N9 (211) 8 марта 2013    08.03.2013 | 08:49
Брюс разнообразный
Рубрика: кинопроба
Просмотров: 334
Версия для печати

Брюс разнообразныйНедавно состоялась премьера фильма «Крепкий орешек. Хороший день, чтобы умереть» с Брюсом Уиллисом в главной роли. Хотя в названии нет порядкового номера (таков маркетинговый ход - чтобы не отпугнуть зрителя-неофита), всем прекрасно известно, что это - пятая часть популярной франшизы. Но если четвертый «Крепкий орешек», вернувшийся к зрителю спустя девять лет после третьего, заслужил сдержанное одобрение зрителей, то пятый, возникший на экранах через шесть лет после четвертого, вызвал шквал раздраженных отзывов - и критиков, и зрителей

При этом сам Брюс Уиллис не был главной мишенью: в основном, доставалось сценаристу (сколотившему нечто убогое, нелогичное и пафосное), ответственным за кастинг (в фильме не оказалось харизматичных злодеев типа Ганса Грубера из первого фильма франшизы - не считать же удачным кастингом приглашение ведущего телепрограммы «Фазенда» на роль коварного Министра Обороны) и, конечно, режиссеру, у которого небогатый сюжет напрочь затерялся среди тяжеловесных сцен «экшен». Общий вердикт: новый фильм - вовсе не та картина, которая украсит фильмографию Брюса Уиллиса.

Разумеется, даже после провальной картины Уиллис не потеряет своего статуса мегазвезды, однако теперь, скорее всего, продюсеры будут осторожнее относиться к реанимации старых сюжетов. Оно и к лучшему: вы можете себе представить, скажем, «Криминальное чтиво-2», где Бутч возвращается на мотоцикле Зеда? Или сиквел «Шестого чувства», где призрак психиатра Малколма Кроу опять вцепляется в мальчика Коула? Или - тем более - «Последний бойскаут-2», где снова пьяный и снова помятый частный детектив Джо Халленбек опять впутывается во что-то скверное?

То-то и оно. Кошмар был бы. Надругательство. Нам слишком дороги лучшие фильмы Уиллиса (помимо упомянутых выше назовем также «Двенадцать обезьян», «Смерть ей к лицу», «Пятый элемент», «Армагеддон»), чтобы спокойно сносить их реанимацию. А для того, чтобы зритель не забыл, каким разным может быть Уиллис - и помимо «орешков», - кратко напомним о нескольких киноработах актера. Большинство из этих фильмов не собрали большой кассы и находятся как бы на периферии творчества Уиллиса, но некоторые из них (даже те, где у актера небольшие роли) вполне можно смотреть и сейчас, не боясь зря потратить время. Итак...

Брюс разнообразный«Свидание вслепую» (Blind Date). США, 1987. Режиссер - Блэйк Эдвардс.

Картина известного комедиографа Блэйка Эдвардса («Большие гонки», «Кара небесная», «Завтрак у Тиффани», «Розовая пантера») была снята примерно за год до первого «орешка». То есть в пору, когда Брюсу Уиллису еще никто не предлагал роли супергероев и когда ему еще приходилось играть славных недотеп. Таковым и является главный герой этого фильма, скромный служащий Уолтер Дэвис. На важный деловой ужин, который может дать новый толчок его карьере, ему надлежит прийти с девушкой. По стечению обстоятельств, ему приходится взять с собой очаровательную Надю Гейтс (Ким Бейсингер - «Секреты Лос-Анджелеса», «Настоящая Маккой» и др.), с которой он только-только познакомился. У Нади - масса достоинств и всего два минуса: 1) психованный бывший бойфренд адвокат Дэвид (Джон Ларокетт - много позже в сериале «Юристы Бостона» он вновь сыграет адвоката, но положительного), который гоняется за ней по пятам, и 2) способность от крошечной дозы алкоголя впадать в безумство. Последнее и происходит. Впрочем, безумство Нади - род того нонконформизма, которым были славны бунтующие герои 70-х и первой половины 80-х. «Приличия», нарушаемые героиней, есть лицемерные условности (когда надо, например, подыгрывать самодуру-инвестору, чтобы не лишиться выгодных капиталовложений). Финал «свидания вслепую» очевиден: Уолтер лишается работы, машины и чуть не попадает в тюрьму. Но, в конечном счете, герой в выигрыше, ибо может вернуться к любимому (хоть и малоприбыльному) занятию - петь под гитару - и соединить свою судьбу с Надей... Кстати, не исключено, что молодой семье бедствовать не придется. Судя по фамилии, Надя - наверняка родственница Билла Гейтса, и торжества «Майкрософта» осталось ждать не так долго.

