N13 (215) 5 апреля 2013    05.04.2013 | 08:04
Не прокатит
Рубрика: транш шиза
Просмотров: 1004
Версия для печати

Не прокатит

Каждый инвестор ценится в нашей области на вес золота. Для их поиска, привлечения и последующего удержания в областном правительстве даже создано целое министерство. Почему-то считается, что добрые чужие дяди приходят в наш регион исключительно для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, причем практически бескорыстно. Однако все ли инвесторы так хороши, как кажутся? Вот уже третий месяц в правительстве Саратовской области идут переговоры с потенциальным инвестором в транспортной отрасли, предложения которого вызывают множество сомнений.

Представьте, что проезд в автобусе подорожал до 25-30 рублей, а привычные всем саратовцам маршруты вовсе отменены. Возмущенные жители собираются на митинг перед областным комитетом транспорта. Однако чиновники разводят руками: они сами потеряли контроль над тарифами в общественном транспорте, да и над самой транспортной отраслью в целом, поскольку эта сфера фактически перешла в частные руки. И это не фантазия, а вполне реальный вариант развития событий.

В начале этого года стало известно, что в Саратовскую область намерен прийти инвестор из Санкт-Петербурга - компания «Питеравто», точнее - ее дочернее предприятие ООО «АТП Барс». Иногородняя транспортная компания обратилась к губернатору Валерию Радаеву с предложением вложить 1,5 миллиарда рублей в развитие сети междугородных и пригородных перевозок, закупку новых автобусов, а также реконструкцию комплекса саратовского автовокзала. Помимо этого, питерцы пообещали в случае необходимости разработать новые маршруты перевозок, отражающие нужды потребителя.

Взамен предприниматели из Санкт-Петербурга хотят, чтобы правительство области согласилось передать им сроком на 5 лет в доверительное управление 100-процентные пакеты акций семи саратовских предприятий. В списке оказались как убыточные, так и вполне успешно работающие местные перевозчики: ОАО «Энгельсское АТП №1», ОАО «Пассажиравтотранс №1», ОАО «Автоколонна №40», ОАО «Автобусный парк», ОАО «СарАвтовокзал», ОАО «Межгородтранс» и ОАО «БПАК №1».

После этого известия в Саратовской области случился большой переполох. Во-первых, инициатива петербуржцев напомнила многим идею бывшего министра транспорта области Николая Годунова, который в начале прошлого года предложил передать весь государственный автотранспортный комплекс региона в частные руки. Правда, после таких заявлений Николай Годунов недолго просидел в кресле министра, а сфера перевозок осталась под контролем государства. Однако на сей раз руководство региона почему-то задумалось.

Во-вторых, как считает  большинство экспертов, в случае подписания контракта с «Питеравто» можно будет говорить о фактической продаже почти всего транспортного комплекса региона бизнесменам из Петербурга. Причем продаже очень невыгодной: дело в том, что предполагаемая сумма инвестиций - полтора миллиарда рублей - не сопоставима с размером активов, которые намеревается получить в свое распоряжение «АТП Барс», а методы достижения рентабельности перевозок неясны.

Кроме того, вызывает сомнение сам факт прихода компании, работающей на Северо-Западе России, в наш регион. Почему предприятие, обслуживающее маршруты в Петербурге, Ленинградской области, Великом Новгороде и Карелии, вдруг вознамерилось организовать перевозки в Саратовской области? И разве для этого не требуется проведение конкурса? А главное - если сделка состоится, что ждет саратовских перевозчиков? Вполне вероятно, что события будут развиваться по карельскому сценарию. Как сообщают СМИ, в настоящее время в Петрозаводске назревает серьезный транспортный скандал с участием «Питеравто». С приходом компании в регион местные перевозчики всерьез обеспокоены тем, что они будут просто «зачищены» на рынке транспортных услуг. В частности, в их открытом письме, адресованном главе Петрозаводска и местным депутатам, говорится: «Возникает вопрос к вам, уважаемые народные избранники, на кого вы работаете, чьи интересы представляете и защищаете? Почему вы раздаете городские маршруты без проведения конкурса? Судя по тому, в чьи руки отдается городской транспорт - вы печетесь о росте благосостояния бизнесменов из Санкт-Петербурга...

