Те, кому не интересно англоязычное телевизионное кино и кто предпочитает «Глухаря» с «Братанами», могут не тратить времени на чтение этого текста. Для остальных - хорошая новость: с недавних пор «Юристы Бостона» (Boston Legal, 2004 - 2008) доступны пользователям Интернета - в приличном переводе и с хорошей картинкой. То есть раньше этот культовый сериал тоже можно было отыскать, но с некоторыми сложностями, а сейчас он полностью выложен на сайте bankserialov.ru - все пять сезонов
Те, кому не интересно англоязычное телевизионное кино и кто предпочитает «Глухаря» с «Братанами», могут не тратить времени на чтение этого текста. Для остальных - хорошая новость: с недавних пор «Юристы Бостона» (Boston Legal, 2004 - 2008) доступны пользователям Интернета - в приличном переводе и с хорошей картинкой. То есть раньше этот культовый сериал тоже можно было отыскать, но с некоторыми сложностями, а сейчас он полностью выложен на сайте bankserialov.ru - все пять сезонов.
Так вышло, что отечественное ТВ не демонстрировало Boston Legal, и потому сериал в России куда менее известен, чем «Доктор Хаус», «Обмани меня», «Остаться в живых», «Герои». Их у нас пусть худо-бедно и далеко не всегда в прайм-тайм, но показывали на федеральных каналах, а вот телекино про бостонских юристов не заинтересовало продюсеров: вероятно, они решили не рисковать, посчитав, что это - чистое американское развлечение, которому у нас по объективным причинам не светят тамошние рейтинги (12,6 млн зрителей в первые сезоны и 9,6 млн в год закрытия).
Нельзя сказать, будто наши телевизионщики совсем уж неправы. Российская судебная система (в теории и, особенно, на практике) и впрямь сильно отличается от американской, которая зиждется на прецедентном праве и реальной состязательности сторон. Если у нас права адвокатов, в основном, формальны (если не сказать - фиктивны), то в США защитник может повлиять на исход даже самого сложного процесса - в том числе и такого, где налогоплательщик судится с корпорациями или государством. Но этим, если вдуматься, нам и интересны многие американские «юридические» сериалы: они для нас - как разновидность science fiction, как трансляция со дна Мариинской впадины или репортаж с обратной стороны Луны. Мы видим на телеэкране людей, похожих на нас, в ситуациях, которые в нашей реальности едва ли возможны. Однако подлинная культура интернациональна. И если сценаристы, режиссеры и актеры - безупречные профи (а случай с «Юристами Бостона» именно таков!), наш зритель вполне может преодолеть грань отчуждения, принять предложенные правила игры, втянуться, вжиться в непривычную действительность и поверить в нее - даже без помощи очков 3D...
Хотя сериал, придуманный Дэвидом Э. Келли, представляет собой спин-офф (то есть «боковое ответвление») сериала «Практика» (1997 - 2004), этим обстоятельством можно пренебречь и смотреть «Юристов Бостона» как самостоятельную историю. Тем более что «Практика», в финале которой адвокат Алан Шор (Джеймс Спэйдер) принимает предложение Дэнни Крейна (Уильям Шэтнер) поработать в его компании «Крейн, Пул и Шмидт», был сериалом драматическим и довольно-таки серьезным. У «Юристов Бостона» - интонация иная. С первой же серии, едва оказывается, что один из учредителей «Крейн, Пул и Шмидт» Эдвин Пул (Ларри Миллер) сошел с ума и покинул компанию, зритель понимает: его ждет гротеск.
В этой фирме стареющий и эксцентричный Крейн работает скорее «свадебным генералом», а заправляют ею железная Ширли Шмидт (Кэндис Берген), Пол Льюистон (Рене Обержонуа), а позднее Карл Сак (Джон Ларрокетт). Герои проводят большую часть своего времени в судах, но в то же время ведут бурную личную жизнь, и многочисленные «служебные романы» главных и эпизодических персонажей вплетаются в их дела юридические. Авторы не собираются идеализировать действительность - напротив, они ее гиперолизируют. Чудаковатые судьи ведут себя, как капризные дети, прокуроры витают в облаках, мечтая о карьере, присяжные готовы поддаться любым манипуляциям, а защитники по части изворотливости порой могут дать фору любому преступнику...
