Картежники

Картежники

С 1 января этого года в России начали выдавать универсальные электронные карты. Пока выдают только по заявлению, а вот с 2014 года такие карты появятся у всех граждан РФ, которые в письменном виде не отказались от этого высокотехнологичного новшества. О том, что представляет собой универсальная электронная карта, как ее получить и чем это может быть полезно, узнала корреспондент «Газеты Наша Версия»

С 1 января этого года в России начали выдавать универсальные электронные карты. Пока выдают только по заявлению, а вот с 2014 года такие карты появятся у всех граждан РФ, которые в письменном виде не отказались от этого высокотехнологичного новшества. О том, что представляет собой универсальная электронная карта, как ее получить и чем это может быть полезно, узнала корреспондент «Газеты Наша Версия».

Иди туда, не знаю куда

О том, что такое универсальная электронная карта (УЭК), знают, пожалуй, только те, кто имеет непосредственное отношение к ее созданию. Что касается простых граждан, то они, скорее всего, пребывают в блаженном неведении. В таком же неведении, на мой взгляд, пребывают и сотрудники отделений Сбербанка, которые уполномочены принимать от граждан заявления на выдачу УЭК. Это смелое утверждение основано исключительно на личном опыте.

Прихватив с собой паспорт, карточку Пенсионного фонда и полис обязательного медицинского страхования, я в первый же рабочий день нового года отправилась получать УЭК. Очень уж хотелось скорее ступить в будущее, где царят высокие технологии и можно до минимума свести личное общение с чиновниками. Однако оказалось, что не все так просто. На официальном сайте УЭК было указано несколько адресов отделений Сбербанка, где можно подать заявление, но на деле универсальными картами занимались только в одном. Да и там пришлось минут десять объяснять, что мне требуется УЭК, а не обычная кредитка. Слова «универсальная электронная карта» сотрудник банка, кажется, слышал впервые.

Написание заявления тоже заняло время. В документе нужно было указать только паспортные данные, номер медицинского полиса и пенсионного свидетельства. Затем требовалось сфотографироваться и вывести свою электронную подпись на специальном планшете. Казалось бы, работы на несколько минут, но процесс занял гораздо больше времени. Выяснилось, что сотрудников Сбербанка еще не успели до конца обучить работе со специальной компьютерной программой, в которой, собственно, и создается заявление.

Об универсальной электронной карте уже не раз писали федеральные средства массовой информации. Так что сведений и мнений много. Но я предпочла получить информацию о том, что собой представляет УЭК, из первых уст, а точнее - у сотрудников комитета по информатизации Саратовской области.

«Универсальная электронная карта - это современный, высокотехнологичный и надежный документ, созданный с целью повышения качества взаимодействия граждан с государственными органами власти и органами местного самоуправления, а также оптимизации получения самого широкого круга услуг во всех регионах страны», - сообщает комитет. Проще говоря, это пластиковая карта, внешне очень похожая на обычную банковскую карту. На ней указываются имя держателя карты, его пол и возраст, номер пенсионного свидетельства и полиса ОМС. Нужна УЭК, например, для быстрого доступа к сайту Госуслуги.ру и получения различных федеральных услуг. По сути УЭК - это ключ к самым разным услугам, формирование которых происходит непосредственно на серверах различных ведомств.

Предполагается, что со временем будет разработан ряд региональных приложений, которые будут включать в себя оплату услуг ЖКХ, транспорта, здравоохранения и много чего еще. Но региональными приложениями пока и не пахнет, так что подключаться к УЭК они будут по мере внедрения. Правда, если их все-таки создадут и внедрят, польза будет ощутимая. Например, с помощью транспортного приложения можно будет оплачивать проезд в общественном транспорте по всей стране. Только вот для этого необходимо оборудовать автобусы, троллейбусы и трамваи специальными терминалами. А это требует времени и денег. Есть еще и медицинское приложение. Номер полиса медицинского страхования, записанный на карте, по идее гарантирует прием гражданина в любой поликлинике страны и доступ врача к его электронной медицинской карте. Но инфраструктура для такого приложения пока не создана. Компьютеры в кабинетах врачей еще не появились и неизвестно когда появятся, да и перевод медкарт в электронный формат - процесс длительный и затратный.

В комитете по информатизации области, рассказывая о медицинском приложении, пояснили, что Саратовская область, что называется, в тренде - считыватели УЭК установлены во всех регистратурах и приемных отделениях медицинских учреждений, и сейчас осуществляется внедрение необходимого программного обеспечения. Транспортное приложение, по мнению сотрудников комитета, станет одним из самых востребованных сервисов универсальной карты: «Насколько мы сможем наделить наши региональные карты функционалом электронного проездного, говорить преждевременно. В настоящий момент данный процесс находится в стадии проработки в правительстве области. Оснащение транспорта считывателями не проводится. Стоимость проекта и источники финансирования находятся в стадии проработки».

