Космический стыд

Космический стыд

На сайте одного саратовского туристического агентства среди ярких изображений Бали, Пхукета, Шарм-Эль-Шейха и Доминиканы можно увидеть фотографию Юрия Гагарина. «А вы были на Бали?», «Отдых на белоснежных пляжах Доминиканы!», «Знакомьтесь, Чехия!» - кричат заголовки, а следом: «День космонавтики. Организованные группы школьников». Что ж, хотя бы здесь, в Интернете, осуществилась мечта саратовских властей, и пустынное поле в Энгельсском районе стало полноценным туристическим ресурсом

Космический стыдНа сайте одного саратовского туристического агентства среди ярких изображений Бали, Пхукета, Шарм-Эль-Шейха и Доминиканы можно увидеть фотографию Юрия Гагарина. «А вы были на Бали?», «Отдых на белоснежных пляжах Доминиканы!», «Знакомьтесь, Чехия!» - кричат заголовки, а следом: «День космонавтики. Организованные группы школьников». Что ж, хотя бы здесь, в Интернете, осуществилась мечта саратовских властей, и пустынное поле в Энгельсском районе стало полноценным туристическим ресурсом.

Юрий Гагарин побывал в космосе 52 года назад. Ему посчастливилось приземлиться в Саратовской области. И вот уже на протяжении многих лет региональная власть мечтает сделать из места приземления Юрия Алексеевича туристическую мекку. И вроде бы все за: архитекторы готовы создавать проекты, проектировщики - проектировать, чиновники - искать инвесторов. Но почему-то не складывается. Максимум, на что мы оказались способны, - это галерея космонавтики. Увековеченные в бронзе покорители космоса выглядят очень удивленными и немного напуганными. И лично мне кажется, это даже хорошо, что на Гагаринское поле приезжают всего раз в год, поскольку такая «скульптурная композиция» способна вывести из равновесия даже людей с крепкими нервами.

За два дня до празднования очередной космической даты чиновники министерства молодежной политики, спорта и туризма собрали экспертный совет, чтобы обсудить, как продвигать бренд «Саратовская область - первая космическая гавань земли». Оказалось, что именно эта формулировка победила в опросе среди жителей области. Какие еще варианты предлагались для голосования, неизвестно. Хотя, мне кажется, нашей области больше подошло бы сравнение с черной дырой. Ну или какой-нибудь другой космической пространственно-временной аномалией.

Центральное место нашей «гавани» - это, естественно, само Гагаринское поле в 105 тысяч квадратных метров. В 1965 году там появилась стела, в 1981-м - памятник Юрию Гагарину, а в 2011-м - галерея космонавтики и аппарат «Фотон». Помимо всего прочего на поле, по словам директора ГАУК «Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области» Алексея Тутушкина, присутствуют «площадка для автомобилей, трибуны, аллеи».

На протяжении двух десятилетий в области было создано несколько проектов обустройства места приземления Гагарина. Одни из них - «Саратов - дом космонавтики» - в 2005 году даже получил московский диплом «Лучший инвестпроект в области туризма». В свое время саратовские средства массовой информации уже озвучивали подробности этого проекта. Авторы запланировали строительство целого гостиничного городка на берегу Волги - Новой Смеловки. Гостиницы в стиле «кирпичное узорочье», стилизованные под космическую тематику ресторанчики, а на месте посадки корабля «Восток» - монумент «Орбита» высотой 108 метров, по числу минут первого полета человека в космос. Проект вообще довольно масштабный, например, на берегу Волги запланировано строительство яхт-клуба, лодочной станции, музея судоходства, спортивной деревни и заповедника. Но главная идея - это строительство Музея космонавтики мира, в котором были бы представлены различные летательные аппараты и действующие «космические» аттракционы. Ядро космоцентра - конгресс-холл «Дом мира», архитектурное решение которого символизирует различные мировые культуры. Проект задействовал и расположенные недалеко от места приземления Гагарина сероводородные источники, на базе которых планировалось создать оздоровительный центр. Упомянут в проекте и археологический памятник бронзового века. Здесь авторы «дома космонавтики» намеревались устроить музей под открытым небом.