Брюс разнообразный«Закат» (Sunset). США, 1988. Режиссер - Блэйк Эдвардс.

Замечательный жанр - кино про кино. Все тот же Блэйк Эдвардс снял детектив про съемки вестерна в 30-е годы. Во время съемок актер Том Микс (Брюс Уиллис), играющий знаменитого шерифа Уайатта Эрпа, и сам прототип, шериф Эрп (Джеймс Гарнер), действуя рука об руку, раскрыли страшную тайну продюсера Альфа Альперина (в этой роли Малкольм Макдауэлл - «Заводной апельсин» - изобразил страшноватую карикатуру на Чарли Чаплина). Молодой Уиллис еще не вышел из амплуа комедийных героев, поэтому лишь подыгрывает матерому Гарнеру. Но вскоре Брюс надолго отвердеет в имидже «крепкого орешка» и сам научится красиво палить из всех видов оружия. Хотя после «Заката» ему удалось сняться в вестерне лишь раз - в «Герое-одиночке» Уолтера Хилла. Да и там вместо лошадей по пыльным дорогам мчались разбитые «форды»...

Брюс разнообразный«Билли Батгэйт» (Billy Bathgate). США, 1991. Режиссер - Роберт Бентон.

Жить Бо Вайнбергу, герою Уиллиса в этой картине, всего три-четыре эпизода: почти в самом начале его персонажа, заподозренного знаменитым «Голландцем» Шульцем (Дастин Хоффман), бросают с катера в набежавшую волну. Брюс нужен тут для типажа, для обозначения блестящего кавалера героини Николь Кидман, заботу о которой умирающий Бо препоручает молоденькому Билли (Лорин Дин), подручному Шульца. Заглавный персонаж со своими обязанностями справляется, а «Голландца» убивают в финале. Причем в «Гангстерах» и «Коттон-клубе» сцены убийства Шульца срежиссированы более масштабно. Конечно, персонаж, покусившийся на Брюса Уиллиса, не мог по-любому остаться в живых. Не очень понятно, правда, для чего сам Брюс согласился играть эту маленькую рольку: то ли из-за приятной компании (Хоффман, Кидман), то ли из-за режиссера (Бентон - постановщик хита «Крамер против Крамера»).

Брюс разнообразный«Смертельные мысли» (Mortal Thoughts). США, 1991. Режиссер - Алан Рудольф.

Алан Рудольф - один из немногих режиссеров, которому удалось выбить Брюса Уиллиса из его положительного имиджа. В этой картине актер играет Джимми Урбански - пьяницу, наркомана и вообще абсолютно растленного типа, которого его характер довольно быстро (по метражу ленты) сводит в могилу. Двум героиням фильма, жене Джимми, Джойс (Гленн Хедли), и ее подруге Синтии (Деми Мур) приходится решать, что делать с трупом, что говорить полиции и вообще что делать дальше... Роль Брюса тут невелика, но значима: актер, украшенный мерзкими усиками и подлейшей бородкой, сильно постарался, чтобы его персонажа хотелось убить с первой же секунды появления на экране. Примечательно, что убивает-таки персонажа Уиллиса именно героиня Деми Мур - в ту пору Деми была женой Брюса. Должно быть, через несколько лет, в канун развода, оба они вспоминали этот фильм.

Брюс разнообразный«Норт» (North). США, 1994. Режиссер - Роб Райнер.