Косвенным подтверждением тому служит сообщение, которое появилось в Твиттере практически сразу после заседания комиссии: «Холдинг Питеравто продолжает выходить на рынок Петрозаводска. В ближайшее время дочерняя компания МираксАвто получит маршруты 15, 21, 22, 28, 29». Обратите внимание на слово «ПОЛУЧИТ».

А что «получили» мы - жители Петрозаводска? Многословные и прилюдные обещания Главы города, красивые презентации новых автобусов от клонов Питеравто с экранов телевизоров, а в реальной жизни - всё те же старые Газели и ржавые Пазы на маршрутах, которые обслуживают дочерние компании».

Между тем, в Саратове поползли слухи, что приход «Питеравто» в наш регион лоббируют как раз-таки местные перевозчики. В частности, называлась фамилия областного депутата Андрея Беликова, который, однако, вскоре выступил с резкой критикой прихода иногородних инвесторов в наш регион. Затем «стрелки» были переведены на городского депутата Андрея Иващенко, бывшего директора ОАО «Межгородтранс». Подозрения относительно его причастности также подогревались бойкими комментариями бывшего коллеги Иващенко по «Межгородтрансу» депутата гордумы Александра Ванцова. На фоне развернувшихся междоусобных войн представители регионального правительства делали заявления, из которых нельзя было точно понять - собираются они принять предложение инвестора или же намерены отказать ему.

 Чтобы прояснить ситуацию, «Газета Наша Версия» опросила участников этого бурного обсуждения. Выяснилось, почему депутат городской думы Александр Ванцов всеми руками за питерцев, а Андрей Беликов считает, что у них нет шансов. Зампред Сергей Канчер пока думает, а вот руководители саратовских транспортных предприятий и независимые эксперты посчитали возможный приход инвестора из Санкт-Петербурга довольно подозрительным. Впрочем, комментарии говорят сами за себя.

 

Не прокатит«От таких предложений может отказаться только безумец»

Александр ВАНЦОВ, депутат Саратовской городской думы:

- Я по этому поводу написал письмо на имя губернатора. Я не знаю, что там за «Барс», хотя распечатки из Интернета у меня есть. Главная причина того, что я их поддерживаю - это здоровая конкуренция. Потому что все эти перевозчики, фамилии их я не буду называть по телефону, их 4 на территории города Саратова и штук 10 на территории Саратовской области, преследуют только цель личного обогащения... Вопросы развития транспорта их не интересуют. То есть конкуренции нет. А «Барс» реально предлагает полтора миллиарда рублей в транспортную отрасль нашей области завести. На каких условиях?

- Взять 100% акций предприятий в доверительное управление.

- Да, слово «доверительное» забыл. Во-первых, они налоги будут здесь платить. (Пауза) Да, да, вот здесь мне подсказывают товарищи. Они и автовокзал готовы взять, но главное - они готовы обновлять подвижной состав, у них есть средства. У наших перевозчиков есть средства только на Кипре.

- Где сейчас банковский кризис.

- Я не случайно это сказал, да. Они бабло зарабатывают и в оффшоры переводят. А здесь они не заинтересованы, потому что они не уверены, что завтра они будут этим же делом заниматься. А почему они не уверены? Потому что у них изначально цель - хапнуть себе, для себя. А этот «Барс» предлагает не только в Саратове дело сделать, но и в Волгограде и других регионах. То есть они развиваются. Но самое интересное, насколько я понял, может быть, я заблуждаюсь, я общался по этому вопросу - хотите верьте, хотите нет - с Министерством транспорта Российской Федерации. И они сказали: а что вы опять рогом упираетесь-то? А я говорю: да я кто такой? Поэтому я вам благодарен, что вы на эту тему обратили внимание.

- А какое отношение Министерство транспорта имеет к «Питеравто»?

