Даешь изюминку

В дружной связке работает областное министерство молодежной политики, спорта и туризма с муниципальными районами и учеными из саратовских университетов. Вместе думают они о развитии туризма. Решают, что предложить потенциальным гостям нашей области. Предлагать пока особо нечего, но главное, чтоб желание было, а там и остальное приложится

В дружной связке работает областное министерство молодежной политики, спорта и туризма с муниципальными районами и учеными из саратовских университетов. Вместе думают они о развитии туризма. Решают, что предложить потенциальным гостям нашей области. Предлагать пока особо нечего, но главное, чтоб желание было, а там и остальное приложится.

Читатели нашего издания, наверное, уже задаются вопросом: с какой стати мы так часто стали писать о том, как областные чиновники носятся с развитием внутреннего туризма. Отвечаем: нам интересно, что из этого получится. Никогда раньше не уделялось так много внимания этому вопросу. Никто по этому поводу особо и не заморачивался, поскольку разглядеть в Саратовской области туристическую мекку, согласитесь, довольно сложно. Но правительство нового народного губернатора Валерия Васильевича Радаева не боится ставить перед собой амбициозные цели. За что им большое человеческое спасибо.
Итак, ответив на вполне резонный вопрос, перейдем к делу. На этой неделе замминистра молодежной политики, спорта и туризма (наверное, нужно придумать какую-нибудь аббревиатуру для краткости) Ирина Викторовна Шатылко провела семинар для работников администраций муниципальных районов на тему «Организация работы органов муниципальной власти в сфере развития внутреннего и въездного туризма». Обсуждать планировали два основных вопроса: алгоритм взаимодействия органов МСУ с турфирмами и методики включения наших проектов в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы»).

Отрадно, что на призыв министерства откликнулись муниципальные районы. У них, правда, и выбора особого не было. Вот так не приедешь, не расскажешь о туристических ресурсах района, а потом пропесочат тебя на совещании у народного губернатора. Первым о возможностях своего края рассказал замглавы Хвалынского района Александр Резников. Называлось это презентацией.

 Много миллионов лет назад на дне плескалось древнее море, - поведал Александр Иванович. - Море ушло. Когда равнина под воздействием биологических процессов в недрах земли поднялась, образовались меловые возвышенности из осадочных пород. Живописные меловые горы, создающие целебный микроклимат, и многочисленные родники сделали район привлекательным для лечения, отдыха и туризма.

Потом было немного истории. И занимательный факт - «яблоневым краем прозвали Хвалынск в Европе». «Кладезь чудес», «памятники археологии», «пещеры и клады», «свидетельства ушедших эпох», «волжские амазонки» - это все про Хвалынский край. Таким рассказом, конечно, можно привлечь туриста. Только вот, не обнаружив на месте никаких амазонок и насладившись отсутствием приличной инфраструктуры, турист весьма огорчится.

О том, как продвигать хвалынские красоты, должна была поведать Ирина Булыгина, доцент кафедры гостинично-туристического бизнеса и сервиса СГСЭУ. Правда, каких-то конкретных советов собравшиеся не услышали. Речь пошла о кластерном подходе к развитию туризма. А кластерный подход - это, если сказать проще, совместная работа многочисленных предприятий. Тут и инфраструктура, и муниципалитеты, и органы власти, и бизнес. Еще собравшиеся узнали о том, чем различаются туристы и экскурсанты. В общем, выступление Ирины Булыгиной было больше похоже на лекцию для студентов. Но только если студенты в силу неопытности могут и не знать того, о чем им рассказывают, то главы муниципальных районов и руководители турфирм наверняка легко могут понять, что такое кластер и чем экскурсанты отличаются от туристов. В который раз зашла речь и о том, что нам надо придумать свою изюминку. Как, например, сделали в Великом Устюге или в Мышкине. Собравшиеся приготовились услышать от Ирины Ивановны конкретное предложение, но его почему-то не прозвучало, Булыгина остановилась на теории.

Ирина Шатылко считает, что придумывать изюминок не надо, они уже есть. Например, в Красноармейском районе есть утес Степана Разина, есть легенда, которую можно взять за основу. Я, кстати, была на этом утесе. Там ничего нет. Только утес, свежий воздух и Волга. Но это к слову.

Представители турфирм поведали, что Хвалынск пользуется у туристов популярностью. Едут на горнолыжную базу (у нас это называют курортом), популярностью пользуется и Хвалынский национальный парк. Еще туристов возят в Красноармейский район -посмотреть на гончарное производство села Золотое. Туристами в данном случае именуют школьников Саратова и области. Правда, замглавы Красноармейского района пожаловалась, что туризма как такового в этом районе нет, инфраструктура слабая, а разместить приезжих возможности нет. На все нужны деньги.

А деньги эти можно получить, поучаствовав в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Общий объем финансирования этой программы на 2011-2018 годы, кстати, - 332 миллиарда рублей. Из них 96 млрд из федерального бюджета, 25 млрд - за счет бюджетов субъектов Федерации, и 211 млрд - средства внебюджетных источников. Для входа в программу всего-то нужно привлечь частных инвесторов и создать туристические кластеры. И вот тогда из федеральной казны могут перепасть деньги на создание инфраструктуры. Пока готовых кластеров в Саратовской области нет. Ждем-с.