Чужой среди своих

В прошлом номере я уже рассказывал о том, что 30 января на американском телеканале FX ожидается премьера телесериала «Американцы» (The Americans) - про семью законспирированных советских агентов в США. В преддверии выхода на экраны «Американцев» мы вспомнили несколько отечественных сериалов на шпионскую тему (к ним бы, кстати, следовало добавить еще и «ТАСС уполномочен заявить» - с Вячеславом Тихоновым и Юрием Соломиным в роли сотрудников КГБ и Вахтангом Кикабидзе в роли агента ЦРУ)

В прошлом номере я уже рассказывал о том, что 30 января на американском телеканале FX ожидается премьера телесериала «Американцы» (The Americans) - про семью законспирированных советских агентов в США. В преддверии выхода на экраны «Американцев» мы вспомнили несколько отечественных сериалов на шпионскую тему (к ним бы, кстати, следовало добавить еще и «ТАСС уполномочен заявить» - с Вячеславом Тихоновым и Юрием Соломиным в роли сотрудников КГБ и Вахтангом Кикабидзе в роли агента ЦРУ).

Чужой среди своихТеперь самое время продолжить тему и поговорить о том, как западные сериалы отражали шпионские проблемы. Но тут есть одна загвоздка: проект «The Americans» оттого и уникален, что у него почти нет популярных аналогов на ТВ. Если полнометражное кино могло предложить множество самых разных примеров лент о деятельности агентов спецслужб (от «бондианы» до франшизы «Дети шпионов» Роберта Родригеса), то телевизионному кино похвастать, по сути, нечем. С первого захода можно, разве что, вспомнить английский сериал 1971 года «Сыщики-любители экстра класса» (The Persuaders!), где два секс-символа 70-х годов, Роджер Мур (будущий Джеймс Бонд) и Тони Кертис(«В джазе только девушки»), изображали шпионов-волонтеров - английского лорда Бретта Синклера и американского бизнесмена Дэниэла Уайльда, - чьими услугами неофициально (герои богаты, в деньгах не нуждались, работали за интерес) пользовались британские спецслужбы.

Чужой среди своихНесмотря на «холодную войну», сценаристам трудно было выдумать «долгоиграющий» шпионский сюжет. Лишь в новейшее время, когда противостояние двух систем уже завершилось, стало возможным приоткрыть кое-какие тайны. К примеру, американский мини-сериал «Контора» (The Company, 2001, режиссер Микаэл Саломон, три полуторачасовые серии) переносит зрителя в начало 50-х годов прошлого века. Три студента Принстона - Джек Маккалифф (Крис О’Доннелл), Лео Крицки (Алессандро Нивола) и Евгений Цыпин (Рори Кокрейн) - выиграли соревнование по гребле. Они еще не знают, что очень скоро двое из них, Джек и Лео, станут сотрудниками ЦРУ и будут работать под началом Харви Торрити по прозвищу Колдун (Альфред Молина), а Евгений, вернувшись в СССР, будет завербован кагэбэшным начальником Жиловым по прозвищу Starik (Ульрих Томсен). Пройдя курс подготовки в КГБ, Евгений вернется в США под фамилией Доджсон (Жилов любит «Алису в Стране чудес») - в качестве разведчика-нелегала - и станет связником резидента... Три полуторачасовые серии - рассказ о почти тридцатилетней истории Конторы, то есть ЦРУ. Мы следим за судьбами Джека, Лео и Евгения. Берлин 1954 года, Будапешт 1956 года, Куба 1961 года... Авторы фильма ненавязчиво намекают, что провал венгерского восстания, неудачная высадка противников Кастро в Заливе Свиней и прочие поражения ЦРУ - результат вредоносной деятельности агентов-«кротов» внутри Конторы и ее союзников: сперва во всем виноват Филби (Том Холландер), а потом - некий агент «Саша», которого тридцать лет вычисляет-вычисляет и, наконец, вычислит упертый сотрудник ЦРУ Джеймс Энглтон по прозвищу Мамочка (Майкл Китон). Однако к этому времени «холодная война» уже закончилась, коммунизм пал, и Джек, появившийся в Москве в августе 1991 года с целью отомстить «Саше», решает не убивать предателя: мол, пусть доживает в тоске. В сериале немало сильных эпизодов (скажем, сцены взаимного озверения в ходе венгерского восстания - эта серия снималась в Будапеште, с венгерскими актерами), но в «русских» эпизодах много «клюквы». Чего стоит, например, история невесты Цыпина, Азалии Ивановой (Эрика Марожан), которая сидела в ГУЛАГе с 1954 года вплоть до горбачевской перестройки, или придуманная Жиловым операция «Кхолштомер» (вероятно, имеется в виду Холстомер), затеянная в 80-е годы с целью подорвать финансовую систему США и подтолкнуть американцев к коммунизму.

