Наиле Брилёнок, министру молодежной политики, спорта и туризма, досталась тяжелая работа. Сферы деятельности совершенно разные, хотя иногда и пересекающиеся между собой. Проблем множество. В общем, работы непочатый край. И если спортом и молодежной политикой Наиля Булатовна уже занималась в СГУ, то вот туризм - направление совершенно новое. В ведомстве Брилёнок его курирует Ирина Шатылко. Именно на хрупкие плечи Ирины Викторовны лег этот тяжелый груз - поднять и развить въездной туризм
Наиле Брилёнок, министру молодежной политики, спорта и туризма, досталась тяжелая работа. Сферы деятельности совершенно разные, хотя иногда и пересекающиеся между собой. Проблем множество. В общем, работы непочатый край. И если спортом и молодежной политикой Наиля Булатовна уже занималась в СГУ, то вот туризм - направление совершенно новое. В ведомстве Брилёнок его курирует Ирина Шатылко. Именно на хрупкие плечи Ирины Викторовны лег этот тяжелый груз - поднять и развить въездной туризм.
Стоит отметить, что к поставленной задаче замминистра Ирина Шатылко подошла со всей ответственностью. На моей журналисткой памяти еще не случалось столько интересных мероприятий за весьма короткий срок. Тут и пресс-туры по губернии, в которых мне, к сожалению, поучаствовать не довелось, и экскурсии по музею для членов экспертного совета по туризму, и заседания коллегии министерства. Ко всему перечисленному добавился еще и проект «Открытый урок с профессионалами турбизнеса».
По словам Шатылко, это долгосрочный проект, который «позволит студентам получать актуальную информацию от профессионалов туриндустрии о главных аспектах туристической деятельности». «Взаимодействие с профильными вузами является одним из ключевых направлений работы министерства в сфере туризма, - сообщила Ирина Викторовна. - Мы приглашаем на проект не только студентов вузов, но и всех заинтересованных в вопросе продвижения туризма в нашей области». Замминистра отметила, что в ближайшее время такие же уроки пройдут и в других вузах. В качестве лекторов для студентов пригласят не только руководителей турфирм, но и специалистов гостиничного бизнеса, а также представителей муниципалитетов, которые презентуют свои ресурсы. «Многие студенты не представляют, какие возможности у них есть после завершения университета, - считает Шатылко. - Мы говорим о работе в гостиничном бизнесе, о работе в музейных учреждениях, говорим о туроператорских компаниях, которые готовят сам туристический продукт. Если мы дадим возможность студентам понять, куда они могут пойти, я думаю, что места для работы найдутся».
Первый урок с профессионалами состоялся на этой неделе в СГУ. В аудитории собрались учащиеся нескольких вузов, в которых имеется соответствующая специализация. Многие студенты, как и положено, понятия не имели, куда и зачем их привели. Но возможность поучаствовать в мастер-классе, который согласились провести руководители крупных турфирм, восприняли с удовольствием. В качестве профессионалов на первом уроке выступили директор турагентства «Лагуна-тур» Дмитрий Анпилогов и управляющий директор сети турагентств TUI-Россия в Саратове Наталья Власова. Говорили обо всем: о том, где лучше открывать турагентство, как обставить помещение, кого лучше брать на работу и как удержать клиента.
Ребята слушали внимательно, даже задавали вопросы. Правда, сами не смогли ответить на вопросы, заданные Дмитрием Анпилоговым. Директор турагентства рассказал, как нанимает сотрудников, и устроил для студентов маленькое собеседование. На вопрос, как назывался раньше город Волгоград, ответили все. А вот рассказать, чем знаменит крейсер «Аврора», сумели только два студента.
Объяснять ребятам, почему их турфирмы не занимаются внутренним туризмом, Наталья Власова и Дмитрий Анпилогов не стали, пообещав рассказать обо всем на следующих открытых уроках. Но я решила этих уроков не дожидаться и задала такой вопрос сразу после того, как лекция закончилась. В конце концов, именно на внутренний туризм сейчас делает ставку министерство молодежной политики, спорта и туризма.
