Коварство и прелесть небес

Коварство и прелесть небес

У казаков было поверье, что есть роковой день, когда конь мстит человеку за то, что приходится служить ему. Для людей добрых и любящих своих коней всё заканчивалось разодранной попоной или раздавленным ведёрком. Для людей черствых и самовлюбленных этот день мог стать последним в их жизни. Наверное, и вся природа относится к человеку столь же мстительно и коварно. Примером тому - череда катастроф, сопровождающих экстремальные развлечения. В прежние времена страсть к экстриму, гламуру и прочим проявлениям самовлюбленности была не меньшей, чем сейчас. Вот несколько историй со сходным сюжетом.

без названияУ казаков было поверье, что есть роковой день, когда конь мстит человеку за то, что приходится служить ему. Для людей добрых и любящих своих коней всё заканчивалось разодранной попоной или раздавленным ведёрком. Для людей черствых и самовлюбленных этот день мог стать последним в их жизни. Наверное, и вся природа относится к человеку столь же мстительно и коварно. Примером тому - череда катастроф, сопровождающих экстремальные развлечения. В прежние времена страсть к экстриму, гламуру и прочим проявлениям самовлюбленности была не меньшей, чем сейчас. Вот несколько историй со сходным сюжетом.

Бараны круторогие и бараны двуногие

В одной восточной республике СССР, в сельском районе работал прикомандированный к службе контроля газопроводов вертолет Ми-2. Сдружились летчики с местным начальством, даже сам секретарь райкома с ними на рыбалку летал. Очень это удобно - ни пыли, ни утомительной дороги.
Однажды к местному начальству нагрянуло начальство республиканское. Для угощения высоких гостей срочно потребовалось несколько барашков, за которыми в отдаленную отару был командирован вертолет. Винтокрылый гонец быстро достиг экологически безупречных колхозных угодий. Пассажиры - четыре барашка весом килограммов по сорок и более массивный ответственный товарищ из правления колхоза - уже ждали. Быстро затолкав несчастных животных в салон вертолета, не додумавшись даже как-то их зафиксировать - не до того, начальство ждет, глотая высокопоставленные слюни, - приступили к запуску двигателей. Рёв техники, вибрация повергли бедных животных в оцепенение, но когда, производя взлет «по-вертолетному», то есть без разбега, машина задрала нос, барашки бросились вверх по склону. Фюзеляж у Ми-2 тесноват: впереди летчик, бортовой техник, а сзади - 3-4 пассажира. Когда эти «пассажиры» ломанулись вперед, то под их копытами оказались летчики. Машина метров с двух грохнулась о землю, завалилась набок.
До того, как начался пожар, экипаж и ответственный товарищ успели выскочить и отбежать на безопасное расстояние. Барашки изжарились и впоследствии послужили вещественным доказательством для следователей.

Водно-кошмарные процедуры

В советские времена около 80 процентов лётных происшествий случалось, когда на борту находилось какое-нибудь начальство. В наши дни, похоже, процент возрос.
Как-то погожим летним днем в Сибири летел с отдаленной буровой в город вертолет Ми-8. Хороший, добротный летательный аппарат, они и сейчас бороздят небеса чуть не половины света. Многие страны покупают эту надежную, вместительную и неприхотливую машину.
На борту, кроме экипажа, находился большой нефтегазовый начальник, инспектировавший владения, и его дочка - художница, летевшая рисовать таежные этюды.
В Западной Сибири есть великое множество круглых, как блюдца, озёр, образовавшихся после ледникового периода из-за проседания земной поверхности. Вода в озёрах - ледяная, но летом верхний ее слой сильно прогревается, вот только подойти к ним невозможно - всё на многие километры буреломом завалено. Подлететь же на вертолете и зависнуть над водой, разгоняя, к тому же, комарьё, можно.
Сначала в теплую воду плюхнулись начальственная персона и двое летчиков. Художница, вероятно, стеснялась переодеться в присутствии оставшегося «на хозяйстве» члена экипажа. Только этим можно объяснить, почему вертолет оказался предоставлен сам себе, а экипаж и компания стали беззаботно резвиться в гостеприимных водах. Вскоре, однако, купальщики обнаружили, что верный друг вертолет немного набрал высоту и достать до веревочной лестницы, ведущей в спасительное чрево машины, сколько ни прыгай в воде, - невозможно.
Представлять себе состояние этих людей, наверное, не следует, от безысходной жути рвется сердце. Через некоторое время на дне озера был обнаружен вертолет, рухнувший туда после выработки горючего. Затем, в таежном буреломе - пять чисто обглоданных скелетов.