Чужой среди своихПримечательно, что в нашем сегодняшнем обзоре «Контора» - единственное телепроизведение, сценаристы которого опираются хотя бы на некоторые исторические факты. Все прочие сериалы, о которых пойдет речь, существуют, скорее, в мифологическом, нежели реальном пространстве. Таков, например, американский сериал «Шпионка» (Alias, 2001 - 2006, пять полных сезонов), который был спродюсирован Дж. Дж. Абрамсом, будущим отцом Lost. Каждая серия предваряется следующим монологом главной героини (ее роль исполнила Дженнифер Гарнер): «Меня зовут Сидни Бристоу. Я особый агент. Семь лет назад меня завербовали в секретный отдел ЦРУ СД-6. Я должна была сохранять... это в тайне, но я все рассказала своему жениху. Когда об этом узнали в СД-6, его убили. Тогда мне и открылась правда - СД-6 не подразделение ЦРУ, и я работала на врагов, с которыми, по моему мнению, я боролась. И я пошла в единственное место, где мне могли помочь уничтожить их. Теперь я двойной агент ЦРУ, а мой куратор - Майкл Вон. Единственный человек, знающий правду о моей деятельности, - еще один двойной агент СД-6, человек, которого я почти не знаю - мой отец...» Как обычно у Абрамса, приключенческий сюжет сочетается с ненаучно-фантастическим: все вертится вокруг артефактов, изготовленных средневековым гением Рамбальди, опередившим время (или - что вероятнее - пришельцем из будущего... это обстоятельство так до конца и не раскрывается). К концу первого сезона выясняется, что крупнейшим игроком на поле поиска артефактов является группировка некоего Касинау (Касьянова, надо полагать) - бывшего гэбэшного чина, но он - лишь прикрытие для более крупной фигуры - давней шпионки КГБ, матери Сидни, Ирины Деревко (Лена Олин), которую героиня почти тридцать лет считала погибшей. Поскольку Абрамса не очень интересовало реальное противостояние спецслужб, сюжет выстроен так, что главная героиня сражается не с ФСБ, а с загадочным К-Директоратом, неким внегосударственным образованием, существующим в России. Оно и понятно: реальных агентов интересовали реальные экономические или политические проблемы - так что посланники вымышленных спецслужб могли самозабвенно перехватывать друг у друга вещицы из коллекции средневекового бессмертного кудесника.