- Министерство транспорта заинтересовано в развитии транспортной отрасли не только в Москве, не только в Санкт-Петербурге, но в том числе и в Засратове и так далее. Буквально час тому назад я общался с одним из руководителей «Саратовгорэлектротранса» и задал ему вопрос: а какая у нас перспектива строительства скоростного трамвая? Никакой. Я говорю: а сколько стоит строительство 1 км линии скоростного трамвая? Он говорит: минимум 50 миллионов. Чтобы скоростной трамвай запустить, нужны переходы, туннели, а это ужасные деньги. У нас их нету. Бюджетный долг Саратовского региона более 40 миллиардов, а за последний год он вырос где-то на 8-9 миллиардов. И у нас уже не Белых, не Аяцков, не Ипатов. Но развития я не вижу. А к нам с предложением вышли! Более того, два месяца назад я на одном из сайтов прочитал, что обращение было в лице руководства региона, и руководство региона отреагировало, насколько я понял, положительно, за некоторым исключением. И буквально вчера я прочитал, что ваш, да - ваш, так и можете написать, министр транспорта сказал, что все государственные предприятия транспортной отрасли в принципе уже прекратили свое существование, потому что долгов, например, в «Межгородтрансе», 50 миллионов. А по области - сотни миллионов. Денег в казне Саратовской губернии платить за выпадающие доходы им нет, поэтому воруют, просто воруют. Как воруют, я познал на своей деятельности в «Межгородтрансе». Поэтому у нас другого выхода нет. У нас должна быть здоровая конкуренция. Мы в капиталистическом обществе, в рыночных отношениях живем. И от таких предложений может отказаться только безумец.

- Вы уверены, что будет конкуренция, а не монополия?

- Есть же частники - Беликов и другие. Если они предложат губернатору инвестиции на более выгодных условиях - это конкуренция. А сейчас, как я в одном из интервью заявил, это называется собачки на сене. Они сидят на стоге сена: и сами жрать не будем, и никому не дадим. Потому что там большие деньги крутятся, просто большие.

- Если питерская компания зайдет в нашу область, не подорожает ли проезд в общественном транспорте?

- ...У нас самые низкие цены на проезд в общественном транспорте, по крайней мере, на территории ПФО. В Москве под 30 рублей, а у нас 12 рублей... Цены, конечно, надо повышать, но при этом качество услуг тоже должно повышаться. У частников - у меня все документы есть - автобусы знаете какого года производства? 1973-го. Вот едет развалюха, у него отрывается по какой-либо причине кардан, он везет человек 100, выскакивает на полосу встречного движения и сталкивается с таким же автобусом. Вот о чем надо думать. А если ты хочешь качественные услуги иметь, ты должен качественно платить.

Возможно, повысят. Но я никакого отношения к этому «Барсу» не имею. Вот я вчера прочитал, что транспортное управление провело проверку и за один день обнаружило 60 нарушений. И одно за другое цепляется. Сыр на халяву бывает сами знаете где. Я не за повышение, я за понижение, но кто эту разницу будет платить-то? Область сейчас не хочет платить эту разницу, потому что 40 миллиардов долгов, у города Саратова уже более 5 миллиардов долгов... Надо создать условия для инвесторов, а на сайте «Саринформ», это Березовский Алексей Алексеевич, подняли ажиотаж: да они такие-сякие. Я говорю: вы здесь уже более 20 лет заведуете транспортной отраслью. Ну и что? С каждым годом все хуже и хуже. Если докажете обратное, я буду рад.

- Полтора миллиарда на пять лет, по-вашему, хорошие деньги? Всего по 300 миллионов в год получается.

- Много не бывает. Если бы они предложили 115 миллиардов и здесь построили бы нам скоростной трамвай или метро, 1 км которого стоит 36 миллиардов... Государства, которое все это делало в советское время, нету. И мы с вами до метро здесь не доживем. И я больше скажу: мы даже не доживем до скоростного трамвая. Где взять денежки? А тут нам говорят: вот, пожалуйста. А нет - так нет, умирайте... У меня встречный вопрос: моя позиция в рамки Конституции укладывается?

