Увидеть Лондон - и не умереть

Увидеть Лондон - и не умереть

На минувшей неделе были объявлены номинанты на премию «Золотой Глобус» 2012 года, и среди кандидатов вновь лидирует британский сериал «Аббатство Даунтон» (Dowton Abbey), претендуя на премию в номинациях «Лучшая драма», «Лучшая актриса» и «Лучшая актриса второго плана». Эта телевизионная сага, которая уже вошла в историю ТВ как «самая обсуждаемая критикой», первоначально была снята как мини-сериал. Однако успех у зрителей и многочисленные награды (несколько премий «Эмми» плюс «Золотой глобус» за прошлый год) вынудил создателей расширить формат и превратить Dowton Abbey в полноценный сериал (только что завершился третий сезон, и это отнюдь не финал).

На минувшей неделе были объявлены номинанты на премию «Золотой Глобус» 2012 года, и среди кандидатов вновь лидирует британский сериал «Аббатство Даунтон» (Dowton Abbey), претендуя на премию в номинациях «Лучшая драма», «Лучшая актриса» и «Лучшая актриса второго плана». Эта телевизионная сага, которая уже вошла в историю ТВ как «самая обсуждаемая критикой», первоначально была снята как мини-сериал. Однако успех у зрителей и многочисленные награды (несколько премий «Эмми» плюс «Золотой глобус» за прошлый год) вынудил создателей расширить формат и превратить Dowton Abbey в полноценный сериал (только что завершился третий сезон, и это отнюдь не финал).

Между тем упомянутая историческая драма - не первая для британского канала ВВС вполне локальная телеистория, которая начинает разрастаться вширь. Сегодня мы расскажем о четырех английских сериалах, которые либо уже выросли за рамки «мини», либо имеют все предпосылки для этого...

Увидеть Лондон - и не умеретьЕдва ли не самый популярный телепроект такого рода - «Виртуозы» (Hustle, 2004 - 2012, автор идеи Тони Джордан). К сюжету вполне применима пословица «Вор у вора дубинку украл», поскольку авторы знакомят нас с деятельностью обаятельных мошенников. Возглавляет команду «мозговой центр» всей компании - Мики Стоун (Адриан Лестер), его правая рука и мастер на все руки - Эш Морган (Роберт Гленистер), а также пожилой жулик-американец Альберт Строллер (Роберт Вон). В разные сезоны в команду также входили разбитной Дэнни Блю (Марк Уоррен), красотка-карманница Стэси Монро (Джейми Мюррэй), молодой Шон Кеннеди (Мэтт Ди Анджело) и блондинка Эмма Кеннеди (Келли Адамс). Хотя «виртуозы» обманывают ближних, их действия вызывают у зрителей симпатию, поскольку герои всегда обводят вокруг пальца жадных, жестоких, злых и подлых, которые мечтают обогатиться за счет других и сами попадают в собственные ловушки. Нельзя назвать героев сериала робин-гудами, однако они порой могут помочь униженным и оскорбленным (а однажды они даже помогают Скотланд-Ярду - разоблачить «грязного» полицейского), и нередко себе в ущерб. А потому деньги у них не задерживаются, и это значит, что своим любимым делом они будут заниматься еще долго. Почти в каждой серии развязка оказывается неожиданной для зрителя, но ему объясняют, КАК такое могло случиться и почему герои оказались в выигрыше. Сценаристы демонстрируют редкостное мастерство, сумев едва ли не каждый раз сочинить остроумную, поучительную и абсолютно непредсказуемую историю, где очевидным негодяям воздается по заслугам. Сериал был так хорошо встречен зрителями, что разросся до 8 сезонов, и лишь когда тема стала выдыхаться, а актеры устали от телеобразов, «Виртуозы» тихо и мирно ушли на покой. В некотором смысле преемником британских «Виртуозов» считается американское «Воздействие» (Leverage), однако здесь герои уже изначально не стремятся добыть себе деньжат, а ведут принципиальную борьбу за справедливость. Да и технически они оснащены намного лучше, чем их британские коллеги...

Увидеть Лондон - и не умеретьЕще один мини-сериал, поменявший формат, - «Лютер» (Luther, 2010 - 2012, автор идеи Нил Кросс): отснято уже два сезона, сериал выходит на третий виток. Главный герой, сотрудник лондонской полиции Джон Лютер (Идрис Эльба) во время погони за опасным маньяком-детоубийцей не смог сдержать гнева, и когда злодей повис, еле держась, на большой высоте, Лютер не протянул ему руку помощи и позволил упасть. Маньяк в коме, против Лютера начато служебное расследование, а он тем временем разрывается между работой, которой много (убийцы не дремлют), и женой Зои (Индира Варма), которая уже практически ушла от мужа. Лютер - это персонаж наподобие доктора Хауса: он талантлив в своем деле, но в быту - социопат, из-за которого страдают близкие. Так что, например, отношения героя с женой близки к катастрофическим, да и на работе сослуживцы, кроме сержанта Джастина Рипли (Уоррен Браун), относятся к нашему герою с опаской либо вообще предают его. Так что к концу первого сезона единственным человеком, кому Лютер может довериться, оказывается маньячка-убийца Элис Морган (Рут Уилсон), которую необыкновенно тянет к Лютеру как равному ей по интеллекту, и Лютер, вопреки правилам, не отказывается от ее помощи (впрочем, и Кларисса Старлинг в «Молчании ягнят», как известно, не пренебрегала советами каннибала Ганнибала Лектера). Первый сезон (6 серий) был посвящен, в основном, разоблачению предателя в рядах Скотланд-Ярда, а во втором сезоне (4 серии) главный герой вступается за девушку, вовлеченную в порнобизнес, и, таким образом, становится на пути порномафии. Между тем на улицах Лондона бесчинствовали безумные близнецы Роберт и Николас (Стивен Робертсон), для которых люди - не более чем персонажи компьютерных игр, и Лютеру приходилось отвлекаться и на этих малоприятных молодых негодяев... Нил Кросс, придумывая своего героя, взял за основу Шерлока Холмса и лейтенанта Коломбо, но многократно усилил мизантропические черты этих сыщиков. Лютер идет по жизни с явным отвращением, и если бы его любимым занятием стало бы не раскрытие преступления, а, наоборот, их совершение, лондонцам можно было лишь посочувствовать. Актер Идрис Эльба уже получил «Золотой глобус» за свою роль, и, возможно, обещанный третий сезон не будет последним...