В этой картине, своеобразном «Празднике непослушания» по-американски (мальчик Норт, обидевшись на родителей, «разводится» с ними по суду), главную роль сыграл будущий герой «Факультета» и «Властелина колец», ясноглазый мальчик Элайджа Вуд, а многим звездам кино (Дэну Экройду, Кэти Бейтс, Джону Ловитцу, Джону Риттеру) поручили крошечные рольки. Впрочем, Брюсу Уиллису досталась довольно заметная роль, обозначенная в титрах словом Narrator (то есть рассказчик, комментатор). Наш герой сопровождает юного Норта мудрыми советами на всем пути поисков, поначалу являясь ему в образе пасхального кролика, а затем преображаясь то в ковбоя, то в эстрадного юмориста, то в шофера «Федерал-Экспресс» и т.д. Фильм Роба Райнера, постановщика одной из самых кассовых голливудских мелодрам - «Когда Гарри встретил Салли», - можно считать своеобразной прелюдией к киноциклу «Брюс и маленькие мальчики» («Восход Меркурия», «Малыш», «Шестое чувство», «Неуязвимый» и др.). Режиссеры нашли хороший ход: какому пацану не захочется, чтобы у него в наставниках был сам Крепкий Орешек? И еще забавный нюанс: одну из маленьких ролей в фильме сыграл Александр Годунов - тот самый, который изображал в самом первом «Орешке» белокурого злодея-викинга Карла с автоматом.

Брюс разнообразный«История о нас» (The Story of us). США, 1999. Режиссер - Роб Райнер.

В 1999 году Роб Райнер вновь наплевал на брутальный имидж «последнего бойскаута», прицепившийся к Брюсу Уиллису с конца 80-х. Фактически режиссер вспомнил дебют актера на ТВ, когда Уиллис вместе с Сибилл Шеппард на протяжении нескольких десятков серий«Детективного агентства «Лунный свет» разыгрывал безразмерную любовь-нелюбовь, которая сопровождалась схождениями-расхождениями и выяснением отношений двух близких людей. Мишель Пфайффер («Лицо со шрамом», «Иствикские ведьмы»), исполнившая у Райнера главную женскую роль, здесь даже типажно чем-то напоминает Шеппард, чтобы зрительское ощущение «дежа вю» еще больше окрепло. Сюжет прост. После пятнадцати лет брака писатель Бен и кроссвордистка Кэти, родители двух детей, настолько устают друг от друга, что решают развестись. Как только ничего не подозревающие дети отправлены в летний скаутский лагерь, Кэти с Беном разбегаются по разным квартирам и «репетируют» разъезд. На протяжении всего фильма супруги неоднократно пытаются помириться (современные сцены чередуются с флэшбэками), но всякий раз их разговоры сползают в нервозное выяснение отношений. Всякие попытки их друзей Коэнов, Рэйчел (Рита Уилсон) и Стэна (его роль сыграл сам Райнер), помирить Кэти и Бена, ни к чему не приводят. Но, как и в «Лунном свете», в «Истории о нас» супругов-партнеров сближает гораздо больше, чем разделяет. Поэтому зритель на последних минутах фильма - когда дети возвращаются из лагеря и надо им обо всем рассказать - догадывается: персонажи все же решают не расходиться и подарить своему браку еще один шанс... Поклонники Брюса Уиллиса вынесут из «Истории о нас» один важный нюанс. Чтобы «омолодить» актера (для сцен флэшбэков), достаточно приклеить ему длинноволосый парик. Хотя все мы прекрасно знаем, что лысеть он начал рано и потому всегда стригся коротко.

Брюс разнообразный«Завтрак для чемпионов» (Breakfast Of Champions). США, 1999. Режиссер - Алан Рудольф.

Две вещи нельзя экранизировать - телефонную книгу и романы Курта Воннегута. В телефонном справочнике слишком много персонажей, и любой продюсер разорится на массовке. В романах Воннегута важна интонация, тот «телеграфически-шизофренический стиль», который нельзя перевести на язык кино. Ну не будешь же, в самом деле, через каждые две минуты запускать титр «Такие дела»? Понятно, почему Брюс Уиллис согласился тут на роль сходящего с ума автоторговца Дуэйна Гувера: актер, уставший от фильмов, логичных от и до, был рад расслабиться в картине с параноидальным сюжетом. Уиллис кривляется, косит глазом - в общем, утрирует, и вместе с ним усиленно изображают идиотов Ник Нолте («48 часов»), Глен Хэдли («Два дня в долине») и, что обидно, Альберт Финни («Перекресток Миллера»). Последний показывает воннегутова любимца, писателя Килгора Траута, выжившим из ума дедкой-мизантропом. С режиссера Алана Рудольфа что взять? После заметного фильма «Миссис Паркер и порочный круг» (1994) он сошел с дистанции, и даже если уломает продюсера и экранизирует телефонную книгу, до Тарантино или братцев Коэнов ему уже не допрыгнуть. А вот Траута жалко...