Настоящий самолёт

На середину прошлого века пришелся расцвет отечественной авиации. Самолеты летали по всем райцентрам и большим деревням, в другие города, курортные зоны от Камчатки до Закарпатья. Летчиков было много, им неплохо платили и постоянно, с ужасающим упорством проверяли, тренировали, учили. За один только год рядовой летчик сдавал около сотни экзаменов и налётывал со всевозможными проверяющими десятки часов.
Однажды в те благословенные времена некий большой лётный начальник вознамерился проверить согласно графику другого, менее великого начальника. Были они давними друзьями, но служба в авиации всегда превалировала над дружбой. Проверка предстояла на маленьком самолетике Як-12. Его использовали как воздушную карету скорой медицинской помощи, почтовую карету и для прочих подобных важных задач. Отцы-командиры перелетели на маленький аэродром в окрестностях большого аэроузла и сделали несколько полетов по схеме аэродрома. Оставалось немного полетать в пилотажной зоне. Диспетчер центрального аэродрома попросил на некоторое время прервать тренировочные полеты в связи со сложной навигационной обстановкой.
Друзья подрулили к домику командно-диспетчерского пункта и выключили двигатель своей птички. Попили кофе из термосов, поговорили об охоте и рыбалке, тут и пришла пора продолжить полеты. Запустили двигатель, дали газу - самолет ни с места. Зимой эти самолеты оборудовались не колесным, а лыжным шасси. Лыжи немного разогрелись от трения при посадке, а на стоянке плотно примерзли к укатанному снегу. Один из пилотов вылез из кабины и стал раскачивать самолет за подкос крыла. Лыжи скрипели, двигатель стрекотал, но самолет прилип к аэродрому, как муха к варенью. Тогда из кабины вылез второй летчик и тоже стал раскачивать самолет. Режим работы двигателя был установлен на малый газ, с практически нулевой тягой. Лыжи заскрипели уже обреченно, но еще не отпускали в небо многострадальный самолет. Было решено добавить газу, совсем чуть-чуть увеличить тягу двигателя. Лыжи заскрипели совсем отчаянно. Тогда добавили еще газку и с остервенением принялись раскачивать и пихать вперед упрямую машину.
Кабина самолета была пуста. Вдруг, сначала робко, а затем резвее и резвее самолет пополз по аэродрому. Один из летчиков-пихальщиков упал сразу, а второй некоторое время цеплялся за самолет в надежде остановить его. Когда аэроплан взмыл метра на два, сорвался на землю и второй повелитель небес. Налегке Як пролетел метров сто, накренился, зацепил землю и взорвался. С пролетающего самолета увидели горящий Як, доложили земле. На место катастрофы помчались пожарные и санитарные машины, вылетел вертолет. Летчики на нескольких аэродромах пришли в ужас, ведь большинство из них были учениками этих авиационных патриархов.
В не меньший шок повергло примчавшихся спасателей появление рядом с горящим самолетом двух «патриархов» - живых и невредимых.
Что заставляет опытных, мудрых людей поступать порой безрассудно? Наверное, природе нужно снова и снова демонстрировать людям их слабость и скудоумие, чтоб не зазнавались.

Обсудить статью в ЖЖ