У казаков было поверье, что есть роковой день, когда конь мстит человеку за то, что приходится служить ему. Для людей добрых и любящих своих коней всё заканчивалось разодранной попоной или раздавленным ведёрком. Для людей черствых и самовлюбленных этот день мог стать последним в их жизни. Наверное, и вся природа относится к человеку столь же мстительно и коварно. Примером тому - череда катастроф, сопровождающих экстремальные развлечения. В прежние времена страсть к экстриму, гламуру и прочим проявлениям самовлюбленности была не меньшей, чем сейчас. Вот несколько историй со сходным сюжетом.
У казаков было поверье, что есть роковой день, когда конь мстит человеку за то, что приходится служить ему. Для людей добрых и любящих своих коней всё заканчивалось разодранной попоной или раздавленным ведёрком. Для людей черствых и самовлюбленных этот день мог стать последним в их жизни. Наверное, и вся природа относится к человеку столь же мстительно и коварно. Примером тому - череда катастроф, сопровождающих экстремальные развлечения. В прежние времена страсть к экстриму, гламуру и прочим проявлениям самовлюбленности была не меньшей, чем сейчас. Вот несколько историй со сходным сюжетом.
Бараны круторогие и бараны двуногие
В одной восточной республике СССР, в сельском районе работал прикомандированный к службе контроля газопроводов вертолет Ми-2. Сдружились летчики с местным начальством, даже сам секретарь райкома с ними на рыбалку летал. Очень это удобно - ни пыли, ни утомительной дороги.
Однажды к местному начальству нагрянуло начальство республиканское. Для угощения высоких гостей срочно потребовалось несколько барашков, за которыми в отдаленную отару был командирован вертолет. Винтокрылый гонец быстро достиг экологически безупречных колхозных угодий. Пассажиры - четыре барашка весом килограммов по сорок и более массивный ответственный товарищ из правления колхоза - уже ждали. Быстро затолкав несчастных животных в салон вертолета, не додумавшись даже как-то их зафиксировать - не до того, начальство ждет, глотая высокопоставленные слюни, - приступили к запуску двигателей. Рёв техники, вибрация повергли бедных животных в оцепенение, но когда, производя взлет «по-вертолетному», то есть без разбега, машина задрала нос, барашки бросились вверх по склону. Фюзеляж у Ми-2 тесноват: впереди летчик, бортовой техник, а сзади - 3-4 пассажира. Когда эти «пассажиры» ломанулись вперед, то под их копытами оказались летчики. Машина метров с двух грохнулась о землю, завалилась набок.
До того, как начался пожар, экипаж и ответственный товарищ успели выскочить и отбежать на безопасное расстояние. Барашки изжарились и впоследствии послужили вещественным доказательством для следователей.
Водно-кошмарные процедуры
В советские времена около 80 процентов лётных происшествий случалось, когда на борту находилось какое-нибудь начальство. В наши дни, похоже, процент возрос.
Как-то погожим летним днем в Сибири летел с отдаленной буровой в город вертолет Ми-8. Хороший, добротный летательный аппарат, они и сейчас бороздят небеса чуть не половины света. Многие страны покупают эту надежную, вместительную и неприхотливую машину.
На борту, кроме экипажа, находился большой нефтегазовый начальник, инспектировавший владения, и его дочка - художница, летевшая рисовать таежные этюды.
В Западной Сибири есть великое множество круглых, как блюдца, озёр, образовавшихся после ледникового периода из-за проседания земной поверхности. Вода в озёрах - ледяная, но летом верхний ее слой сильно прогревается, вот только подойти к ним невозможно - всё на многие километры буреломом завалено. Подлететь же на вертолете и зависнуть над водой, разгоняя, к тому же, комарьё, можно.
Сначала в теплую воду плюхнулись начальственная персона и двое летчиков. Художница, вероятно, стеснялась переодеться в присутствии оставшегося «на хозяйстве» члена экипажа. Только этим можно объяснить, почему вертолет оказался предоставлен сам себе, а экипаж и компания стали беззаботно резвиться в гостеприимных водах. Вскоре, однако, купальщики обнаружили, что верный друг вертолет немного набрал высоту и достать до веревочной лестницы, ведущей в спасительное чрево машины, сколько ни прыгай в воде, - невозможно.
Представлять себе состояние этих людей, наверное, не следует, от безысходной жути рвется сердце. Через некоторое время на дне озера был обнаружен вертолет, рухнувший туда после выработки горючего. Затем, в таежном буреломе - пять чисто обглоданных скелетов.
Настоящий самолёт
На середину прошлого века пришелся расцвет отечественной авиации. Самолеты летали по всем райцентрам и большим деревням, в другие города, курортные зоны от Камчатки до Закарпатья. Летчиков было много, им неплохо платили и постоянно, с ужасающим упорством проверяли, тренировали, учили. За один только год рядовой летчик сдавал около сотни экзаменов и налётывал со всевозможными проверяющими десятки часов.
Однажды в те благословенные времена некий большой лётный начальник вознамерился проверить согласно графику другого, менее великого начальника. Были они давними друзьями, но служба в авиации всегда превалировала над дружбой. Проверка предстояла на маленьком самолетике Як-12. Его использовали как воздушную карету скорой медицинской помощи, почтовую карету и для прочих подобных важных задач. Отцы-командиры перелетели на маленький аэродром в окрестностях большого аэроузла и сделали несколько полетов по схеме аэродрома. Оставалось немного полетать в пилотажной зоне. Диспетчер центрального аэродрома попросил на некоторое время прервать тренировочные полеты в связи со сложной навигационной обстановкой.
Друзья подрулили к домику командно-диспетчерского пункта и выключили двигатель своей птички. Попили кофе из термосов, поговорили об охоте и рыбалке, тут и пришла пора продолжить полеты. Запустили двигатель, дали газу - самолет ни с места. Зимой эти самолеты оборудовались не колесным, а лыжным шасси. Лыжи немного разогрелись от трения при посадке, а на стоянке плотно примерзли к укатанному снегу. Один из пилотов вылез из кабины и стал раскачивать самолет за подкос крыла. Лыжи скрипели, двигатель стрекотал, но самолет прилип к аэродрому, как муха к варенью. Тогда из кабины вылез второй летчик и тоже стал раскачивать самолет. Режим работы двигателя был установлен на малый газ, с практически нулевой тягой. Лыжи заскрипели уже обреченно, но еще не отпускали в небо многострадальный самолет. Было решено добавить газу, совсем чуть-чуть увеличить тягу двигателя. Лыжи заскрипели совсем отчаянно. Тогда добавили еще газку и с остервенением принялись раскачивать и пихать вперед упрямую машину.
Кабина самолета была пуста. Вдруг, сначала робко, а затем резвее и резвее самолет пополз по аэродрому. Один из летчиков-пихальщиков упал сразу, а второй некоторое время цеплялся за самолет в надежде остановить его. Когда аэроплан взмыл метра на два, сорвался на землю и второй повелитель небес. Налегке Як пролетел метров сто, накренился, зацепил землю и взорвался. С пролетающего самолета увидели горящий Як, доложили земле. На место катастрофы помчались пожарные и санитарные машины, вылетел вертолет. Летчики на нескольких аэродромах пришли в ужас, ведь большинство из них были учениками этих авиационных патриархов.
В не меньший шок повергло примчавшихся спасателей появление рядом с горящим самолетом двух «патриархов» - живых и невредимых.
Что заставляет опытных, мудрых людей поступать порой безрассудно? Наверное, природе нужно снова и снова демонстрировать людям их слабость и скудоумие, чтоб не зазнавались.