N22 (31) (12 июня 2009)   11.06.2009 | 23:49
В пользу бедных
Рубрика: янусы
Просмотров: 221
Версия для печати

без названия    Благотворительность в России всегда занимала особое место. Еще князь Ростовский Константин Всеволодович, правивший с 1216 по 1218 год, говорил: «Имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание». А в начале XX века в Российской империи ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей. И лишь в советское время благотворительность подверглась самому настоящему гонению, руководство страны активно критиковало «буржуазную филантропию». «Забитые» советской властью традиции возрождаются в наше время.
    И, как выяснила «Газета Наша Версия», не всегда по согласию сторон.

    Несмотря на то, что благотворительность сегодня не дает предпринимателям никаких льгот, она довольно популярна в Саратове. Директор «Детского дома №1» Наталья Саратцева считает, что люди просто стали добрее. «Всех наших благотворителей, которых мы называем друзьями, и не перечислишь, - говорит она. - В детский дом приезжают и бизнесмены, и политические деятели, и простые люди, и целые классы из школ Саратова. Причем все стараются помочь от чистого сердца». Как рассказала Наталья Сергеевна, многие сами звонят и узнают, чем можно помочь, оплачивают ремонт, покупают нужные вещи. Кто-то привозит игрушки, кто-то - билеты в театры и цирк, а кто-то устраивает для детей праздники, разыгрывает спектакли. «Даже из-за финансового кризиса количество желающих помочь не уменьшилось, - говорит Наталья Сергеевна. - Люди понимают, что детским домам всегда нужна любая помощь. А мы, в свою очередь, стараемся отблагодарить всех наших друзей: дети дарят свои рисунки и поделки, а я готовлю благодарственные письма. Все-таки если бизнес выделяет средства на благотворительность, он имеет право как-то заявить о том, что участвует в социальной жизни города. А благодарственное письмо - подтверждение этого».
    Тем не менее, ни для кого не секрет, что иные компании используют благотворительность как повод, чтобы провести очередную PR-акцию, «засветиться» в прессе и с гордостью назваться «социально ответственным бизнесом». Порой рекламный бюджет даже превышает средства, выделенные на помощь нуждающимся. Купит, например, какая-то организация детишкам игрушек на 10 тыс. рублей, а потом размещает статьи в газеты и видеоролики на телевидение тысяч на 100.
    Однако, по мнению исполнительного директора фонда «Саратовская губерния» Ильи Чукалина, «благотворительность ради PR» скоро уйдет из России, оставив место только желанию помочь и вместе с тем заявить власти о своей социальной ответственности. «Благотворительность у нас очень неоднородна, - считает он. - Есть крупные компании, которые жертвуют довольно большие деньги. Этот бизнес очень подвержен влиянию административного ресурса. Грубо говоря, власть определяет приоритеты, а эти организации им следуют. Между правительством области и крупным бизнесом заключаются специальные соглашения. Таким образом предприятия встраивают себя в систему государственной политики и налаживают устойчивые связи с властью». Вполне естественно, что для таких крупных компаний с ежегодным доходом более миллиарда рублей PR всегда вторичен.
     А вот из компаний помельче мало кто отказывается рассказать о своем добром деле, а потому саратовские газеты пестрят сообщениями о том, что некая организация устроила, к примеру, праздник для детей или высадила целую аллею деревьев. Кстати, по наблюдениям того же Чукалина, благотворительность, связанная с экологией, носит характер исключительно разовых рекламных акций.
    В Саратове чаще всего помогают детям и ветеранам. Например, бизнес берет шефство над детскими домами и интернатами, благоустраивает игровые площадки, спонсирует детские спортивные команды. Однако, по подсчетам Ильи Чукалина, в этом году объемы благотворительности из-за кризиса сократились более чем на 60%. «Крупные компании занялись оптимизацией расходов, следовательно, значительно уменьшились и отчисления на благотворительность», - говорит он.
    Но, к сожалению, это лишь видимая часть айсберга. Есть и другая благотворительность - добровольно-принудительная. Некоторые якобы «благотворительные» фонды и общественные организации порой считают возможным предлагать предпринимателям сделать пожертвование, намекая, что в противном случае фонд сумеет учинить бизнесу всяческие неприятности. Например, как рассказал «Газете Наша Версия» заслуженный работник торговли РФ Константин Ионов, в области развелось множество общественных организаций по защите прав потребителей, которые не гнушаются поборов с бизнеса. «Не каждый предприниматель знает, на что такая организация имеет право, а на что не имеет, - говорит он. - Поэтому зачастую эти «защитники» потребительских прав проверяют то, что не входит в их компетенцию, а после предлагают предпринимателю заплатить штраф. Скорее всего, эти поборы потом отправляются в карман проверяющих».
    Добровольно-принудительную благотворительность, кстати, можно было наблюдать совсем недавно - в Дни славянской письменности. Тогда всем сотрудникам правительства области настоятельно рекомендовали пожертвовать на изготовление памятника Кириллу и Мефодию свой однодневный заработок. По министерствам гуляли телефонограммы с просьбой «рассмотреть» этот вопрос. Правда, еще до того как Павел Ипатов решил сделать из своих сотрудников благотворителей, некоторые чиновники по собственной инициативе «скинулись» на памятник славянским просветителям.
    Такая вот благотворительность.

Обсудить статью в ЖЖ

все статьи
номера
на главную