N19 (221) 24 мая 2013    24.05.2013 | 00:06
Не единая Россия
Рубрика: Помой-ка
Просмотров: 502
Версия для печати

Плохие дороги, аэропорт с ограниченным числом авиамаршрутов, архаичная система сообщения между городами и районами, крах речных пассажирских перевозок - всё это не только уменьшает возможности для передвижения жителей Саратовской области. Хотя оно и само по себе плохо, поскольку мобильность активного населения так или иначе влияет на экономическое развитие региона. Не менее печально, что в этой ситуации губерния распадается на слабо связанные между собой куски пространства, которые объединяет только принадлежность к одному субъекту Федерации

Многие саратовцы не по разу побывали на курортах Египта, Турции или Краснодарского края, но никогда - в тюльпановых полях Заволжья или в лесах Хвалынска. И география в этом случае - только часть проблемы псевдоединства региона и страны.

Знакомая, уехавшая жить в США (причем не в столичный город), в первый же год пребывания в Штатах побывала в Нью-Йорке, Вашингтоне и Чикаго - то есть, крупнейших деловых и административных центрах своей новой страны. При этом, не будучи наследницей американского дядюшки и женой олигарха, не села после этих поездок в долговую яму. На следующий год освоила Лас-Вегас - столицу игорной индустрии и развлечений. Проще говоря, в первые же пару лет жизни в чужой стране бывшая гражданка СССР, а потом Российской Федерации, смогла интегрироваться в культуру - в самом широком смысле - США, поскольку перемещения в пространстве этой страны оказались ей доступны.

Как много жителей Саратовской области могут просто так, ради интереса и «ощущения страны», побывать на свои деньги за один год в столице России - Москве, в самом европейском городе страны - Санкт-Петербурге, в индустриальных мегаполисах вроде Екатеринбурга и Челябинска? Сколько жителей области как туристы в новейшее время побывали в Сибири, на Камчатке, во Владивостоке или Мурманске?

Недостижимая метрополия

858 километров до Москвы по меркам ХХI века - расстояние небольшое. Но каждая поездка в столицу нашей Родины и обратно вызывает много вопросов, суть которых можно свести к одному: о каком ментальном, культурном и ином единстве Российской Федерации можно говорить, если отечественная действительность устроена ровно таким образом, чтобы его не существовало?

Пресловутой (но для многих совершенно реальной) средней саратовской зарплаты хватит в Москве на пару-тройку ночей в средней гостинице и столько же дней жизни. Какая может быть «экономика знаний», если подобные путешествия в столицу за свой счет становятся все более недоступными молодым ученым или начинающим специалистам?

Одна знакомая, преподававшая в местном вузе, пару лет назад ради собственного интереса провела простой опрос. Спросила у своих второкурсников (на тот момент): есть ли в группе те, кто никогда не был в Москве? И знаете, столько рук поднялось? Полгруппы. А ведь мы живем не в Калининграде, отделенном от метрополии территориями других государств. Не на Урале и не на Камчатке. До Москвы - одна ночь на поезде и меньше полутора часов на самолете. Но множество молодых людей, тех, кому предстоит создавать будущее нашего города и региона, никогда не были в столице своей страны. Среди саратовцев в возрасте до 30 есть те, кто побывал в Турции и Египте (с прямым вылетом из Саратова или соседнего Волгограда) и при этом ни разу - в Москве. И это не говоря уже про Нижний Новгород или Петербург, куда из Саратова целые сутки надо плестись на поезде. О каком единстве страны тогда говорить?

Общность в пределах карты

Впрочем, что там Россия - возьмем Саратовскую область. Часто ли посещают областной центр «безлошадные» жители малых городов, а тем более отдаленных сел и деревень? И многие ли из них способны приобщиться к культуре и городскому образу жизни в областном центре по нынешним ценам?

Экономисты говорят о том, что уставшие от урбанизации жители российских городов начинают активнее осваивать пространство страны, включая заброшенные деревни. По мнению оптимистов, «размазывание» по территории РФ денег более состоятельных, чем сельские жители, горожан дает новые шансы для депрессивных территорий за пределами городов. Но Саратовская область, по большому счету, закрыта для тех, у кого нет автомобилей. Устаревшая, неудобная, а местами попросту убогая транспортная инфраструктура убивает любые желания перемещения в пространстве. Да, нам обеспечивают некую условную «транспортную доступность». Но по стандартам какого века, извините? Девятнадцатого?

До некоторых райцентров Саратовской области можно добраться по железной дороге. При этом до ряда из них прямых рельсовых маршрутов из Саратова не существует. А чтобы узнать, как доехать туда с пересадками с электричек на поезда-«кукушки», нужно потратить немалое количество времени и сноровки. Кстати, показательный факт: основная часть железнодорожных магистралей, которые эксплуатируются на территории нынешней Саратовской области, была построена еще… при царской власти. Тогда активному передвижению населения и «собиранию» страны в одно целое посредством транспорта действительно придавали большое значение.

Проиграли прошлому

Сообщение по Волге - вообще отдельная песня. Жители Саратова во времена СССР летом легко могли «смотаться на выходные» к родственникам и друзьям в Волгоград и другие города по реке на скоростных пассажирских судах. Волга служила настоящей водной дорогой во многих направлениях.

В 2013 году областная власть под предводительством народного губернатора Валерия Радаева не смогла осилить три (!) несчастных речных маршрута, которые остались от всего прежнего богатства направлений, - до Шумейки, Кошелей и Сосновки. Раньше по реке туда плавали хотя бы древние «Омики», теперь нет и их. Разумеется, население получило через СМИ вал комментариев, экспертных оценок и объяснений о том, как так случилось и почему всё и не могло быть иначе. И вообще, мол, есть автобусы, захотите доехать - потрясетесь и в них. Правда, никто так и не понял: почему же весь коллектив комитета по транспорту во главе с Василием Разделкиным в этой ситуации все еще сидит на своих местах, а не стоит на бирже труда с позорной статьей в трудовых книжках? Но это, конечно, вопрос компетенции народного губернатора.

В Стратегии развития области до 2025 года можно прочитать выглядящие совершенным издевательством слова о том, что река Волга «непосредственно связывает Саратов с городами, расположенными выше и ниже по ее течению (Самарой, Ульяновском, Казанью, Нижним Новгородом, Чебоксарами, Костромой, Ярославлем, Волгоградом, Астраханью); через сеть притоков и каналов - с Западным Уралом, Москвой, Балтийским и Белым морями, Украиной; а через Каспийское море - с Северным Кавказом, государствами Закавказья, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном». Кого она «непосредственно связывает» и с помощью каких, интересно, транспортных средств?! Право, в XIX веке с передвижением по воде из Саратова было точно лучше.

Целое правительство, где столько людей получают неплохие зарплаты, не смогло организовать три несчастных речных маршрута в пределах своего региона. Но нашим чиновникам нечего опасаться. В отношении речного транспорта в Стратегии прописаны такие предельно размытые цели, как «максимальная реализация потенциальных возможностей водного транспорта», «создание условий для эффективного функционирования водного транспорта и повышения конкурентоспособности предприятий отрасли» и «расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых водным транспортом». Проще говоря, сидеть в уютных креслах и надувать щеки легко можно и дальше.

Призраки аэропортов

Авиасообщение - тоже грустная тема. О городах, куда можно улететь из Саратова, качестве обслуживания и ценах на билеты за последние годы не написал только ленивый. Идея полпреда Михаила Бабича насчет авиасообщения внутри Приволжского округа получила в Саратове отличную прессу. С точки зрения пиара это было одно из самых заметных событий последнего времени. Местные СМИ поспешили обнародовать цены на билеты, по которым счастливые саратовцы сейчас уже должны были бы вовсю летать в Самару, Казань, Ульяновск, Волгоград и другие города ПФО на небольших турбовинтовых самолетах. Но будут ли вообще эти полеты и когда они начнутся, до сих пор не ясно.