Увидеть Лондон - и не умеретьСоздатели мини-сериала «Несправедливость» (Injustice, 2012, автор идеи Энтони Хоровиц) пока еще не решили, продолжат ли они эту историю, но, скорее всего, одним сезоном из 5 серий все не ограничится: еще не все сюжетные «ружья» выстрелили, сценаристу есть куда двигаться, а главный герой, бесспорно, необычен и вызывает интерес. Слово «несправедливость» является ключевым для понимания его сюжета. Главный герой - бывший лондонский адвокат Уильям Треверс (Джеймс Пьюрфой), который вместе со своей женой-журналисткой Джейн (Дервла Кирван) живут теперь в Ипсвиче. Переезд в провинцию стал результатом нервного срыва Треверса, который некоторое время назад защищал фанатика-экологиста Филиппа Сполла (Роберт Уайтлок), заподозренного в убийстве ребенка (бомба в машине была предназначена отцу, а досталась сыну). После блестяще выигранного процесса (Сполл был оправдан) адвокат неожиданно для всех набросился на своего подзащитного. Треверса лечили, дело о нападении замяли, но в столице герой уже не мог работать... Эти обстоятельства сюжета проясняются не сразу: зритель узнает о них постепенно. Одновременно в сериале разворачиваются несколько сюжетных линий. Первая - лондонский детектив Марк Уэнборн (Чарли Крид-Майлз), который готов ради достижения целей пойти на подлог, шантаж и угрозы (и со своей женой он ведет себя так же грубо, как и с преступниками), расследует убийство того самого Сполла. Вторая линия - Джейн, преподающая литературу в тюремной школе, обнаруживает, что один из ее учеников, замкнутый Алан Стюарт (Джо Коул), блестяще литературно одарен. Третья линия (но первая по важности, пожалуй) - к Треверсу обращается его университетский приятель Мартин Ньюэлл (Натаниель Паркер), обвиненный в убийстве молодой любовницы (сам он твердит о непричастности к преступлению). Уже в первых сериях зритель узнает о том, что Сполла застрелил именно Треверс, его адвокат, и постепенно зритель понимает причину охватившего Треверса благородного безумия: он сходит с ума тогда, когда его подзащитный - уже после оправдания в суде - сообщает адвокату правду о своей виновности. Именно тогда перед глазами Треверса возникает призрак погибшего ребенка и заставляет адвоката выступать в роли палача. И теперь, защищая своего приятеля, Треверс задается вопросом: а вдруг и Ньюэлл тоже виновен? И что тогда? И призрак ребенка, подобно тени отца Гамлета, может вновь выступить из стены и посмотреть с укором...

Последний в нашем обзоре британский мини-сериал «Вечный закон» (Eternal Law, 2012, режиссеры Адриан Шерголд и Джэми Пэйн) тоже посвящен судопроизводству, однако по жанру это не только детектив, но и fantasy... Итак, мир людей несовершенен и, быть может, должен прекратить свое существование. Творец всего сущего (здесь он зовется мистер Маунтджой) посылает на Землю - а точнее, в современную Англию - двух своих ангелов: древнего, чей возраст насчитывает 14 миллиардов лет, под именем Зака Гиста (Сэмюэл Уэст), и более молодого, в земной оболочке афро-британца Тома Грининга (Аквели Роач). Посланники Его воли будут служить адвокатами, и их задача - выигрывать довольно трудные дела; тогда мир, возможно, уцелеет (о том, что часы Земли могут быть и сочтены, напоминает мрачноватый сувенир в доме, где живут адвокаты: кремлевские часы, отсчитывающие срок до Апокалипсиса). Беда в том, что Лукавый тоже отправил своего посланца - падшего ангела в облике прокурора Ричарда Пембрука (Тобиаш Мензес), который будет стараться навредить бывшим коллегам. Дело усугубляется тем, что вместе с Пембруком работает белокурая Ханна (Хэтти Морахэн), в которую Гист в предыдущем воплощении был влюблен. Но поскольку у ангела теперь новое тело, она его, конечно, не узнает, а он не имеет права афишировать свою любовь, иначе мир пошатнется, а Лукавый получит шанс. Таким образом Гист должен бороться не только за справедливость, но и со своими собственными чувствами, да еще успевать наставлять младшего коллегу... Сериал драматический, временами мелодраматический, иронии нет. Эффект достигается довольно простыми операторскими средствами (среди которых, например, поединок ангела и падшего ангела в холодном, красивом, гулком и безлюдном пространстве храма), а спецэффектов почти нет - если не считать крыльев, которые изредка, в критические мгновения, вырастают у героев за спинами (у падшего ангела крылья, само собой, черные). В последней, шестой, серии первого сезона Пембруку удается спровоцировать сближение Гиста и Ханны. Часы начинают обратный отсчет. Посланец Сатаны хохочет. Второй сезон обещан зрителям, и если это обещание не будет выполнено, то по единственной причине: мистер Маунтджой все-таки разочаровался в людях и этот мир обнулил...