N46 (200) 14 декабря 2012    14.12.2012 | 08:34
Посидели, вспомнили
Рубрика: никак
Просмотров: 456
Версия для печати

Посидели, вспомнили

Популярная некогда тема электронного правительства и электронных услуг постепенно забылась. Сейчас об этом говорят почему-то реже, хотя еще есть что обсудить. Вспомнить о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых через Интернет, решили в региональной Общественной палате. К общественникам присоединилась ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области». Площадку для дискуссии предоставил Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина.

Тему, которая уже не раз поднималась на страницах «Газеты Наша Версия», «оживил» член Общественной палаты Александр Степанов. Открывая заседание, он отметил, что для россиян слова «электронное правительство» являются пока чем-то очень эфемерным и далеким от реальности.

- В Новой Зеландии, для того чтобы зарегистрировать свою компанию, необходимо посетить один единственный портал в Интернете, - напомнил он о мировом опыте. - На весь процесс уйдет не больше двух часов. В Канаде реализована возможность во время предвыборных кампаний голосовать через Интернет, оплачивать налоги, получать все необходимые бланки, формы и справки. Программа электронного правительства Сингапура в принципе не знает пределов, сегодня даже виза в эту страну высылается по электронной почте.

Что касается России, то наша страна пока далеко не впереди планеты всей. По итогам 2011 года Россия заняла 27-е место в мире в рейтинге электронного правительства. Кстати, в предыдущем рейтинге мы были аж на 59-м месте. По мнению Александра Степанова, мы находимся еще в самом начале тернистого пути, и проблем в сфере электронного правительства предостаточно.

- Первое, на мой взгляд, - это трудности с пониманием и применением закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», - считает общественник. - Этот закон не типичен для нашего нормотворчества. Затем - неудовлетворительное обеспечение органов местного самоуправления необходимым оборудованием. Третье - это кадровый потенциал, его готовность к работе в условиях информационных технологий. И наконец, недостаточная информированность наших граждан, слабая компьютерная грамотность.

О том, как внедряются эти самые информационные технологии в Саратовской области, поведал заместитель председателя комитета по информатизации правительства региона Александр Боим.

- У нас есть определенные успехи в данной отрасли, - похвастался он. - За последние два года мы вышли практически на один уровень с лидерами предоставления электронных услуг. Хотелось бы остановиться на региональных услугах. Существует перечень первоочередных услуг, наиболее социально значимых региональных и муниципальных услуг, которые необходимо переводить в электронный вид. Уже сейчас в рамках регионального портала переведено 15 первоочередных услуг в электронный вид, до конца года будет осуществлен перевод еще 67 услуг. Документы можно будет подать в электронном виде и отслеживать ход исполнения услуги.

Александр Боим также напомнил о том, что с 1 июля этого года действует система межведомственного взаимодействия. Это означает, что чиновники не вправе требовать с заявителя те документы, которые можно получить из других структур и ведомств. Просить у обратившегося можно лишь те документы, которые хранятся непосредственно у него, например, паспорт или свидетельство о рождении. Интересно, что теперь чиновники не должны спрашивать даже квитанцию об уплате государственной пошлины, поскольку получить такую информацию они могут в федеральном казначействе.

Есть и еще один проект, который контролирует областной комитет по информатизации, - это выдача универсальной электронной карты. Получить ее можно будет уже с 1 января 2013 года, написав заявление. Пока выдавать карту, которая сочетает в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, будут только по заявлениям граждан. Однако уже с 1 января 2014 года обзавестись новым документом должны будут все жители губернии, кроме тех, кто отказался от него в письменном виде.

Вопросов к Боиму было немало. Например, доцент кафедры прикладной информатики и информационных технологий Поволжского института управления Иван Базовый считает, что зарегистрироваться на портале госуслуг очень трудно. Как рассказал сотрудник института, он еще в марте прошлого года подал на сайте заявку на выдачу паспорта. Однако получать документ пришлось обычным, «варварским» способом, поскольку никакого ответа на заявку Базового так и не пришло.

Заместитель директора ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Сергей Бобылев сообщил о том, как можно с помощью Интернета записаться на прием ко врачу. Такая форма работы с населением ведется уже довольно давно, и в 2012 году через Интернет к доктору записалось 66 тысяч человек. Запись ведется с помощью «Электронной регистратуры». Участникам заседания нашлось что сказать по поводу «Электронной регистратуры», и, надо отметить, отзывы были далеко не самые хорошие. Возник вопрос, есть ли вообще смысл в «Электронной регистратуре», если, записавшись, ты все равно будешь сидеть в очереди за теми, кого врач еще не успел принять. Спрашивали и о том, как быть жителям районов области, ведь не каждый из них может позволить себе компьютер, а кое-где Интернета нет даже в администрациях муниципальных образований.

Под конец заседания интересную презентацию продемонстрировал доцент кафедры прикладной информатики и информационных технологий в управлении ПИУ Игорь Волошин. Он проанализировал региональный портал государственных и муниципальных услуг и обнаружил ошибки и дублирования. Так, в ряде случаев услуга хоть и называется электронной, но за ее получением все равно нужно обращаться в соответствующий орган. Примером служит услуга по замене водительских прав и услуга по получению информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма. В ряде районов Саратовской области, по мнению доцента, «новаторски» подошли к переводу услуг в электронный вид. В одном из районов услугу, на выполнение которой по закону отведено 5 дней, разбили на 5 небольших услуг: прием заявления, запись в журнале учета и т. д. Поступив таким образом, чиновники получили возможность выполнять всю услугу целиком не за 5 дней, а за 25. Есть недочеты и в наименовании услуг. Например, средняя школа №3 ЗАТО Светлый назвала одну из своих услуг следующим образом: «аттестат выдается под личную роспись ученика».

Александру Боиму посмотреть презентацию Игоря Волошина не удалось, его дожидались другие государственные дела. А жаль, поскольку ответить на вопросы Волошина и защитить свое детище мог, пожалуй, только он. Теперь же ценные замечания научного сообщества, скорее всего, останутся неуслышанными властью.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную