Наказание колхозом

Наказание колхозом

До и после прошедших осенью выборов в областную думу критики и аналитики сосредотачивали свое внимание на такой очевидной вещи, как торжество «Единой России». Она забрала себе практически все мандаты в новой областной думе, а годом ранее - в саратовской городской

В истории цивилизации, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.

Жак ле Гофф

До и после прошедших осенью выборов в областную думу критики и аналитики сосредотачивали свое внимание на такой очевидной вещи, как торжество «Единой России». Она забрала себе практически все мандаты в новой областной думе, а годом ранее - в саратовской городской

Между тем, в этой партии по всей стране состоят десятки тысяч совершенно разных людей. Многие из них и на государственных постах, и в бизнесе отметились реальными успехами. Проще говоря, объяснять отсталость Саратовской области и ее очевидные проблемы в экономике и вообще в развитии только лишь «фактором одной партии» несложно. И где-то даже удобно. Но дело ведь не только и столько в партии, сколько в людях, которые в ней состоят. Команды приходят и уходят, а нечто неуловимо общее, заставляющее Саратов быть городом, выпадающим из современности, остается. Простая арифметика и примитивная социология позволяют сделать предсказуемые и в то же время примечательные выводы. Некоторым они наверняка покажутся провокационными. Но в целом, увы, представляются диагнозом, из-за которого надеяться на любой вариант светлого будущего Саратовской губернии пока не приходится.

Почему Саратов последних лет сильно не совпадает с представлениями о том, каким должен быть современный город? Особенно для тех, кто успел хоть немного поездить по миру и убедиться своими глазами, что город XXI века - это нечто определенное, а не выдумки публицистов. Почему столь многое в областном центре некрасиво, убого, неудобно и сложно? Почему другие города в Саратовской области развиваются так медленно и натужно, не говоря уже про деревни и села?

Официальная версия, которой власти кормят население все последние годы, - нехватка денег в бюджетах. С этим тезисом можно было бы согласиться и закрыть тему, но мешает проклятый кадровый вопрос.

Деньги - это ресурс. Как им распоряжаться, на что тратить, какие дыры затыкать первыми, а какие подождут, - всегда решают люди. Банальность? Конечно. Но раз так, значит, сведение всех бед Саратова и городов области к одной только нехватке денег - в лучшем случае, лукавство. А скорее всего - примитивная манипуляция.

Дело действительно в людях и в «коллективном разуме» всех тех, кого в таких случаях принято называть «региональной элитой» (удержаться от кавычек, простите, невозможно). В этой группе, как и в любой другой, есть формальные и неписаные правила. Что хорошо, а что плохо. Что «круто», а что «беспонтово». Поскольку общие представления всегда существуют, то и первые лица городов принимают решения не только на основании своей свободной воли или представлений о том, как надо и как не надо.

По каким же причинам саратовская «элита» сохраняет внутри себя такие странные представления о благополучном устройстве мира, что ее устраивает областной центр, похожий на деревню или село? Почему его превращение в Город (за которым, возможно, начнут подтягиваться и другие города области) - это не приоритет? В качестве ответа на эти вопросы есть одна простая гипотеза.

Село рулит

Детство для каждого человека - не только лучшая пора в жизни, но и время обретения системы координат, которая определяет всю его последующую судьбу. Обратившись к биографиям тех, кто входит сейчас в местную «элиту», возникает устойчивое ощущение, что городским, по большому счету, населением Саратовской области руководят, главным образом, выходцы из сел и деревень.

 Цифры следующие. Из депутатов городской думы Саратова прошлого созыва в городах родились и выросли более половины. В нынешнем созыве стопроцентно «городские» по месту рождения - 26 из 39-ти. В биографиях двух депутатов на сайте заксобрания вообще не указано место рождения, а еще несколько человек появились на свет в небольших городах Саратовской области и других регионов, которые по некоторым признакам напоминают, скорее, сильно разросшиеся села. Как бы там ни было, Саратов возглавляет родившийся в нашем городе Олег Грищенко, а сити-менеджером трудится земляк Алексей Прокопенко.

Областная дума, которая имеет огромное влияние на распределение бюджетных денег (читай - на благосостояние городов, и в первую очередь, Саратова), - куда более примечательная группа товарищей.