Чужой среди своихХотя «Шпионка» была закрыта после 5 сезонов, ее дело не пропало - британский сериал «Под прицелом»(Hunted, 2012, восемь серий) в ушедшем году предложил телезрителю историю, в чем-то созвучную той, которую шестью годами раньше предлагал Дж. Дж. Абрамс. Тут, правда, авторы уже не вторгались в опасную сферу научной фантастики, однако главная героиня - белокурая красотка Саманта «Сэм» Хантер (Мелисса Джордж), - работает, как и Сидни Бристоу, в неправительственной силовой структуре под названием «Византия» (разведка, диверсии, экономический шпионаж). Судьба блондинки Сэм достойна сожаления. Мало того, что в детстве она стала свидетельницей убийства матери, а затем сама была похищена, так еще ее - теперь уже как агента - подставляют под пулю в самом начале телесериала. Дело происходит в Танжере. Героиня выживает, но на год уходит из «Византии», а потом возвращается с целью узнать, кто ее подставил. Кто желает ее смерти? Начальник Руперт Килл (Стивен Диллэйн)? Дамочка Зое Морган (Морвен Кристи)? Ее бывший парень Эйдан Марш (Адам Рэйнер)? Или единственный афро-англичанин в команде Дикон Крэйн (Адевале Акинойе-Агбаже)? Тем временем «Византия» получает от клиента срочное задание: проникнуть в тылы бизнесмена-волчары Джека Тернера (Патрик Мэлахайд), желающего купить у пакистанского правительства дамбу, и не дать ему возможности заключить сделку. Героиня, организовав фальшивое покушение на внука Джека, втирается в доверие к Тернеру-младшему, Стивену (Стивен Кэмпбелл Мур) и оказывается в доме Тернеров в качестве учительницы мальчика. В обычном шпионском сериале зрителю дано право симпатизировать какой-то одной стороне. Но не здесь. В этой истории все стороны играют одинаково подло, так что сочувствуешь лично Саманте, но не ее делу, и симпатизируешь Стивену и его сыну, но никак не хищному Тернеру-старшему (который сеет смерть и разрушение, добиваясь своей цели). Под конец становится ясен смысл интриги: заказчик «Византии» - суперфирма, которая при строительстве дамбы легко отравила 600 аборигенов, выдав все за несчастный случай. Тернер считает, что у него есть компромат на конкурента, и уверен, что дамба будет его. Однако в конфликт вмешивается еще одна сторона, которой зачем-то нужна Сэм вместе с ее детскими воспоминаниями (те проясняются, впрочем, лишь к концу первого сезона). Сериал продлен на второй сезон. Беда лишь в том, что авторы постепенно увязают в тенетах конспирологии. Уже озвучена мысль о том, что героине противостоит могущественная международная структура «Песочные часы» - нечто вроде «Римского клуба» пополам с масонской ложей. В этой ситуации спасти Сэм от смерти может лишь чудо... неужто во втором сезоне на ее стороне окажутся инопланетные пришельцы?

Чужой среди своихЗавершим наш сегодняшний обзор одним из самых популярных американских сериалов 2011 - 2012 годов. Речь идет о «Родине» (Homeland, 2 сезона, режиссеры Майкл Куэста, Кларк Джонсон и Джеффри Начманофф). Шпионский сюжет хоть и вымышленный, но тоже без намека на фантастику. Против США тут действует, впрочем, не конкретная иностранная держава, а некий террористический конгломерат... Итак, сотрудница ЦРУ Кэрри Мэтисон (Клэр Дэйнс) узнает у террориста, приговоренного к смерти, о том, что руководитель террористической сети Абу Назир (Навид Негабан) сумел перевербовать пленного американца - и вскоре американские солдаты в Ираке действительно освобождают морпеха сержанта Николаса Броди (Дэмиен Льюис), без вести пропавшего восемь лет назад. США чествуют героя, вице-президент Уильям Уолден (Джейми Шеридан) берет героя в свою политическую команду, жена Броди, Джессика (Морена Баккарин), и его дети - сын Крис и дочка Дана - медленно свыкаются с мыслью о том, что муж и папочка жив... А между тем Кэрри продолжает разрабатывать версию о том, что Броди - агент Абу Назира. Ей никто не верит: ни ее шеф, замдиректора ЦРУ Дэвид Эстес (Дэвид Хэрвуд), ни ее наставник Саул Беренсон (Мэнди Патинкин), но героиня продолжает копать, хотя никаких явных доказательств у нее нет. Ради расследования она сближается с Броди и ненароком влюбляется в него - продолжая считать его законспирированным террористом. Беда в том, что сама Кэрри живет на таблетках: у нее биполярное расстройство психики, а с таким диагнозом людей в ЦРУ не держат. Во втором сезоне Броди (он уже конгрессмен) будет раскрыт и станет двойным агентом - уже ЦРУ против Абу Назира. Однако далеко не всем нравится, что Броди жив и даже, быть может, получит помилование и защиту... И Льюис, и Дэйнс очень убедительны: для авторов и шпионаж, и контршпионаж - не игра в казаки-разбойники, а изнурительная, нервная работа, вроде службы авиадиспетчеров (только в твоей власти судьбы не сотен людей, но сотен тысяч). Актеры изображают людей с надломленной психикой, живущих на грани - а порой и за гранью! - нервного срыва. Мир, в котором они существуют, безжалостен, лишен сантиментов, груб, подчинен законам политической целесообразности. Ну как, например, объяснить ребенку, что вообще убивать людей нехорошо, а вот ради государства (ради идеалов и т.п.), пожалуй, можно? И кем вырастет этот ребенок, насмотревшись на игры странных взрослых? У Броди - дочь и сын, и девочка уже кое-что начинает понимать про этот мир. Кое-что нехорошее...