Век расцвета саратовского общественного транспорта

Век расцвета саратовского общественного транспорта

Исторически общественный транспорт в Саратове был очень неплохо развит. В начале XX века Бельгийское общество построило в крупном губернском центре Саратове трамвай - сразу 10 маршрутов. На тот момент это был очень современный, быстрый и удобный вид транспорта

Исторически общественный транспорт в Саратове был очень неплохо развит. В начале XX века Бельгийское общество построило в крупном губернском центре Саратове трамвай - сразу 10 маршрутов. На тот момент это был очень современный, быстрый и удобный вид транспорта.

Революционные перипетии ненадолго прервали работу трамвая, но уже в начале 20-х годов власти города, понимая, что проблемы транспорта нужно решать, снова восстановили его работу. В 30-е к рельсовому труженику присоединились автобусы, и количество их маршрутов неуклонно росло - к началу 50-х годов работало около 10 маршрутов. По данным на 1952 год, автобусы соединяли Музейную площадь с площадью Орджоникидзе, Колхозным рынком, водолечебницей и товарной станцией (Саратов-2), 3-ю Дачную с Елшанкой и Разбойщиной, а также Крытый рынок с Затоном и Смирновским ущельем. Автобусы работали до 22-23 часов, а в выходные дни были еще и дополнительные маршруты. Зимой работал автобус до Энгельса по льду Волги.

Когда количество автотранспорта стало увеличиваться, было принято решение открыть троллейбусные маршруты. Постепенно трамвай стал вытесняться с центральных улиц: Ленина, Чернышевского, проспекта Кирова, и на смену ему пришел троллейбус. Это была не самая передовая технология (в Саратове троллейбус пустили в 1952 году, тогда как в Москве они работали с 1933 года), но для нашего города такое новшество было своевременно и удобно.

С 50-х до конца 80-х годов саратовская транспортная инфраструктура постоянно развивалась: реконструировались и строились новые трамвайные и троллейбусные маршруты, запускалось автобусное движение в районах, где никогда не было даже твердого дорожного покрытия. Обслуживание пассажиров на протяжении десятилетий велось на достаточно высоком уровне, хотя и проблем всегда хватало.

В 1979 году была принята программа развития городского транспорта, в которой указывался срок начала строительства саратовского метрополитена: 1995-2000 годы. В планах фигурировало строительство троллейбусного депо в Заводском районе, реконструкция энгельсского железнодорожного вокзала как второго городского, строительство трамвайных линий по улицам Технической, Лебедева-Кумача. Было заложено продление 13-го троллейбусного маршрута до областной больницы, строительство которой как раз завершалось в 80-х годах.

Потом наступили 90-е годы, и страна полностью преобразовалась. Поначалу еще можно было надеяться на скорое возобновление реализации старых планов, страна постепенно возвращалась к нормальной жизни, губерния готовилась отметить свое 200-летие… Тогда Саратов и получил первый тяжелый удар, серьезно ухудшивший транспортное обеспечение горожан: были закрыты трамвайные маршруты №1 и №15. Как рассказывают очевидцы событий, решение принималось в областной администрации, поступило распоряжение сделать все максимально быстро и не освещать закрытие маршрутов в прессе. На сегодняшний день известны всего 3 фотографии из частной коллекции, на которых можно увидеть «вспаханную» улицу Чапаева.

Потом было закрыто трамвайное депо №3, построенное в 1984 году специально под размещение составов скоростного трамвая.

После этого город начал стремительно меняться, и не в лучшую сторону. Появились маршрутные такси, которые «забили» собой и без того неширокие улицы, электротранспорт продолжал нести потери: после обрушения световых опор на мосту через Волгу закрыт троллейбусный маршрут №9, уникальный для России. В прошлом году закрыто трамвайное движение и демонтировано полотно на улице Большой Горной: теперь в случае аварии на путях на улице Кутякова объехать ее по Горной больше не получится, трамваи 11-го маршрута направляются на перегруженное кольцо в Мирном переулке. В последние годы ходят активные слухи о закрытии и этого кольца, хотя исследования показывают, что при пропускной способности трамвайной системы в 5000 пассажиров в час припарковаться там может максимум 100 автомобилей.

В связи с неблагоприятным прогнозом развития инфраструктуры Саратова в городе появилась инициативная группа жителей, под общим названием «Сарметро». Это не политическое объединение и не некоммерческая организация, это просто несколько небезразличных жителей города, которые прорабатывают все возможные варианты развития пассажирских перевозок в Саратове, Энгельсе и в целом в области. Основной идеей является строительство в Саратове и Энгельсе скоростного внеуличного транспорта - ЛРТ (легкорельсовой транспортной системы), или скоростного трамвая. Данный вариант является более дешевым, чем «тяжелое» метро, идея которого была придумана в 1920-е годы для городов-гигантов, таких как Москва или Берлин, и избыточность которого не нужна Саратову. Речь идет о строительстве системы ЛРТ на основе сегодняшней трамвайной сети с дополнением ее новыми участками в центральной части города. Принципиальное отличие состоит в полном отсутствии пересечений скоростного трамвая с автомобильными и пешеходными потоками, что достигается строительством подземных участков в центральной части города и необходимых тоннелей и эстакад на наземных участках ближе к окраинам.

Такие системы строятся сегодня в небогатых, но крупных городах Европы и США, которые еще недавно отказывались от рельсового транспорта. В 2000 году в португальском городе Порту с населением около 240 тысяч человек началось строительство ЛРТ. На сегодняшний день работает 6 линий и 81 станция, а протяженность составляет 70 километров. Система перевозит 51 миллион пассажиров в год, средняя стоимость строительства - около 16 миллионов евро (примерно 650 миллионов рублей) за 1 километр.

Более подробно о сегодняшних проектах развития транспорта в Саратове и Энгельсе мы расскажем в следующей статье.

Фото Антона Мухина