Украшение «Юристов Бостона» - дуэт Шэтнера и Спэйдера. Авторы сериала не сразу раскрывают преимущества этого тандема, но уже к концу второго сезона расклад вполне ясен. Тридцатилетняя разница в возрасте превращает дуэт в почти семейный, отцовско-сыновний, хотя Алан Шор и Дэнни Крейн - вовсе не родственники.
Примечательно, что одной из первых ролей Шэтнера на ТВ стала роль Алеши Карамазова в телеэкранизации романа Достоевского, однако затем актера на долгие годы втянуло в воронку телефантастики. Но едва ли поклонник долгогоиграющего фантастического сериала «Звездный путь» (популярного в США в 60-е годы) мог вообразить, что героический капитан Джеймс Тиберий Кирк однажды превратится в живчика-адвоката, угасающего светоча юриспруденции, который тайно подозревает в своей эксцентричности первые симптомы то ли болезни Альцгеймера, то ли «коровьего бешенства» - и от этого становится еще более чудаковатым и менее управляемым. (Образ окажется настолько колоритным, что даже через два года после закрытия «Юристов Бостона» Шэтнер целый сезон согласится играть на ТВ сходную по основной тональности роль деда-с-прибабахом в разухабистом ситкоме «Перлы моего отца».)
Хотя пожилой «анфан-террибль» Крейн периодически взбрыкивает и взрывает ситуации, главным «моторчиком» компании - и сериала - становится Алан Шор. Исполнитель роли Алана Джеймс Спэйдер - уроженец Бостона; актер прославил родной город в телесериале - да так, что многим вполне искушенным зрителям будет казаться, что именно в столице штата Массачусетс живут лучшие в мире юристы, способные выигрывать даже безнадежные дела, а сам актер станет живым воплощением потомственного адвоката (в действительности же, заметим в скобках, родители Спэйдера не имели никакого отношения к юриспруденции: они были учителями).
Сперва Шор выглядит просто бабником и в значительной мере циником, не боящимся нарушить букву закона, но постепенно превращается в либерала-романтика, в эдакого Дон-Кихота с адвокатской лицензией, готового ради клиента - и во имя справедливости! - судиться хоть с правительством, хоть с Пентагоном, хоть с крупнейшими компаниями. В тот момент, когда герой Спэйдера, выслушав обвинителя, встает со своего места, застегивает пиджак, сочувственно улыбается присяжным, зритель в предвкушении: сейчас-то начнется самое интересное, сейчас-то ум, обаяние и парадоксальная логика защитника принесут победу там, где ее достижение почти нереально. По сюжету, Алан Шор - единственный, кому удается и почти не проигрывать в судах, и справляться с причудами друга и коллеги Дэнни Крейна. Их комический дуэт со временем превращается в мелодраматический, их дружба, пережившая не одно испытание, становится крепче, а финальный сюжетный ход (не скажем какой, смотрите сами) удивит даже зрителей, привыкших к экстравагантности героев и уверенных, что их-то уже ничем удивить нельзя... Ан нет! Прожженным юристам в свободном штате Массачусетс возможно если не все, то многое...
Напоследок о наградах. «Юристы Бостона» были отмечены самыми престижными наградами в сфере ТВ: сериал заработал один «Золотой глобус» плюс 5 премий «Эмми» (две из них достались Спэйдеру за роль Алана Шора, да и за «Практику», где впервые появился его герой, он тоже успел получить одну премию). Ну а наградой зрителям мог бы стать, к примеру, полнометражный фильм, где бы адвокаты из сериала вновь встретились и взялись бы за очередное абсолютно бесперспективное дело... И, разумеется, выиграли бы процесс!