Доступно о недоступном

Доступно о недоступном

Проект «Доступная среда», который реализуется в нашей области уже два года, - штука коварная. В отличие от других госпрограмм, ее результаты - пандусы на полтротуара, кнопки вызова персонала, информационные табло в больницах, низкопольные автобусы и пр. - видны практически всем. Однако главного итога - появления на улицах города людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов-колясочников, - пока не заметно

Проект «Доступная среда», который реализуется в нашей области уже два года, - штука коварная. В отличие от других госпрограмм, ее результаты - пандусы на полтротуара, кнопки вызова персонала, информационные табло в больницах, низкопольные автобусы и пр. - видны практически всем. Однако главного итога - появления на улицах города людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов-колясочников, - пока не заметно.

Вместо людей с ограниченными возможностями, которых в Саратовской области насчитывается более 160 тысяч, итоги реализации программы «Доступная среда» недавно проверили несколько депутатов, членов комитета по социальной политике Саратовской областной думы. Они лично выяснили, не круты ли пандусы, хороши ли подъемники, обучен ли персонал и т.д. Полученными впечатлениями парламентарии обменялись в минувшую среду на заседании профильного комитета.

Задание было непривычным и ответственным, и депутаты, видимо, волновались. Поэтому председатель комитета Татьяна Ерохина разговаривала с коллегами спокойным, ласковым голосом и объясняла, кто за кем должен выступать. Сначала слово давали представителю того или иного министерства, который докладывал об исполнении проекта «Доступная среда», а потом - депутату, побывавшему на каком-либо объекте, переоборудованном под нужды инвалидов. Теория, как правило, лишь подтверждалась практикой.

Первый заместитель министра социального развития Нина Рябина рассказала о программе в целом. На проект было потрачено 1,1 миллиарда рублей. Более половины суммы выделено из федерального бюджета, 400 миллионов составили областные средства и 100 миллионов - муниципальные. На эти деньги «элементами доступности» было оборудовано 439 объектов, среди которых - светофоры, остановки, парковки, тротуары, зоны отдыха, и 429 учреждений социальной сферы. Закуплено 46 автомобилей, в том числе 21 низкопольный автобус. Разработана интерактивная карта, на которой отмечено более полутора тысяч объектов, доступных для инвалидов.

«К сожалению, в рамках программы не уделялось внимание обустройству жилищ. Это следующая задача, которую необходимо решать», - отметила замминистра, добавив при этом, что специальных требований к помещениям, предназначенным для инвалидов, пока не существует.

Подробно рассказывать о том, что говорили чиновники из других министерств и ведомств, пожалуй, не имеет смысла - они лишь конкретизировали информацию, озвученную главным координатором проекта Ниной Рябиной. Заместители министров хвалились не только проделанной работой, но и сэкономленными в результате аукционов средствами. Так, минспорта удалось сберечь целых 0,4% от выделенных из бюджета 175 миллионов рублей. Что ж, у каждого свои маленькие радости.

 Радость чиновников подкреплялась положительными отзывами парламентариев. Облдеп Олег Подборонов, посетивший переоборудованный для инвалидов бассейн «Лазурный» в Энгельсе, среди прочего констатировал: «Хочу отметить, что кнопка вызова работает». Его коллега Елена Меринова осталась очень довольна увиденным в саратовских поликлиниках №№ 3, 17 и 19. «Инфоматы для слабовидящих там есть?» - волновалась Татьяна Ерохина. «Есть. Они используются по назначению», - успокоила ее Меринова. А Ирине Титаренко достались Поволжский колледж и техникум в Балаково, и депутат, как ни искала, не нашла в них ни одной недоработки.

 Правда, не все облдепы оказались одинаково довольны. Алексей Мазепов ждал-ждал на саратовском автовокзале хотя бы один низкопольный автобус, но так и не дождался. Существуют ли эти автобусы в природе и пользуются ли ими люди с ограниченными возможностями, до сих пор остается для него загадкой. Анатолий Ципящук нашел возле центра по обучению и реабилитации инвалидов «Околица» «очень плохое очищение тротуаров», а внутри - «очень малое количество инвалидов». Недоступной показалась дорогостоящая «доступная среда» и Сергею Афанасьеву. По его словам, аналогичная проблема существует в культурных учреждениях: так, за последние два месяца на спектаклях в ТЮЗе побывали 13 инвалидов, а в театре оперы и балеты, где отвели целую ложу для маломобильных граждан, итого меньше - всего 2. «Подойти к зданию нельзя - лед, снег. А ведь прежде чем воспользоваться услугами, надо сначала дойти и доехать», - заметил депутат. И вообще, по его мнению, «оценивать результаты программы должны те, для кого это делали».

 Только в самом конце заседания слово дали председателю регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Владимиру Котину. Исполнение программы «Доступная среда» Владимир Владимирович назвал «отличным». Однако, скорее всего, высший балл он поставил чиновникам авансом - так ставят хорошие оценки двоечнику, который наконец-то, пусть и не совсем правильно, но старательно и самостоятельно, решил задачу. Провел Владимир Котин и «работу над ошибками». По мнению общественника, «первое, что бросается в глаза в городе, - это отсутствие мест для автомобилей инвалидов на стоянках». «Много средств потрачено на гусеничные подъемники. Не надо. Инвалид должен быть независимым и иметь возможность попасть в здание без всяких помощников... Кнопка вызова персонал тоже никому ничего не дает. Она нужна только в экстренных случаях», - заметил глава общества инвалидов.

К сожалению, деньги на это, бесполезное по сути, оборудование уже потрачены. Например, не вернутся обратно в бюджет почти полмиллиона рублей, выделенных на ремонт «образцовой» палаты в областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Как сообщило в день проведения думского заседания информагентство «Версия-Саратов», в редакцию ИА обратилась мама ребенка-инвалида, который недавно проходил курс лечения в этом учреждении. Она прислала фото, демонстрирующие, как в центре «развита» доступная среда. В частности, снимки свидетельствуют, что родители носят детей по лестнице на третий этаж и обратно. «По словам женщины, гусеничные транспортеры, закупленные центром за немалые деньги, стоят и пылятся под лестницей - никто не хочет ими пользоваться из-за «неторопливости» приспособления, а также потому, что дети банально боятся передвигаться таким образом», - пишет «Версия-Саратов».

Что касается дорогостоящего ремонта в упомянутой выше палате, итог его на фотографиях выглядит печально: купать ребенка в эмалированном «корыте», заменяющем ванну, практически невозможно, как и установить в нем специальное кресло для купания детей-инвалидов. Выйти на балкон мешает порог, а коммуникации, сантехника и мебель, судя по их обшарпанному виду, далеко не новые.

«Газета Наша Версия» предлагает депутатам продолжить практику инспекционных поездок по объектам, оборудованным в рамках проекта «Доступная среда», и посетить в том числе областной реабилитационный центр. Уверены, что председателю думского комитета по бюджету и налогам Николаю Семенцу, которого на заседании очень волновала эффективность расходования средств программы, это будет особенно интересно.