовсе недоступны, хотя вполне можно поднять уровень перронов.

Жаль, но многие до сих пор уверены, что для инвалида достаточно положить п-образный профиль на лестницу, и он как-то съедет. Видимо, высекая искры на лету от скорости. К тому же, все коляски разной ширины - не у всех колеса попадут в эти «рельсы».

- Расскажи, пожалуйста, как обстоят дела с санаторно-курортным лечением инвалидов.

-Дела обстоят очень интересно. По крайней мере, так было при прежнем руководстве. Вообще-то по закону раз в год должны давать путевку на 42 дня. И мне и сопровождающему лицу. Но мне говорят: «У нас мало денег, поэтому поедете на 21 день. Пускай побольше инвалидов смогут поехать». И вот зимой ребят отправили в санаторий «Сергиевские минеральные воды» - совершенно случайно там в этот период шел ремонт, в номерах было холодно, текли потолки. Моих коллег сразу же после заселения переводили из номера в номер - вставляли окна. Так и гоняли по всему санаторию. Что касается тамошней грязелечебницы, то там ванная с отвалившимся кафелем, всюду грибок, на потолке разводы. Садишься туда, глядишь кругом и думаешь: «Куда я попал?» И вот такой санаторий выигрывает тендер, причем нас отправляют в тот период, когда никто туда и даром не поедет.

- Какие коляски дают инвалиду? Устраивает ли тебя и твоих коллег их качество?

- Выдают, естественно, самые дешевые, китайские или российские старого образца коляски, которые ломаются через полгода. У Виктора Кочкина, одного из победителей «Минуты славы», к примеру, она уже пришла в негодность. Есть проблема с ремонтом колясок - нет ремонтной базы, деталей. Отечественные коляски тяжелые и неудобные. А импортные стоят от 60 тысяч рублей и выше. Но зато в них по-настоящему удобно. Чтобы добиться выдачи той коляски, которая меня устраивала, я должен был сам искать предложения в Интернете, вручать распечатки специалистам министерства, которые даже не знали, что такие фирмы существуют. Выходит, что функция этой струкуры - замалчивать и «не пущать», чтобы инвалиды чего-нибудь лишнего не узнали?

- Выходит, так... Давай коснемся проблемы денежного обеспечения. Устраивает ли тебя твоя пенсия?

- Прожить, а точнее - выжить на нее можно, грех жаловаться. Но вот что интересно: федеральный закон №122-ФЗ лишил меня и других инвалидов локальных войн автомобиля. Теперь раз в семь лет машину могут получить лишь так называемые «производственные» инвалиды, то есть те, кто получил травму на производстве. А ведь я, простите за пафос, не пьяный в аварию попал. Я Родину защищал. А Родина мне, по сути, сказала: извини, ты мне слишком дорого обходишься. Впрочем, те машины, которые давали до этого закона, были браком с конвейера - иногда и до дома без поломки на них нельзя было доехать. В свое время я получил «Оку», которая даже была не грунтована... Это из раздела «все лучшее — детям». Россия, как написано в Конституции, социальное государство, которое заботится о женщинах, стариках, детях и инвалидах.

И вот еще какой момент. Недавно, благодаря новому закону, инвалидам от Министерства обороны и внутренних войск МВД стали доплачивать по 14 тысяч рублей ежемесячно. Будь у меня эта надбавка, я бы плюнул на все эти путевки и коляски. Сам бы себе все купил - ведь это был бы совершенно другой уровень жизни. Но оказалось, что мне, воевавшему в составе отряда специального назначения УФСИН, такая надбавка не полагается.

- Про что еще забывает государство? Что остается «за кадром» госопеки?

- Есть такая вещь, о которой никто не помнит. Называется она «абилитация». Это когда человека уже невозможно реабилитировать физически, то есть полностью восстановить ему здоровье. Тогда его нужно абилитировать, то есть приспособить к жизни в новом качестве, адаптировать. Государство этим не занимается. А зачастую просто необходимо переделать вход в подъезд, сделать пандус в подъезде, изменить вход в квартиру, в санузел, ванную комнату - это по сегодняшним временам стоит недешево. У инвалида на такие работы, разумеется, денег не хватает. Хорошо было бы, чтобы государство обеспечивало хотя бы льготное кредитование на такие нужды. А вообще-то было бы неплохо, чтобы инвалидам, которые томятся в неволе, на последних этажах хрущевок, предложили бы переехать в новое жилище - там, где есть лифт и пандусы, как во многих новостройках Солнечного. Нужна госпрограмма. Да, не все согласятся. Но предложить нужно.

- О чем бы еще хотелось поговорить?

- Говорить о проблемах можно бесконечно. Чиновники не любят слушать о проблемах и предлагают говорить «о хорошем». Вот, в частности, в Саратове нет гостиницы, доступной для инвалидов. Когда к нам приезжали спортсмены-инвалиды на соревнования по плаванию, их поселили в гостинице «Волна». Матери вынуждены были нести своих детей на руках, одной даже плохо стало - надорвалась. А по телевизору показали все в розовом свете - мол, приехали, поучаствовали.