Рассказы людей старшего поколения, которые уверяют, что летали из Саратова когда-то не только в Балаково и Маркс, но даже в Духовницкое и в другие «медвежьи углы», слушаются сейчас как фантастика. В упоминавшейся Стратегии развития области до 2025 года, кстати, тоже можно встретить в числе целей такое чудо, как «обеспечение восстановления и развития внутрирегиональной сети аэродромов, обеспечивающей возможность использования малой авиации» (!). Но неужели кто-то верит, что кабинет министров Радаева сможет наладить хоть один местный авиарейс? Скорее из нового аэропорта в Сабуровке (если он, конечно, будет построен) откроются маршруты в Аргентину или Сан-Франциско, чем хоть один самолет коснется своими шасси балашовской, хвалынской или красноармейской земли.

Исчезающая страна

Одним словом, пространственно-географическое единство страны, даже на примере нашей Саратовской губернии, - явление достаточно эфемерное. В ситуации, когда слетать в Европу (через Москву) или на курорты дешевле, чем путешествовать по родной державе, для многих это псевдоединство обеспечивают только телевизионные программы. Что остается еще? Ментальное, культурное и ценностное единство. Здесь тоже все печально, а местами даже трагично.

Грамотный русский язык утрачивает в стране свои позиции так стремительно, что эту ситуацию давно надо было бы объявить проблемой национальной безопасности. Новые поколения пишут с такими чудовищными ошибками, что иногда не понятно, какие вообще слова имеются в виду. Постоянно реформируемая школьная программа тоже оставляет все меньше шансов, что, произнося крылатую фразу из книги или называя какого-либо литературного персонажа, вы можете быть уверены, что юный собеседник вас вообще поймет.

Общее культурное пространство разъедается попсой всех видов самого низкого пошиба. Общие ценности страна мучительно пытается сформулировать со времен краха СССР, но ничего кроме «торжества бабла» пока так и не придумано. Коррупция неутомимо пожирает остатки идеалов и веры в лучшее, оставляя после себя царство циников всех возрастов вместо Нации. Разница между наемным работником в Москве и в каком-нибудь Алгае достигла космических масштабов. В первом случае счет зарплат может идти на сотни тысяч рублей, во втором - на тысячи. Это уже де-факто непересекающиеся вселенные.

Распад страны, которым всякие «патриоты» много лет пугают население, кивая на внешних врагов, успешно провоцирует сама власть - своим непрофессионализмом и бездействием. В этой ситуации название правящей партии, которая пытается представить себя воплощением реально существующей единой страны, представляется совершеннейшей издевкой.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (5)
24 мая 2013, 10:26

можно лишь констатировать горькую правду...Россия разная. За сотни лет так и осталось все то, о чем написали наши великие писатели. Нищета, воровство, бес предел воевод, чиновников и убогость бытия. вать, уж лучше прикончить его и дело с концом.

ответить
24 мая 2013, 17:08

А в чом проблема? нафига ездить ваще? где родился -там и пригодилдся. Что уроженец прекрасного Хвалынска может забыть в мерзком городе Москва?

ответить
24 мая 2013, 17:26

разделкин самый слабый руководитель транспортной отрасли за всю исторяю. Впрочем радаев так же самый слабый руководитель области.

ответить
24 мая 2013, 20:52

Обсолютная правда . Страна гибнет, но люди слепы, как овцы

ответить
28 мая 2013, 12:09

Распад страны, которым всякие «патриоты» много лет пугают население, кивая на внешних врагов, успешно провоцирует сама власть - своим непрофессионализмом и бездействием. В этой ситуации название правящей партии, которая пытается представить себя воплощением реально существующей единой страны, представляется совершеннейшей издевкой.

Все подчеркнуть и выделить жирным шрифтом. Жить стало "лучше", жизнь стала еще веселей...Двадцать лет коту под зад, вот и все!

ответить
на главную