Великобритании есть телепрограмма Top Gear. Та самая передача, чьи ведущие не стесняются высказывать собственное мнение о британских политиках. Мнение это зачастую бывает весьма обидным, да еще и выражается порой жестко. Но программа на самом деле, конечно, не о политике или шоу-бизнесе, а об автомобилях
Это все равно, что ехать по минному полю. Если на секунду оторвешь взгляд от дороги, непременно попадешь в выбоину, они огромные. Но ведь в один момент можно сконцентрироваться только на одном.
Джереми Кларксон
Великобритании есть телепрограмма Top Gear. Та самая передача, чьи ведущие не стесняются высказывать собственное мнение о британских политиках. Мнение это зачастую бывает весьма обидным, да еще и выражается порой жестко. Но программа на самом деле, конечно, не о политике или шоу-бизнесе, а об автомобилях.
Автомобили снимаются, скажем так, в естественной среде обитания, то бишь на дорогах Соединенного Королевства в частности и всего мира в целом. Последний сезон порадовал зрителей путешествием по Африке в поисках истока реки Нил. Африканские дороги по большей части оказались даже лучше саратовских. Ладно уж Европа, думала я, но нищая Танзания? Здесь-то почему такой ровный и свежий асфальт? Оказалось, что асфальтом могут похвастаться только города. Все, что за их пределами, - сплошное бездорожье. К чему я рассказываю об этом, спросите вы? А вот к чему. На этой неделе региональный комитет дорожного хозяйства отчитался о работе в зимний период 2012-2013. Хотя, забегая вперед, скажу, что журналистов больше интересовало, сколько же нужно денег, чтобы привести в порядок все дороги области.
Один из ведущих Top Gear Джереми Кларксон, испытывая очередное чудо зарубежного автомобилестроения, долго возмущался, что в машине нет подстаканников. Всё есть, а подстаканника нету. Салон удобный, 400 лошадиных сил, бортовой компьютер, разгон до сотни за три секунды, а вот подстаканников нет! Несчастный мистер Кларксон попытался устроить стакан с кофе на руле. Оказалось, что это очень неудобно. Испытываемое авто тут же потеряло несколько баллов. Интересно, а кто-нибудь из отечественных автолюбителей использует подстаканник по прямому назначению, а не для хранения мелочи? Я очень сомневаюсь, потому что сама на некоторое время впала в ступор и попыталась вспомнить, а есть ли подстаканник в моей машине.
Вся эта история про подстаканники, как мне кажется, более чем показательна. И вывод довольно очевиден. Когда ты едешь по британской дороге, то можешь совершенно спокойно взять в машину кофе и, остановившись на светофоре, извлечь стакан из подстаканника и попить. Когда ты едешь по саратовским дорогам, совсем не до кофе. Тут бы колеса целы остались. Примерно об этом же думали ведущие Top Gear, пробираясь по африканским проселочным дорогам. Если точно, то по некоторым африканским дорогам. Потому что проезжая часть в Уганде ведущих совершенно удовлетворила. А вот в Руанде Кларксон серьезно застрял в яме прямо посреди того, что условно можно назвать дорогой. Примерно в такие ямы, кстати, можно попасть, если поехать в деревню Сабуровку через Дубки. В Танзании англичанам тоже не очень понравилось. Хотя, на мой взгляд, там довольно приличные дороги. Наши чиновники назвали бы такие вполне безопасными.
А еще наши чиновники сказали бы, что Саратовская область находится в такой климатической зоне, где длительность зимнего периода составляет 149 дней в году. В Африке такого, конечно, нет. И соответственно у нас «трудная снегоборьба, преобладание сильных ветров, интенсивные метели и снежные заносы». А после того, как все это заканчивается и снег сходит, вместе с ним сходит и асфальт. Сейчас, по подсчетам чиновников, в области более 86% дорог не соответствуют ГОСТу. И все, на что способны дорожники, - это «поддерживать безопасный проезд по автомобильным дорогам регионального значения». Что такое «безопасный проезд», рассказал заместитель председателя комитета дорожного хозяйства области Геннадий Рудыкин. Он заменил своего непосредственного руководителя Николая Чурикова на наконец-то состоявшемся брифинге.
«Основной упор в этом году дорожная отрасль области по решению губернатора будет делать на обеспечение безопасного проезда по автомобильным дорогам, - сообщил Рудыкин. - Привести в нормативное состояние мы можем дороги в том случае, когда мы применяем к ним технологии и мероприятия по повышению их пропускной способности после выполнения ремонтных или капитальноремонтных работ. Чтобы привести дороги в нормативное состояние, надо выполнить все эти мероприятия. Насколько нам позволит план мероприятий и финансирование... Все мы знаем, что область высоко закредитована». По словам чиновника, для того чтобы привести в порядок все 10 тысяч километров дорог регионального и муниципального значения, потребуется 7-8 лет с ежегодным финансированием в 70 с лишним миллиардов рублей. Таких денег, естественно, ждать неоткуда. Ну а с нынешним финансированием, оговорюсь еще раз, можно лишь «обеспечить безопасный проезд», то есть выполнить ямочный ремонт там, где без этого уже не проехать.