- Я работал с девушкой, которая занималась историей немцев Поволжья, - поделился своим опытом Дмитрий Анпилогов. - И у меня возникла мысль сделать сайт, ориентированный в первую очередь на американцев. Для тех, кто, живя там, хочет вспомнить свои корни. Они делают запрос, мы ищем здесь могилу их прапрапрадеда, приглашаем к нам, показываем. Но дело в том, что могил практически не осталось. Если есть какие-то архивные документы, это просто фотографии, и всё. Так что проект не работал. Понимаете, гораздо проще отправить человека в Турцию. Это другие деньги совсем. А мы все-таки коммерческая организация, нам нужно деньги зарабатывать.
Анпилогов уверен, что будущее за Россией в целом и Саратовской областью в частности. По словам бизнесмена, в Европе смотреть уже нечего, иностранцы за прошедшие годы успели изучить все ее достопримечательности.
- И когда иностранцы скажут, а что же нам еще посмотреть, тут мы и покажем им Байкал, Камчатку, - говорит Дмитрий Викторович. - У нас вся Россия не тронута. Все-таки лично я упор пока делаю не на Саратовскую область.
А для того чтобы «сделать упор» на наш регион, губернии еще очень многое необходимо изменить - построить аэропорт, обзавестись хорошей инфраструктурой, пригласить в город новых туроператоров.
- Волга - вот и всё, - говорит Анпилогов. - У нас есть Волга, чудесная рыбалка, Хвалынск. А что еще показывать? Место приземления Гагарина? Там показывать нечего.
- Я всегда рассказываю один случай, - добавляет Наталья Власова. - Орландо, Америка. Там ничего не было, одна пустыня. Сейчас там самое большое количество туристов, которые посещают Америку. Там Диснейлэнд. Когда меня операторы спрашивают: «А вот это направление пойдет?», я отвечаю, что могу продать все что угодно. Главное - захотеть это сделать. Нужно, чтобы продавать захотел наш губернатор. Нужно позиционировать то, что есть. И нужно, чтоб было желание это продавать, желание в это вкладывать деньги.
Дмитрий Анпилогов с коллегой согласен. Сейчас, по его словам, про Саратовскую область никто ничего не знает.
- При Аяцкове Саратов позиционировался как столица Поволжья, - вспоминает он. - Танк «Тигр» поставили в парке. Был скандал с этим танком, но это пиар, об этом говорили. А сейчас мы глубинка. Но на все нужны деньги, это понятно.
Деньги нужны, это факт, с которым не поспоришь. Только есть еще кое-что. И с этим не справиться ни министру Наиле Брилёнок, ни ее заместительнице Ирине Шатылко при всем их желании (а оно есть, я не спорю). Зачем едут в Лондон? Посмотреть на Биг-Бэн, постоять на Тауэрском мосту, посетить Вестминстерское аббатство... Там достопримечательностей столько, что всей газеты не хватит, чтобы перечислить. Что хотят увидеть в Риме? Конечно, Колизей. Конечно, легендарный Форум. И еще несколько сотен наименований. Чем привлекает Париж? Эйфелева башня, Монмартр, кабаре Мулен Руж, многочисленные дворцы, сады и парки. Список бесконечен. И какой город Европы ни возьми - Прага, Амстердам, Берлин, Флоренция, Барселона, Рига, Афины - везде найдется своя достопримечательность, притягивающая туристов словно магнит. Что можно посмотреть в Саратове? Нет, конечно, можно найти много старинных особнячков, и я даже смогу провести экскурсию по некоторым местам, рассказать пару историй или легенд. Но это все можно осмотреть за один день, особо не напрягаясь. У нас нет микроколизея или даже десятиметровой эйфелевой башни. Нет египетских колонн, отвоеванных и привезенных каким-нибудь губернатором еще в доисторическую эпоху. Наш мост через Волгу, конечно, может служить экспонатом, но далеко не в силу своей неземной красоты или исторической значимости, а только потому, что он находится в состоянии, близком к разрушению. Еще несколько лет, и мы могли бы завлекать туристов саратовскими развалинами. Да, у нас есть реки, леса, поля и овраги. Но где их нет? Разве что в пустыне Гоби. Между прочим, есть в мире места, где турист может наслаждаться красотами природы со всеми удобствами, вроде хороших дорог, удобных кемпингов и тому подобного. А у нас сплошной экстрим... Так чем же нашей губернии завлекать туриста? Я очень надеюсь, что Наиля Брилёнок и Ирина Шатылко найдут ответ на этот вопрос. Я ведь совсем не против туризма в саратовской глубинке, а очень даже за.