- Безусловно.

- Все. А остальное мне неинтересно.

 

Не прокатит«Здесь чужим делать нечего»

Андрей БЕЛИКОВ, депутат Саратовской областной думы, генеральный директор ОАО «Автокомбинат-2»

- Вы наверняка слышали, что «Питеравто» хочет войти в наш регион, чтобы вложить инвестиции в общественный транспорт...

- А она не хочет уже войти. У вас старая информация. Она уже отказалась. Потому что с нами бороться без толку. Два месяца уже прошло... Ну а смысл какой конкурировать с процветающими транспортными предприятиями Саратовской области, которые вкладывают миллиарды рублей в обновление техники, инфраструктуру? «Питеравто» и «Барс» - устарелая компания, которую, насколько я слышал, попросили из Санкт-Петербурга, и она теперь работает только в Великом Новгороде.

- Вы предложили более выгодные условия, чем питерцы?

- У нас планомерное развитие, зачем нам что-то предлагать? На улицах Саратова и так вы видите, что новая техника появляется. К концу года автопарк в городе Саратове будет абсолютно новый, в области тоже значительные изменения происходят. Поэтому здесь чужим делать нечего.

- А вот депутат Ванцов до сих пор активно поддерживает идею прихода инвестора.

- Депутат Ванцов немножко не в теме. Он же не транспортник, он прокурор бывший, вы у него лучше про что-нибудь другое спросите. Есть еще один депутат Иващенко - тот историк, тоже близкий к транспортной сфере. Ему надо библиотекой заведовать, а не лезть в транспорт.

- Так вот депутат Ванцов высказал мнение, что саратовским транспортникам нужна конкуренция, чтобы они хоть немного зашевелились.

- Он ошибается. Еще раз говорю, он человек, далекий от транспорта. Это все равно что меня спросить про расщепление атома в ядерном процессоре, например. То же самое и он. Далек, далек.

- Какой тогда ему смысл писать письма в поддержку «Питеравто»?

- А вы поищите глубже. Называется - какая-то другая заинтересованность. Какая - не могу сказать.

 

Не прокатитСергей КАНЧЕР, заместитель председателя областного правительства: 

- Никакое решение по «Питеравто» не принято. Мы продолжаем работать с этим инвестором. Мы перед ним сформулировали задачи, вопросы, на которые нам нужно ответить. Крупная организация вышла к нам с предложением, мы находимся в стадии обсуждения этого процесса. Но окончательное решение еще не принято.

 

Не прокатит«Для власти это самый худший вариант»

Эдуард МОРОЗОВ, директор «Пассажирского автотранспортного общества №1»:

- Я однозначно не поддерживаю эту инициативу. Причин тут много. Могу назвать основные. Во-первых, на городских маршрутах, кроме предприятий с государственным участием, работает некоторое количество частных предпринимателей. В случае прихода в регион «Питеравто» ипэшники останутся без работы, лишатся заработка, а это означает, что они перестанут перечислять налоги в бюджет области. Налоги «Питеравто» уйдут в бюджет Питера. Во-вторых, насколько я знаю, инвесторы предлагают полтора миллиарда, но этих денег не хватит, чтобы закупить для Саратова и области порядка 2 тысяч новых автобусов.

- А сколько денег нужно по-хорошему?

- Для того чтобы закрыть хорошими современными иномарками только междугородные маршруты, нужно порядка 100 миллионов евро. Возьмем по максимуму - умножим 400 автобусов на 250 тысяч евро, стоимость одного хорошего автобуса. Это только на одну междугородку. А здесь речь идет о полутора миллиардах на все. Что на них можно сделать? Мне кажется, это какой-то лохотрон. Вложить деньги на пять лет и потом уйти? Почему на пять лет? Получается, они хотят за пять лет отбить эти деньги, тогда бюджет должен платить им в два раза больше, чем сейчас. А смысл?

