Юрий Владимирович, Юрий Иосифович и другие

Июнь-2009 богат на круглые даты. 95 лет могло бы исполниться политику Юрию Андропову (15.06) и конструктору ракет Владимиру Челомею (30.06). 90-летие могли бы отметить эстонский актер Юри Ярвет (19.06) и болгарский писатель Богомил Райнов (19.06).

Июнь-2009 богат на круглые даты. 95 лет могло бы исполниться политику Юрию Андропову (15.06) и конструктору ракет Владимиру Челомею (30.06). 90-летие могли бы отметить эстонский актер Юри Ярвет (19.06) и болгарский писатель Богомил Райнов (19.06).

До своего 85-летия мог бы дожить белорусский писатель Василь Быков (19.06). Певице Людмиле Зыкиной и кардиологу Евгению Чазову 10 июня исполнится 80 лет, и столько же лет назад родился 9-й чемпион мира по шахматам Тигран Петросян (17.06).
20 июня исполнится 75 лет со дня рождения поэта и барда Юрия Визбора. 65-летие отпразднует лидер КПРФ Геннадий Зюганов (26.06) и 60-летие - политик и космонавт Юрий Батурин (12.06).
Есть ли обстоятельства, каким-либо образом связывающие всех названных людей - помимо их июньских юбилеев? Да, есть.
Нетрудно догадаться, что фигура многолетнего руководителя КГБ СССР и одного из генсеков КПСС Юрия Андропова в этом перечне оказывается одной из важнейших. Академик Евгений Чазов, например, в своих мемуарах расскажет о многочисленных встречах с Андроповым: шефа госбезопасности и начальника 4-го главка при Минздраве СССР будет связывать дружба, «основанная на общих мыслях и общих тревогах о судьбах социалистического отечества». Как известно, Чазов проводил в последний путь и дорогого Леонида Ильича, и дорогого Юрия Владимировича, причем смерть последнего пробудила в кремлевском лейб-медике писательские способности. «Впервые я взялся за перо в те дни, когда умирал Ю. В. Андропов, - вспоминал позднее Чазов. - Мой первый публицистический опыт - повесть «Прекрасные цели» о переживаниях врачей».
По свидетельству мемуаристов, Андропов не был чужд муз и являлся, в частности, большим поклонником авторской песни, особо Юрия Визбора. Вспомним, что Визбор поучаствовал как актер в сериале «Семнадцать мгновений весны», который шеф КГБ внимательно курировал.
Помимо «Семнадцати мгновений...» Андропов курировал и другой знаменитый фильм о разведчиках - «Мертвый сезон» Саввы Кулиша, с Донатасом Банионисом в роли советского агента Ладейникова. В «Мертвом сезоне» свою первую заметную роль (профессора О'Рейли) сыграл Юри Евгеньевич Ярвет. Позднее тот же Ярвет будет участвовать в телефильме «Капитан Фракасс», сценарий для которого напишет Юрий Иосифович Визбор. Фильм будет демонстрироваться по ТВ в том самом 1984 году, когда и Андропов, и Визбор, и гроссмейстер Петросян, и космический академик Челомей уйдут из жизни (первый - в феврале, второй - в сентябре, третий - в августе, четвертый - в декабре), а военный писатель Василь Быков, автор «Сотникова» и «Дожить до рассвета», получит звездочку Героя Социалистического Труда.
К созданным советскими писателями и кинематографистами образам советских разведчиков Исаева-Штирлица и Ладейникова-Лонсдейла следует добавить болгарского агента Эмила Боева, придуманного Богомилом Райновым. Персонаж романов «Господин Никто», «Нет ничего лучше плохой погоды», «Тайфуны с ласковыми именами» и других достойно справлялся с ролью «социалистического Джеймса Бонда», поскольку выглядел вполне европейцем и не был упертым догматиком. «Удивительное дело: в книгах у Райнова никак не упоминался Советский Союз. Будто бы его и не было, - читаем комментарий в Живом Журнале. - В годы, когда Рейган окружал СССР частоколом ракет средней дальности, а встревоженный советский народ собирали на митинги, где зачитывалось заявление Андропова о суровых, но адекватных ответных мерах, - такие книги, в которых чувствовалась настоящая заграничная жизнь, были чем-то вроде голоса иной, далекой цивилизации в бескрайнем космосе».
Вернемся, однако, к академику Челомею. Из соображений госбезопасности его деятельность долгое время была неизвестна широкой публике; когда же гриф «секретно» был снят, едва ли не каждая третья газетная публикация о деятельности возглавляемого им ОКБ в Реутове называлась строкой из песни - «Зато мы делаем ракеты». При этом мало кто из журналистов вспоминал, что именно романтик Визбор написал ту самую песню, и уж тем более почти никто не принимал во внимание ее иронический характер: «технолог Петухов», взахлеб перечисляющий наши достижения («и даже в области балета»), выглядел персонажем как минимум комическим...
И еще о космосе. Юрий Батурин, сумевший из политиков (был помощником президента Бориса Ельцина и секретарем Совета обороны России) переквалифицироваться в космонавты, - фигура для наших краев уникальная. Мало кто знает, что отец Юрия Михайловича, Михаил Матвеевич Батурин, был коллегой и Штирлица, и Ладейникова, и Боева, то есть кадровым разведчиком (например, в Турции работал «под прикрытием» торгпредства и, как сообщает Википедия, «лично завербовал девять ценных агентов. С пятью из них советская разведка продолжала работать длительное время и после его отъезда»). Было это, правда, задолго до того, как КГБ возглавил Андропов - в те далекие времена, когда перед зданием Комитета госбезопасности еще не воздвигся памятник «железному Феликсу» работы Евгения Вучетича (то есть до 1958 года).
Напомним, что снесен памятник был 22 августа 1991 года, после провала ГКЧП, а месяцем раньше в «Советской России» появилось «Слово к народу», которое позже назовут «манифестом ГКЧП». Текст этот был подписан, среди прочих, и двумя нашими июньскими юбилярами - Геннадием Зюгановым и Людмилой Зыкиной. Примечательно, что через полтора десятилетия после того, как Дзержинский исчез с Лубянки, Зюганов поддержал идею группы депутатов Госдумы установить на пустующий постамент на Лубянке скульптуру Юрия Андропова. Инициатива необходимого числа голосов тогда не набрала и была забыта.

Обсудить статью в ЖЖ