В прошлом созыве 16 из 36 депутатов (то есть примерно 45%, менее половины) родились в деревнях и селах, 13 человек - в городах. Местом происхождения оставшихся семи депутатов являются населенные пункты, которые называются городами, но насчет соответствия жизни в них духу городов можно спорить. (В тех случаях, когда речь шла и идет об Энгельсе, он устойчиво засчитывается нами в категорию городов, хотя бы потому, что находится по соседству с Саратовом. И жителям Энгельса почувствовать городскую среду на примере Саратова было всегда проще, чем обитателям других населенных пунктов региона.)

 В нынешнем созыве областной думы из 44 депутатов в селах и деревнях родились 19. То есть примерно те же 45%. При этом и прошлым, и нынешним созывами областной думы руководили люди, родившиеся в селах, - Валерий Радаев и Владимир Капкаев, соответственно. Оба заместителя у Радаева-спикера (в преддверии того, как он стал губернатором) родились не в крупных городах. У спикера Капкаева один из замов родом из села, второй - из города с населением 25 тысяч человек.

Дальше еще интереснее. Семь из десяти председателей комитетов облдумы этого созыва (включая двух упомянутых замов Капкаева) родились в селах и деревнях. Более половины приходится на «сельских» товарищей-партийцев и в таком органе, как Совет областной думы. Иными словами, несмотря на то, что почти половину состава облдумы занимают «горожане», законодатели сельского происхождения чрезвычайно уверенно заправляют в ее руководстве.

 Заместители губернатора также родились или в селах, или в небольших городках (за исключением молодого вице-губернатора Фадеева, который появился на свет в Баку). В президиуме регионального политсовета «Единой России» почти половина родились в селах.

Сам губернатор, в соответствии с официальной биографией, родился в селе и высшее образование получил в институте механизации сельского хозяйства. В Саратов он окончательно переехал из Хвалынска лишь после 40 лет, а в этом возрасте не только мышление, но и представления людей о добре и зле, красоте и уродстве уже практически не меняются.

Ползучая депрессия

В свете такого засилья во власти «настоящих русских людей из глубинки» логично было бы ожидать, что знакомые им с детства сельские территории Саратовщины должны были бы расцвети самым пышным цветом. Однако, насколько свидетельствуют статистика и унылая действительность, районы области весьма далеки от процветания. Как сообщило на прошлой неделе областное министерство промышленности, всего 10 районов области (из 38!) обеспечивают более 90% объема производства в регионе. При этом доля одного только Саратова составляет под 40%. Короче говоря, пока и Саратов с другими городами не так хороши, как могли бы быть, и сельские территории не получили бонусов от того, что в облдуме так много людей являются родными для них по происхождению и по духу. Проще всего было бы, конечно, объявить источником всех этих бед Аяцкова с Ипатовым, но есть проблема: многие из тех, что сейчас у руля, занимают серьезные посты давно и прочно. Так что могли бы оказать действенную поддержку районам.

Для тех читателей, в ком уже «ярость благородная вскипает, как волна», надо сделать пояснение: автор совершенно ничего не имеет против собственно русской деревни и традиционного сельского уклада. Благополучие, достаток и спокойная жизнь сельских территорий - это залог нормального будущего всей страны. И если бы российские деревни и села были бы такими же красивыми, ухоженными и состоятельными, как буколические европейские деревни - швейцарские, к примеру, или скандинавские - то ничего иного для саратовской глубинки не стоило бы и желать! Но они, увы, не такие. Да, когда-то и в саратовских селах жили люди с европейским образованием, с роялями в усадьбах, куда на выходные приезжали великие музыканты, и коллекциями произведений искусства, которые теперь составляют гордость не только российских, но и иностранных музеев. Всё это было, но кончилось - в 1917-м.

Конечно, место происхождения - это не определяющий фактор. История насчитывает тысячи примеров потрясающих людей, родившихся в глухих углах и ставших потом светилами государственного управления, науки, техники и культуры. Но наши депутаты с чиновниками, прямо скажем, не светила. Кроме того, не стоит забывать и о том, что после своих сел и деревень они рванули учиться не в Гарвард, Оксфорд или Йель, а в политех или институт механизации сельского хозяйства. И это еще в лучшем случае. А дополнительное современное образование, особенно в столице, получили потом единицы.