У нас нет развлекательных учреждений, ночных клубов для инвалидов. А мы тоже хотим туда ходить, хотим, чтобы там был оборудован вход для нас, туалет. Спортучреждения и бассейны тоже не предусматривают существования инвалидов. В бассейне «Саратов» такой пандус, что закачаешься. Даже с чужой помощью взобраться туда непросто.

Когда я вижу недоступный магазин, кафе или любое другое учреждение, кто должен подавать в суд? Я сам или все-таки это должны делать уполномоченные структуры? Мне кажется, нужно увеличить штрафы для тех, кто не создает условий. И постоянно проверять весь город. И этим явно должны заниматься не инвалиды, хотя они и готовы помогать в этом.

- В завершение нашей беседы назови несколько зданий в городе, куда тебе нужно было попасть, но доступ туда остался закрытым?

- В моей коллекции сколько угодно таких мест. Аптека «Алфавит» возле политеха - пандус есть, но заехать туда нельзя. Или, к примеру, здание Сбербанка на Вавилова - вроде центральный офис, но недоступен для колясочника. Там же располагается и Ростелеком, куда я тоже не смог заехать. Да у нас почти все так сделано. Даже когда банкомат стоит на улице, перед ним «заботливо» размещают приступочку - и я остаюсь без денег в нужный момент. И это если не говорить о том,что перемещаться в коляске по нашим тротуарам просто опасно.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (19)
7 сентября 2012, 15:02

По поводу автобусов, вы, уважаемый Виталий лукавите. Я сам видел как аппарель автоматически выдвигалась и водителю даже не пришлось выходить

ответить
9 сентября 2012, 17:21

Возможно один такой автобус и бегает по Саратову, лично не видела, а вот все остальное, сказанное в статье, просто в точку. Еще стоит задуматься об отношении к этим проблемам всех остальных, кого передвижение в коляске мало волнует, так как относительно здоровы сейчас...Чтобы "человека в человеке" напрочь не убить.

ответить
9 сентября 2012, 23:45

Это очень важная тема. Я жила в Америке и видела колясочников везде и каждый день - в метро, автобусах, музеях, магазинах..Я уже не говорю о ресторанах, кафе. И везде они самостоятельно ездят, и ведут полноценный образ жизни. И везде есть специальные туалеты для них, в тех же ресторанах, в университетах, музеях..Такое ощущение, что в Америке есть инвалиды, а у нас их нет, потому что мы их не видим нигде. Как просто, закрыл глаза, и значит проблема решена. Соорудил звонки и пандусы страшные, все программа выполнена. А как инвалиду выйти-то из дома? Как в лифт-то заехать? Как из подъезда выйти? Я уже молчу про музеи и рестораны. А ведь каждый может оказаться в такой коляске, тот же чиновник, осваивающий целевые деньги, или строитель. Один автобус...Смешно же.. 

ответить
10 сентября 2012, 08:22

Давайте ближе к теме о горных средствах доставки.

Вряд ли, кроме гусеничного крутопоъемного вездехода, да только летом, возможно поъехать к отдельным объектам, поскольку уклон на отдельных участках дороги около 30 гр. Не равниный он город Саратов. Попробуйте подъехать например к ж.д. № 1, 5 или №5А по ул. Гвардейской. Даже спецавтомобили экстренных служб не доберуться к людям там зимой. Что уж говорить про средства передвижения инвалидов. И застраивают Саратов люди не знакомые с резкими подъемами рельефа и проблемами доступности, иначе проектные решения были бы другими

ответить
10 сентября 2012, 08:44

Если посмотреть на фото к статье можно сделать вывод, что где-то доступность обычными колясками для инвалида невозможна. Это в старой застройке (до 2000 г.), а позднее строения и подъезды к ним не должны иметь проблемы доступности. Очевидно проекты несовершенные или "рационализаторы" -экономные строители так реализовали его. Госприемка объектов и градостроители, ну как фемида с повязкой на глазах слепа.

ответить
10 сентября 2012, 12:22

Градостроители и архитекторы часто забывают о СНиПах и нормативах безбарьерного строительства потому, что их за это никто ещё не наказывал. Транспортники и городские власти об этом тоже всё время забывают! А чаще всего заказчики проектов и испополнители строительных и ремонтных работ просто наплевательски относятся ко всем этим нормам. Для них 1-2 ступеньки или 2-3 лишних сантиметра высоты бордюра не играют никакой роли, а для колясочника это приговор. Просто нет никакого контроля за исполнением закона иправильным исполнением работ. А главное, что не наказывают за это и не порицают публично. Вижу, как а городе меняют  бордюры, кое-где даже притапливают! Но высота притопленного бордюра опять не соответствует нормам! На пешеходных переходах съездов нет, а если есть, то чаще всего очень крутые или высоковатые. Легче и проще ездить по проезжей части, рискуя быть збитым машиной. А доступ в магазины и другие социокультурные объекты вообще никто не контролирует. Городской транспорт тоже.