«Мы разрабатываем перспективу привлечения частных инвесторов на развитие сети автодорог на платной основе, - поделился Геннадий Рудыкин. - Привлекаются инвесторы, определяются дальнейшие перспективы. Насколько они могут вложить сюда свои средства, пока информации нет. Этим вопросом очень серьезно занимаются. Инвесторы пока не идут к нам в область, чтобы строить платные дороги». Попытки привлечь частные инвестиции в строительство дорог предпринимаются в Саратовской области уже не первый год. В марте 2012 года бывший министр инвестиционной политики Ирина Блохина называла в числе возможных инвесторов ЗАО «Региональные платные дороги». Правда, эта компания для начала собиралась взяться за дороги областного центра и обсуждала с городской администрацией вопросы, связанные с наличием свободных земельных участков и их пригодностью для создания необходимой инфраструктуры. Год назад строительство одного путепровода оценивалось в 150 млн рублей.
«В связи с тем, что через город Саратов проходят железнодорожные пути, существует немало мест, где автодороги и ж/д пути пересекаются, что создает напряженность при организации безопасного и эффективного транспортного сообщения, - в беседе с корреспондентом «Газеты Наша Версия» сообщали специалисты мининвеста. - С другой стороны, целесообразность строительства платных переездов на всех участках необоснована в силу разной интенсивности движения поездов и автомобилей». Среди «узких» мест назывались переезд на ж/д перегоне от платформы «Примыкание» и платформы «Зуборезный» на 5-м Динамовском проезде, переезды на улицах Барнаульской и Песчаноуметской, на Новоастраханском шоссе и на Сокурском тракте. «Европа уже давно живет по принципу: время - деньги, - говорила год назад Ирина Блохина. - У каждого должно быть право выбора - потерять большое количество времени в пробке из-за проходящего товарного поезда или же воспользоваться альтернативой, заплатить 10 рублей и сэкономить свое время. Если говорить об инвесторе, то компания, прежде чем приступить к реализации проекта, тщательно просчитывает свои риски. И я уверена, что в данном случае они будут минимальными, учитывая, что сегодня цена времени особенно высока». Однако, судя по всему, предполагаемые инвесторы не разделили уверенность бывшего министра.
Что касается чиновников комитета дорожного хозяйства области, то они видят наилучшее применение для денег инвесторов в строительстве нового моста через Волгу в районе острова Казачий. Он должен стать тем самым платным участком дороги, который так и не смогла построить в области Ирина Блохина. Но это при условии, что старый мост Саратов-Энгельс будет работать.
«Условно говорю, только проектирование этого моста в районе острова Казачий требует первоначального финансирования порядка 700-800 млн рублей, - рассказал Геннадий Рудыкин. - Это мечты, мы эти мечты никак не можем воплотить в жизнь. Предположительная стоимость всего моста - более 35 млрд рублей. Мы должны смотреть на перспективу». А перспектива, судя по всему, не самая радостная. Геннадий Владимирович уверен, что молодежь новый мост увидит обязательно. А вот людям постарше, может быть, и не суждено дожить до этого светлого дня. «Причина проста: ресурса старого моста хватит еще на 20-25 лет после его капитального ремонта, - отметил чиновник. - Через 25 лет визитную карточку нашего города можно будет сохранить как пешеходный мост. Это уникальное сооружение. Таких мостов просто нет, поэтому его нужно сохранить нашим потомкам».
Что касается остальных областных дорог, то в любой момент им может потребоваться капитальный ремонт. «После выхода из зимы мы не можем сказать, в каком направлении у нас дорога выстрелит, - рассказал Геннадий Рудыкин. - Возьмем старый ботинок. Проносили его 4 года и вот утром одеваем, и у нас мысль: а когда же этот ботинок порвется? Так вот по дорогам у нас такое ожидание уже долгие годы. 8 тысяч 600 километров дорог не соответствует нормативным требованиям, они могут выстрелить в любой момент, как тот ботинок». Чтобы дороги не «выстрелили», делают ямочный ремонт, его планируется завершить в мае. Только от этого дороги не станут лучше. «Нужно использовать новейшие технологии для реанимации асфальтобетонного покрытия на тех участках, где у нас основание и дорожная одежда продолжает работать, а там, где мы потеряли несущую способность полотна, необходимо проводить капитальный ремонт, - пояснил чиновник. - Но если у нас нет средств на капремонт, вы понимаете, что мы можем ожидать от этого участка - из дорог с асфальтобетонным покрытием мы будем плавно переходить на автодороги с переходным типом покрытия. Но все равно дороги какие-то будут».
«Какие-то» дороги - это, конечно, не то, чего всем нам хотелось бы. И пока чиновники жалуются на безденежье, жители области пишут письма Генеральному прокурору страны Юрию Чайке: «Мы - автомобилисты города Балаково и Балаковского района Саратовской области - вынуждены обратить Ваше внимание на ужасное состояние дорог на территории города и района и бездействие местных властей и правоохранительных органов по данной проблеме. Установленные ГОСТом предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. (по длине не более 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см) для балаковцев являются просто смешными при наличии метровых ям и выбоин, от попадания в которые (на минимальной скорости движения) деформируются колесные диски. В настоящее время местные власти вместо ремонта дорожного покрытия засыпают ямы и выбоины кирпичами и щебнем, которые в результате физического воздействия на них колесами вылетают и наносят повреждения автомобилям».