Деревня как идеал

Вернемся к главному вопросу: почему областную «элиту» устраивает Саратов, похожий на деревню или село?

Можно предположить, что это происходит потому, что нормативная картинка из детства и то, что наши условные «сельчане» видят перед глазами каждый день в Саратове, между собой не конфликтуют. Вот он, несчастный Саратов, с кое-какой современной архитектурой, со страшненькими жилыми многоэтажками, с полуразрушенными историческими зданиями, с бегающими повсюду собаками. А конфликта нет, ведь «точка отсчета» - родное село или деревня - выглядела примерно так же. Дома, кое-какие дороги, магазин, покосившиеся заборы, лужи, кошки, собаки... Ну, театра, конечно, не было. И какая-нибудь дворянская или купеческая усадьба, если была, то находилась в разрухе после «раскулачивания». Или использовалась без пиетета в технических целях. Как русские и немецкие храмы, которые в советские годы служили гаражами и складами.

Если есть определенный «внутренний идеал», то даже некоторое число заграничных путешествий его не может поколебать. Ведь тоже, согласитесь, парадокс: так много людей из числа «руководящих и направляющих» ездят за рубежи нашей Родины, и ездят часто. В том числе, кстати, за бюджетные деньги. А толку нет. Почему? Да потому что из-за границы - «из Города» - они возвращаются домой в Саратов, который теперь похож больше на село. Вот она, старая схема: съездили в город (по делам или за покупками), вернулись в село. Нет ни конфликта, ни мотивации, чтобы расшатать эту схему. Ведь нормативные характеристики «дома» воспроизводятся исходя из норм и идеалов детства.

Какие в этом случае у «элиты» могут быть особые требования к архитектуре, градостроительству, планированию, созданию парков и общественных зон? Какое стимулирование художественной богемы для освоения индустриальных и заброшенных районов? Какое вообще развитие, если идеал уже достигнут?

В этом свете совершенно логичным представляется и равнодушие «элиты» по поводу того, что Саратов теряет год за годом свои самые красивые здания - памятники истории и культуры. Отношение к ним у советского человека может быть только колхозно-пролетарским, когда господский дом - предмет и зависти, и ненависти. Историческая память, знаете ли, серьезная штука. Покупать и ремонтировать такие дома сложно, долго и дорого. Личные выгоды не очевидны. Тогда появляется простое понимание: «Я не могу его купить? Так пусть он лучше развалится». И они разваливаются, эти старые красивые саратовские дома, включая те, что помнят времена, когда еще не родился Пушкин.

Резиновые сапоги forever

Ощущение глухой деревни прорастает через городскую среду Саратова, несмотря на кашпо, клумбы и раскрашенные в два цвета бордюры. Примеров - в избытке. Где, скажем, в городе находится один из самых грязных и необустроенных переходов через трамвайные рельсы? Да прямо в центре Саратова. На остановке трамвая маршрута №3 на улице Астраханской, напротив 10-го корпуса СГУ, который «Единая Россия» так любит использовать в своих агитационных материалах. Свинарник, которым становится пространство между рельсами и вокруг них после любого дождя, на билборды и в агитлистовки «ЕР», конечно, не попадает. В жару этот кусок городской земли превращается в черно-серый песок. В осеннюю непогоду - в мерзкую грязную кашу. Как можно считать Саратов городом, если в XXI веке люди в его историческом и административном центре, напротив университета, укладывают в грязь между рельсами мостки из досок и картона, чтобы хоть как-то уберечь обувь и одежду от грязи?!

Почему «отцы города» не замечают этого? Почему слепы к тому, что прямо под носом, руководители СГУ? Для того чтобы изменить ситуацию, нужно лишь несколько телефонных звонков, некоторое количество материалов и трудо-часов. Но изменений это место ожидает годами и вряд ли дождется. И многие другие - тоже.