Космический стыдВторой проект, о котором вспомнили на заседании экспертного совета, - это дипломная работа студентов СГТУ под руководством Сергея Федоровича Дядченко и Ларисы Германовны Тарасовой. Об этой работе известно меньше, но она предусматривает на месте приземления Гагарина музей, лагерь юных космонавтов, гостиничный комплекс, пансионат для ветеранов космонавтики и спортивную зону. По словам Сергея Дядченко, проект делали «на вырост», создавая наиболее комфортные для туриста условия. Работа студентов СГТУ «засветилась» на нескольких выставках, о ней рассказывали в профильных журналах, но дальше этого дело, как водится, не пошло. На публикации в журналах не откликнулись ни областные власти, ни инвесторы.

«Позор региона, что ничего до сих пор не сделали в этом направлении, - считает Сергей Федорович. - И если не будет концентрации всех сил, то никогда ничего не будет. Будем ждать еще 50 лет - до столетия полета в космос. К сожалению, даже 50-летие не стало толчком для того, чтобы начать что-то делать. Поставили галерею, которая отражает далеко не современную ситуацию, а какой-то совсем другой период времени». Подобного мнения придерживается и один из авторов проекта «Саратов - дом космонавтики» Борис Николаевич Донецкий. «Есть рабочий проект, можно начинать строить, - говорит он. - А какие препятствия... У нас на совещаниях были в свое время разные министры, все на словах поддерживали, но не было интереса у Аяцкова. Потом пришел Ипатов, он тоже о проекте знал, но никакой реакции не было. Проблемы там, наверху».

За «верхи» на заседании отвечала заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма Ирина Шатылко. Она предложила систематизировать всю информацию о существующих проектах и организовать конкурс студенческих работ. На что Сергей Дядченко справедливо заметил: «Должна быть поддержка региональной власти, которая может поставить задачу и подвести ее под финансирование. Пока не будет внятной постановки задачи, не будет ничего. Пока люди не будут понимать, что это основная задача, никто ничего делать не будет, будут просто тянуть, у нас государство вертикальное, никто в сторону не дернется».

Честно говоря, мне кажется, что в систематизации подобной информации нет никакой необходимости. Ну что, неужели будем вспоминать о проекте конца 60-х, когда на месте приземления Гагарина планировалось построить музей и гостиницу для туристов? Или о замечательном проекте Анатолия Ягнятинского и Вячеслава Цоя, которые хотели возвести на Гагаринском поле культурно-туристический комплекс с музеем космонавтики, ресторанами, обзорными площадками и летней эстрадой? Этот проект был создан в 1974 году. Позже, уже в начале 90-х, появился проект русско-американского комплекса космонавтики. А еще был Зураб Церетели, с которым очень хотела работать региональная власть. Но все эти проекты были благополучно забыты и заброшены чиновниками, которые накануне очередного Дня космонавтики громко ратовали за их реализацию.

Ирина Шатылко старается убедить всех, что такая печальная участь не постигнет новый проект, созданный на основе старых. «Популяризация туристических объектов, связанных с именем Ю.А. Гагарина, авиацией и космонавтикой» даже вошла в долгосрочную областную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Саратовской области на 2014-2016 годы». Впрочем, период в три года вряд ли можно назвать таким уж долгосрочным. Тем более сложно представить, каким образом за это время можно воплотить то, что так и не нашло поддержки не только у областного, но и у федерального руководства в предыдущие 50 лет.

Отдельный вопрос: а нужно ли области создание такого вот космоцентра? Пока это может принести только проблемы. Один лишь выкуп из частной собственности земель, расположенных рядом с местом приземления, встанет в копеечку. А разработка проектно-сметной документации, без которой ни один приличный инвестор не станет вкладывать в такой проект деньги? А государственная поддержка в виде ремонта автодорог и подвода инженерной инфраструктуры? А «выбивание» денег из федерального бюджета, без которого такой серьезный проект вряд ли можно реализовать? С трудом верится, что областная власть взвалит на свои плечи столь тяжелый груз, а если и взвалит, то донесет до победного финиша. Куда как проще декламировать на публику о создании какого-то там инвестиционного климата, развитии органов исполнительной власти, поддержке населения и тому подобных вещах. Только вот винить областную власть в том, что много говорят, да мало делают, было бы по меньшей мере неправильно. К сожалению, в последнее время это стало всеобщей болезнью. Тенденция, однако.