И еще. Представьте, что у вас в руках весь транспорт города Саратова. Вы нашли деньги, купили 1200 автобусов, поставили их на городские маршруты - и вы полностью завладели городом Саратовом. Вы как монополист уже через месяц начнете управлять властью, диктовать ей свои условия. И если монополисту не будут давать денег из бюджета, которых он попросит в два раза больше, чем сейчас, он просто поставит автобусы и никто с ним ничего сделать не сможет. Я думаю, для власти это самый худший вариант. Транспорт нельзя отдавать в одни руки. Одно дело, когда монополист - государство, в этом случае можно контролировать отрасль, а вот когда монополист - частник... Знаете, как говорят: командующий пассажирскими перевозками в Лондоне - второй мэр Лондона.

- То есть они могут повышать тарифы, отменять льготный проезд?

- Конечно, в первую очередь, если из бюджета им платить не будут. Я был в Питере, льготных автобусов процентов 20 от всего подвижного состава. У нас все автобусы большой вместимости возят льготников... Но самый главный минус, подчеркиваю, - это возможное закрытие частных транспортных предприятий. Транспортный бизнес в Саратове просто умрет.

 

Не прокатит«Саратов уже идет дальше»

Антон ПИКЛЯЕВ, главный редактор портала «Сарметро»

- Как вы оцениваете идею прихода питерской компании в область? Какие возможные плюсы и минусы вы видите для жителей Саратовской области?

- Чтобы оценить последствия прихода питерской компании на саратовский рынок, нужно детально ознакомиться с тем, что данная компания предлагает городу и области. Полтора миллиарда за пять лет - это не такие существенные деньги, но если в договоре будут прописаны негативные последствия для области - для нас это может стать не выгодой, а наоборот, откатом в прошлое.

В данном вопросе важно понимать: никто нам деньги не подарит. Любая компания будет готова вложить деньги, только если она рассчитывает получать от них существенную прибыль. Если у области и без данной инвестиции есть суммы такого порядка, то непонятно, почему областной комитет сам не может эффективно распорядиться ими и получать прибыль, сравнимую с той, какую ожидает получить иногородняя компания.

На мой взгляд, такие предложения нужно много раз взвешивать, договора проверять с юристами, а обществу нужно предъявить все условия таких вложений: транспорт - это социально значимая сфера, тут не может быть просчётов. Если таких данных предоставлено не будет, мы постараемся самостоятельно узнать все подробности.

- Может ли быть организация автоперевозок в Петербурге примером для нашего региона?

- С ситуацией с транспортом в Ленинградской области и Санкт-Петербурге я, к сожалению, детально не знаком. Но это означает только одно: никаких принципиальных достижений там нет. Компания предлагает разработать новые маршруты транспорта, отражающие нужды потребителя, однако такой разработкой лучше всего может заняться именно комитет транспорта и специалисты-транспортники Саратовского технического университета.

Что касается городских перевозок, то администрация Саратова заинтересовалась возможностью создания в Саратове научного центра транспортного планирования, на базе которого может быть создана транспортная модель Саратова. Такая модель сможет учесть десятки элементов городской среды: основные направления пассажиропотоков, ширину и загруженность улиц, загруженность остановок, влияние новых маршрутов на существующие маршруты транспорта - для того чтобы предложить наиболее эффективные и работающие новые направления. Открытие новых маршрутов «методом научного тыка» давно ушло в прошлое, Саратов уже идет дальше, именно поэтому, когда я слышу такие предложения от инвесторов или чиновников, у меня возникают вопросы.

Не прокатит

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (1)
7 апреля 2013, 21:49

Знакомая история!

Со своими "дарами" Питеравто пришел и к нам. Только тут они действуют по двум схемам: по единственному муниципальному предприятию (троллейбусное управление) схема та же. Пригоняют бэушные Лиазы, ставят на линию вместо троллейбусов, осчастливливают город и приХватизируют МУП. По частникам действуют руками своих местных клонов - за год уничтожено 7 предприятий-конкурентов. Вовсю используют административный ресурс - в комиссии горсовета "свои" депутаты, "пилят" и "режут" как хотят. Республиканская власть хранит гордое молчание, может еще и потому, что тоже практически вся из Питера...

ответить
на главную