Поэтому возникает большое подозрение, что откровенно «сельские» фрагменты городской среды, которые не вызывают у «элиты» даже подобия стыда или неудобства, - это нечто вроде бессознательного послания «колхозников» горожанам. Особенно вузовской молодежи, которой так хочется красиво одеваться и носить обувь любого цвета в любое время года. Это как будто сигнал: здесь будет так всегда, вы тут не нужны. Что тогда неестественного в желании многих выпускников саратовских вузов как можно скорее «смыться» из недо-города Саратова в настоящие города? Вот они и уезжают.

Впрочем, ожидать чего-то большего от «элиты», которая даже свой собственный внешний вид не может привести в соответствие современным представлениям об одежде горожанина, не приходится. Парадокс в том, что за границей были и те, чей вид буквально вопиет «я родился в глухой деревне». Со всеми их пошлыми костюмами «а-ля гангстерский шик», длинными рукавами пиджаков, купленных как будто по старой родительской привычке «навырост», загнутыми носами подобранных не по размеру туфель и аляповатыми галстуками.

О чем спорить, если одним из символов городской (!) жизни в Саратове последних лет стали резиновые сапоги - обувь обитателя сельской местности. И это при том, что судьба все еще хранит Саратов от наводнений и стихийных бедствий, подобных тем, что обрушиваются в последние годы на города США, Европы и Азии.

Колхоз-стайл

В сельской местности в России дела давно обстоят плохо. Причина того, что там живут нездорово (с ударением и на второй, и на третий слог), историками установлена давно. Она называется колхоз - гениальное и чудовищное изобретение советского строя, угробившее сначала частную инициативу и ответственность, а в конечном итоге - эффективное сельское хозяйство в России и саму русскую деревню.

Главная претензия к товарищам из села не только в том, что все пространство вокруг себя они так или иначе переделывают под «колхоз-стайл». А в том, что переносят в политику, государственное управление и законодательную работу принципы работы в колхозе, когда «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё», но при этом персонально никто ни за что не отвечает. Утверждала облдума прошлого созыва решения по многомиллиардным кредитам, которое брало правительство губернатора Ипатова? Утверждала. Да еще и единогласно. Кто виноват? Ипатов. А дума вроде как и не при делах. Взяли теперь новых кредитов еще на несколько миллиардов. Кто виноват? Непонятно. И такая модель безответственного поведения распространяется на всё.

Идея посадить везде «своих», не слишком интеллектуальных, но зато простых и понятных товарищей, для нашей страны совершенно не нова. Как указано в журнале «Вопросы истории» за 1993 год, линия на деинтеллектуализацию политической элиты коммунистическим руководством СССР проводилась последовательно и осознанно. К примеру, в 1966 году в системе номенклатуры 70% были выходцами из семей крестьян и неквалифицированных рабочих. К концу правления Л. Брежнева, в 1981 году, такими были уже 80% номенклатуры. Выходцы из университетских центров среди руководителей коммунистической партии в последнее десятилетие существования СССР были редкостью.

Сейчас вам, конечно, каждый член партии возмущенно скажет, что ныне всё не так! Что по количеству кандидатов и докторов наук в исполнительной власти, в думах и в правящей партии Саратовская область даст фору и американскому Белому дому, и Европарламенту! Но результаты-то у нас перед глазами, а не в дипломах и диссертациях...

По данным Саратовстата, на начало 2012 года доля городского населения в Саратовской области составляла уже 74,8% (сельского, соответственно, - 25,2%). Резюмируем: регионом, где три четверти населения живут в городах, рулят выходцы из села.

Ситуация засилья товарищей с деревенскими корнями и образом мыслей должна быть осознана, наконец, как огромная трагедия для Саратова.

Что делать? Насильно заставить их посмотреть некоторое количество художественных фильмов, в которых есть эта атмосфера городов, вроде Нью-Йорка, Лондона, Парижа или Чикаго, чтобы они «почувствовали»? Бесполезно. Не в коня корм. Почитайте интервью, где товарищи из бывших колхозов говорят о своих культурных предпочтениях. В лучшем случае там фигурируют «наши старые советские комедии». Иное, увы, в них не лезет. Отправить их за границу? Тоже не помогает.

Единственный способ - ротация кадров. Если выражать его предельно образно, в духе советской литературы, нужно «разогнать колхоз». Но ни сил, ни возможностей для этого у здравомыслящей части саратовского общества в настоящее время, увы, не хватает.