Внутренности

Процесс создания карты сложен и долог. Недаром получения УЭК придется ждать не меньше 20 дней. После того, как вы подписали заявление, вся необходимая информация направляется в Центр изготовления (ЦИ), который готовит бланки универсальных электронных карт. Затем в Центре персонализации (ЦП) осуществляется электрическая и визуальная персонализация карт, в ходе которой на карту наносятся данные о ее владельце. Персонализация включает в себя также нанесение на карточку защитных голограмм и фотографии владельца. Последняя, кстати, выжигается на пластике с помощью лазера. Операция недешевая, что сказывается и на себестоимости карты (областной комитет называет сумму 500 рублей). Впрочем, граждане должны получить такую карту бесплатно, все расходы взяли на себя бюджет области и организации-участники проекта внедрения карт. В 2013 году федеральная уполномоченная организация предоставила нашей области полторы тысячи карт на безвозмездной основе, если же желающих получить карту будет больше, то расплачиваться придется областному бюджету. Пожалуй, стоит сразу пояснить, что федеральная уполномоченная организация - это то самое ОАО «УЭК», акционерами которого являются три банка: «Сбербанк», «Уралсиб» и «АК БАРС».

С помощью УЭК в будущем можно будет оплачивать покупки и услуги. В областном комитете по информатизации пояснили, что УЭК использует российское национальное платежное приложение ПРО100, которое обслуживает все денежные транзакции по карте УЭК. Актуальный список банков, подключенных к инфраструктуре можно найти на сайте ОАО «УЭК». Список этот не велик и состоит всего лишь из двух кредитных организаций - «Сбербанка» и банка «Уралсиб». Другие банки пока неохотно присоединяются к проекту, и их вполне можно понять. Участие в проекте означает серьезные затраты, к тому же сложно сказать, окупятся ли в ближайшем будущем вложенные инвестиции или нет.

Беззащитные?

Получается, что универсальная электронная карта не только сочетает в себе практически все значимые для гражданина РФ документы, но и служит платежным инструментом. А что произойдет, если такой небольшой кусочек пластика попадет в руки мошенников? Комитет по информатизации отвечает на этот вопрос вполне однозначно: «На чипе УЭК не записывается информация о держателе, а лишь идентификационный номер. Данные о гражданах по-прежнему хранятся в базах данных государственных учреждений, а УЭК лишь помогает отыскивать нужные записи в них при обращении держателя в соответствующее ведомство. Воспользоваться данными гражданина без его согласия невозможно. Для использования карты потребуется ввести PINкод. При утере карты ее можно заблокировать».

Что ж, довольно обнадеживающее заявление. Да и вообще, с такой картой будущее выглядит до неприличия безоблачным. Осталось лишь дождаться, когда будет доработана необходимая инфраструктура и запущены нужные сервисы. Однако у специалистов в области IT-технологий возникает множество вопросов к создателям УЭК. Так, эксперт, попросивший не называть его имени, задается вопросом, почему параллельно с УЭК гражданин должен будет получить отдельный электронный паспорт с биометрическими данными и ключ с персональной электронной цифровой подписью? По его мнению, логично было бы «совместить эти три устройства, собрав на них оптимальный набор необходимых персональных данных, с защитой по высшему классу и возможностью бесконтактного доступа». Помимо всего прочего, собеседник нашего издания уверен, что «УЭК практически бесполезна без развитой комплексной инфраструктуры предоставления гражданам доступа к госуслугам в электронном виде». «Без нее УЭК - это дубль напечатанной СНИЛС плюс банковская карта, не более того, - говорит эксперт. - Это все равно, что вам дали ключ от автомобиля, но не дали автомобиль. Или дали SIMкарту с написанным номером и PIN-кодами, но не дали смартфон, в который ее надо вставить». Вызывают у эксперта сомнения и региональные приложения, в частности, транспортное. «Идея хорошая, но оплата проезда с помощью УЭК будет целесообразна и эффективна только при бесконтактном использовании таких карт, иначе они очень быстро будут выходить из строя физически, - уверен мой собеседник. - Помимо этого, встает вопрос контроля использования средств на карте. А это уже привязка к инфраструктуре, которая должна быть развернута и работать. Конечно, использование  электронного проездного было бы очень удобно и для граждан, и для власти - граждане получили бы удобный инструмент для оплаты проезда, а транспортные органы получили бы средство безналичного расчета с пассажирами и огромный объем сырой статистики, которую можно использовать для изучения транспортного спроса и предложения в городе, планирования и оптимизации маршрутов общественного транспорта. Жаль только, обрабатывать эти данные будет некому и не на чем. Нет этого в планах ни с УЭК, ни без нее».

В такой весьма неоднозначной ситуации, наверное, правильным было бы посмотреть на международный опыт использования подобных карт. Только вот этот опыт довольно противоречив. Например, в Германии и Великобритании попытки совместить на одной карте идентификационное и медицинское приложения успехом не увенчались. Положительный пример можно увидеть в Эстонии, где почти у каждого гражданина есть электронная карта, являющаяся настоящим удостоверением личности. Все ведомства страны полностью информатизированы, и потому эстонцы пользуются картой без каких-либо затруднений. В России столь высокий уровень пока не достигнут и вряд ли будет достигнут в ближайшее время. Поэтому создается впечатление, что еще лет эдак 5-10 универсальные электронные карты будут просто лишней бумажкой, которую мы станем хранить в ящике стола и доставать лишь во время генеральной уборки. Впрочем, время покажет.

P.S. Для того чтобы как можно лучше понять, что собой представляют универсальные электронные карты, мы обратились за помощью к эксперту в сфере IT-технологий, председателю правленияклуба IT-директоров Алексею Фортунатову.