Брюс разнообразный«Малыш» (The Kid). США, 2000. Режиссер - Джон Тартелтауб.

Фильм был выпущен студией Диснея, а значит, предназначен для всех возрастов, начиная с самого невинного. Джон Тартелтауб известен в России как постановщик двух картин - «Феномена» с Траволтой (в финале бедняга погибает) и «Инстинкта» с Хопкинсом (в финале профессор-обезьянолюб убегает на волю, в пампасы). С героем своей новой картины, сорокалетним консультантом по имиджу Расти (Брюс Уиллис), режиссер обошелся по-божески. Как и в предыдущем фильме из нашего обзора, персонаж здесь не бьет физиономии, не дробит черепа и уж совсем избегает грубой ругани. Над ним всего лишь поставлен эксперимент: Расти внезапно встречает очаровательного пухлого малыша (Спенсер Бреслин), который оказывается им же самим - только 32-летней давности. Бездетному герою приходится стать воспитателем и нянькой, а юный Расти, взглянув на себя, сорокалетнего, с горечью осознает: у него в будущем не окажется ни жены, ни собаки, ни любимой работы. И мальчик начинает тихо подталкивать свою взрослую ипостась к принятию важных решений, дабы не остаться на бобах. В самом конце, когда в кадре мелькает уже шестидесятилетний Расти, зритель понимает, что герой мучился не напрасно, так как все мечты его сбылись (полезная все-таки вещь эти путешествия по времени!). Поскольку Расти - мальчик без малейших признаков аутизма и с духами не разговаривает, Уиллису достаточно тут просто оставаться собой. Свита сама сыграет короля.

Брюс разнообразный«Война Харта» (Hart’s War). США, 2002. Режиссер - Грегори Хоблит.

Нельзя сказать, будто это плохой фильм. Но какой-то очень неестественный. Грегори Хоблит, создатель умного «Первобытного страха» - судебного триллера с Ричардом Гиром и Эдвардом Нортоном, -решил поставить такое же судебное кинодейство, но из времен Второй мировой войны. Конец 1944 года. Штабной лейтенант Томас Харт (Колин Фаррелл) попадает в немецкий концлагерь, руководимый полковником Вернером Виссером (Марселл Иурес). Втайне от немцев группа пленных во главе с полковником Макнамарой (Брюс Уиллис) готовят побег; убийство стукача становится первотолчком к проводимому силами зэков и с участием немцев судебному процессу, где Харту поручена роль адвоката невиновного негра-летчика Скотта (Терренс Ховард). Этот процесс должен отвлечь внимание немцев от побега (ну вроде как спектакль про Ленина - в нашей «Комедии строгого режима»; кстати, у Хоблита подкоп ведут тоже из здания лагерного театра)... Работа Хоблита патетична и «реалистична» - если не считать того обстоятельства, что на первый план тут выдвигается актуальнейший для Второй мировой войны конфликт: можно ли селить чернокожих офицеров в офицерский барак к белым? Макнамара - это более спокойная ипостась Джона Маклейна. Он неторопливо готовит побег и улыбается своей знаменитой кривой улыбочкой, от которой всякий фашист должен был бы как минимум насторожиться. Черта с два! По ходу сюжета герой Уиллиса попивает коньяк с комендантом лагеря, а пленным янки дозволены патефон, контрабандные сигареты, полулегальный радиоприемник и художественная самодеятельность, где зэки издеваются над Гитлером. Ближе к концу зритель уже почти уверен, что либо лагерь - ненастоящий, либо комендант его - переодетый Индиана Джонс, заранее засланный в немецкий тыл для помощи в спасении американских военнопленных. Чтобы доказать свою истинную арийскость и беспощадность к врагам рейха, коменданту на последней пятиминутке приходится пристрелить благородного Макнамару. Зритель, впрочем, к этому повороту готов. Если бы картина называлась «Война Макнамары», пуля бы настигла героя Фаррелла. Это - логика киномаркетинга.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную