Наталия Щербакова: «Собак любят, людей нет»

Наталия Щербакова: «Собак любят, людей нет»

В нашем обществе не так уж и много осталось любви. Той самой, которая ничего не просит взамен. Мы уверены, что о бездомных, стариках и сиротах позаботятся «специальные службы», которые обогреют, вылечат и накормят, поскольку это их «прямые должностные обязанности». В то же время от личных свойств этих «специально обученных» людей зависит подчас если не все, то многое

Наталия Щербакова: «Собак любят, людей нет»В нашем обществе не так уж и много осталось любви. Той самой, которая ничего не просит взамен. Мы уверены, что о бездомных, стариках и сиротах позаботятся «специальные службы», которые обогреют, вылечат и накормят, поскольку это их «прямые должностные обязанности». В то же время от личных свойств этих «специально обученных» людей зависит подчас если не все, то многое.

В нашем городе есть благотворительная организация, название которой переводится с латыни как «милосердная любовь». «Каритас», кроме Саратова и других городов России, несет свое служение в 198 странах мира, действуя под патронатом католической церкви. В Саратове организация занимается опекой бездомных, заботится о пожилых и больных людях, а также ведет иные социальные проекты.

В канун Международного дня пожилого человека мне случайно удалось побывать на занятии, которое вела Наталия Щербакова, медсестра патронажной службы саратовского «Каритас». Ее аудиторию составляли, в основном, люди преклонного возраста - Наталия Константиновна в легкой и доступной форме объясняла им, как пользоваться простыми на вид средствами реабилитации. Устройство, похожее на тряпичную корону с завязочками, предназначалось для надевания носков, палка с крючками оказывалась незаменимым помощником для одевания, а пенальчик с подписанными отделениями напоминал о таблетках, которые нужно выпить в определенное время суток. Совет насильно улыбаться перед зеркалом по утрам несколько минут аудиторию явно развеселил. Оказалось, что такое простое упражнение может помочь поднять настроение на весь день.

Вот бывают же такие позитивные люди! Зал, только что полный невеселых людей, озарился искренними улыбками. После этой лекции мне удалось поговорить с работником службы «Каритас» о специфике ее работы.

- Скажите, пожалуйста, чем конкретно занимается ваша патронажная служба?

- Я хочу особо подчеркнуть, что мы не делаем никаких медицинских манипуляций. Наша главная цель - это улучшение качества жизни больных через обучение. Мы обучаем родственников и соцработников методам эффективного ухода за больным, рассказываем самим старикам, как они могут позаботится о себе. Мы создаем группы взаимопомощи лиц, ухаживающих за больными, а также группы самопомощи, проводим индивидуальные и групповые занятия. По окончании курсов, которые, кстати, проводятся по европейским стандартам, мы выдаем сертификат. Медицинские специалисты даже смогут после этих курсов открыть собственную практику.

- С какими проблемами приходится сталкиваться?

- Пожалуй, главная проблема заключается в стереотипах мышления. Многие, когда слышат словосочетание «католическая церковь», пугаются. Кто-то даже начинает думать, что нам нужны квартиры или что-то еще. Хочется подчеркнуть, что мы оказываем помощь вне зависимости от вероисповедания, мировоззрения и национальности.

- Не могли бы вы привести примеры реальной помощи?

- Средства реабилитации от государства приходится ждать достаточно долго. А, к примеру, при инсульте, нужно как можно скорей начать делать изометрические упражнения - как только состояние стабилизируется. Потом нужно потихоньку начинать ходить с помощью ходунков - иначе мышцы атрофируются. Мы даем эти средства напрокат, а также обучаем больных и их родственников целому комплексу упражнений и простым методам самообслуживания больного. К примеру, при сахарном диабете у пожилых людей нельзя стричь ногти на ногах - малейшее ранение может привести к гангрене. Многие больные с удивлением узнают, что для этой операции есть специальные пилочки. И таких нюансов при каждом заболевани множество. Самое главное - правильно выстроить отношения между соцработником, родственниками и больными. Некоторые родственники и вовсе не хотят никак ухаживать за пожилыми - хотят, чтобы они поскорее умерли. Другие дистанцируются от стариков, не желая или не умея за ними ухаживать.

- И чем вы можете помочь в таких случаях?

- Пытаемся донести до людей мысль, что старость их тоже коснется. Потом рассказываем о простейших методах реабилитации и самообслуживания, которые облегчают жизнь всей семье. Многие потом удивляются, почему раньше до этого не додумались. Странно, но многие пожилые люди, имея группу инвалидности на протяжении десяти лет, не знают, что могут бесплатно получить от государства средства реабилитации - противопролежневые матрасы, коляски, кресло-туалет или ходунки. Про вспомогательные средства - памперсы и пеленки - и вовсе никто не знает. Между тем, их получение вполне можно два раза в год оформлять через поликлинику. А такие простые вещи, как ограничитель на тарелку, специальные ложки или пенальчики для лекарств можно купить за небольшие деньги, но жизнь с ними станет гораздо удобней. Недаром говорят, что лечит врач, а вылечивает ухаживающий. У участкового врача на участке до 2000 человек подопечных. Ему некогда не то что ухаживать - даже толком вникнуть в положение больного.

- Вы работаете со всеми слоями населения, а люди, как известно, бывают разные. С чем приходится сталкиваться в повседневной практике?

- Часто инвентарь не возвращают вовремя - говорят: «Умрет, тогда отдадим». Приходилось слышать и такое: «Немцы на нас напали, мы с ними воевали - теперь они должны нас обеспечивать колясками». Но, несмотря ни на что, нельзя грубить больным и родственникам. Мы так и обучаем соцработников: вы не сможете полностью взять на себя уход за этой бабушкой, поэтому приходится выстраивать правильные отношения с родственниками. Иногда звонят: «У меня мама слегла, приезжайте, мойте ее и кормите. Вы же при церкви работаете, а у меня времени нет». Проводя занятия, мы часто ставим родственников на место больных людей. К примеру, бабушка не может встать на ходунки с постели. Я прошу здорового человека: «А вы попробуйте встать так с проваленного дивана». У него не получается, в итоге он немножко входит в положение бабушки. Часто обучаем, как правильно перемещать больного, какие группировать мышцы и за что браться, чтобы не сорвать спину и не заработать грыжу. Учим и больных, что за шею помощников держаться ни в коем случае нельзя - только за спину. Иначе, неровен час, можно позвоночник повредить.

Наталия Щербакова: «Собак любят, людей нет»- Какие существуют источники финансирования программ «Каритас», если не секрет?

- Финансирование идет из Германии, но все дело в том, что если вначале немцы давали на проект 100%, то через три года - уже 70%, и так далее. Они считают, что если служба востребована, то дальнейшее финансирование должны взять на себя либо местные власти, либо спонсоры. Пока ни того, ни другого не наблюдается.

- Выходит, проект в Саратове рано или поздно может завершиться?

- Не исключено. Увы, зачастую сталкиваешься с тем, что у нас бродячих собак любят, а людей нет. Собаку отмой и накорми - она тебе руки лизать будет. А подбери на улице алкоголика... Так он у тебя же еще что-нибудь украдет и снова напьется. С людьми работать совсем не просто.

На мой взгляд, нужно пытаться втягивать в такую волонтерскую работу молодежь. Сейчас они и за родственниками не хотят ухаживать. Между тем, было бы неплохо, скажем, к каждому студенту саратовского филиала РГСУ, где готовят социальных работников, уже с первого курса приставлять какого-то определенного старика. И пусть он ведет его постоянно. Так молодые люди смогут многое понять. Ведь сегодня все хотят сразу быть директорами - никто не хочет делать черновую работу.

- Скажите, а как вы попали на эту работу?

- Я 9 лет работала фельдшером-наркологом, затем попала в центр соцзащиты населения Кировского района. Потом некоторое время трудилась в поликлинике, откуда и пришла работать в «Каритас» после стажировки в Германии.

- Что вам бросилось в глаза в сфере соцобслуживания населения в этой стране?

- Особенно удивило, что у них дочь, ухаживающая за собственной пожилой матерью-инвалидом, получает 800 евро из бюджета. Правда, специальная комиссия обязательно проверит качество такого надомного обслуживания.

- В чем нуждается сегодня саратовский «Каритас»?

- Хочется, чтобы нас перестали бояться, чтобы было больше слушателей наших курсов, чтобы укреплялось сотрудничество с социальными структурами, врачами. А если говорить о насущном, то патронажной службе требуется медсестра на 0,75 ставки. Оформляем человека как полагается - по трудовому договору. Но, честно признаюсь, не каждый человек пойдет к нам работать. Для этого требуется особый склад характера.

P.S. Для тех, кого заинтересовали различные аспекты деятельности «Каритас» в Саратове, приводим контактные данные. Телефон Наталии Щербаковой: 91-01-53, электронная почта: caritas_ps@mail.ru