 

ответить
10 сентября 2012, 12:29

У нас здания правосудия не доступны для маломобильных граждан! О чём ещё можно говорить? Как инвалид должен отстаивать свои права?

ответить
10 сентября 2012, 12:36

Кстати, разве Министерство социального развития не должно заниматься контролем или координацией действий по исполнению  законодательства в этой сфере? Кто тогда этим должен заниматься?

 

ответить
10 сентября 2012, 12:59
писал:
7 сентября 2012, 15:02

По поводу автобусов, вы, уважаемый Виталий лукавите. Я сам видел как аппарель автоматически выдвигалась и водителю даже не пришлось выходить

Уважаемый, где же вы видели такой автобус с автоматической аппарелью? Может это был подъёмник на спецмашине?

ответить
10 сентября 2012, 13:27
писал:
10 сентября 2012, 12:29

У нас здания правосудия не доступны для маломобильных граждан! О чём ещё можно говорить? Как инвалид должен отстаивать свои права?

А инвалид не должен ничего отстаивать. У него и так жизнь непростая. Инвалид должен полноправно жить и чувствовать себя полноценным членом общества. То, что идет обсуждение ОДНОГО автобуса, якобы пригодного для колясочника, уже говорит о дискриминации инвалидов, разве нет? Если бы чиновник от здравоохранения, соцразвития, градостроительства и чего еще профильного делал бы свою работу по закону, за что ему и платят, то и разговоров бы, унижающих и дискриминирующих менее дееспособных людей, не было бы.

ответить
10 сентября 2012, 13:56

В нашей стране это невозможно. Чиновноки в нашей стране работают по принцыпу "не давать и не пущать". За экономию бюджетных средств они премии получают! От этого и такая их работа.

ответить
10 сентября 2012, 14:07

Вот, например, ж/д спецвагоны. Почему его нужно заказывать за 14 дней? Почему нельзя спроектировать жд вагоны доступные всем, всегда, везде и в любом колличестве? Почему у нас все перроны ж/д сообщений находятся низко у земли, а не на уровне табура вагонов? Почему пригородные электрички не доступны для инвалидов?

ответить
10 сентября 2012, 14:58

Вот, например, ж/д спецвагоны. Почему его нужно заказывать за 14 дней? Почему нельзя спроектировать жд вагоны доступные всем, всегда, везде и в любом колличестве? Почему у нас все перроны ж/д сообщений находятся низко у земли, а не на уровне табура вагонов? Почему пригородные электрички не доступны для инвалидов?

ответить
10 сентября 2012, 20:19

Потому что вы живете в стране, в которой жить более-менее нормальной жизнью можно только здоровым, богатым и наглым людям. Рассчитывать на то, что здесь что-то изменится в ближайшем будущем, не приходится. Надеяться, что весь город с тротуарами, зданиями и дорогами будет перепроектирован, вагоны и автобусы заменены, бесмысленно.

ответить
11 сентября 2012, 00:00

Так дело всё в том, что ремонтируют и перестраивают опять в нарушение без учёта требований закона!!!

ответить
11 сентября 2012, 16:41
писал:
10 сентября 2012, 12:29

У нас здания правосудия не доступны для маломобильных граждан! О чём ещё можно говорить? Как инвалид должен отстаивать свои права?

писал:
10 сентября 2012, 13:27

А инвалид не должен ничего отстаивать. У него и так жизнь непростая. Инвалид должен полноправно жить и чувствовать себя полноценным членом общества. То, что идет обсуждение ОДНОГО автобуса, якобы пригодного для колясочника, уже говорит о дискриминации инвалидов, разве нет? Если бы чиновник от здравоохранения, соцразвития, градостроительства и чего еще профильного делал бы свою работу по закону, за что ему и платят, то и разговоров бы, унижающих и дискриминирующих менее дееспособных людей, не было бы.

Любой человек может и должен отстаивать свои права, тем более цивилизованным образом. Как раз ждать, взывая к совести чиновника любого уровня, бессмысленно. Они работают с инструкцией и только по ней, стало быть, на на этом языке лучше понимают. Вот и отправлять их ...к судебным решениям. Жаль только, что здоровым все недосуг, а инвалиды подчас до суда добраться не могут...

ответить
12 сентября 2012, 03:19

Инвалиды зачастую не могут даже из дома выйти из-за проживания в доме без лифта, из-за отсутствия нормального пандуса в подъезде и у подъезда дома, из-за высоких бордюров везде и всюду.

ответить
13 сентября 2012, 20:33

Вы о чем?Какие пандусы,какие аппарели,какие поъемники,какие коляски? Цель власть предержащих другая - бабло хапать!Клептомания,однако...

ответить
26 октября 2012, 05:06

А так хочется пожить по-человечески...

ответить
на главную