Джек прощается, но не уходит

Джек прощается, но не уходит

С легкой руки Стивена Кинга выражение «Иногда они возвращаются» вошло в наш обиход: забыв о том, что в оригинальном рассказе речь, как ни крути, шла о мертвецах, мы с удовольствием используем эту фразу, когда, например, говорим о политике, которого рано списали со счетов, или персонаже, который получил новый шанс в другом жанре (например, если герои старых комиксов попали в формат киноблокбастера). Тем не менее, к популярнейшему в начале столетия американскому сериалу «24» (у нас он назывался «24 часа») кинговский слоган подходит идеально

Джек прощается, но не уходитС легкой руки Стивена Кинга выражение «Иногда они возвращаются» вошло в наш обиход: забыв о том, что в оригинальном рассказе речь, как ни крути, шла о мертвецах, мы с удовольствием используем эту фразу, когда, например, говорим о политике, которого рано списали со счетов, или персонаже, который получил новый шанс в другом жанре (например, если герои старых комиксов попали в формат киноблокбастера). Тем не менее, к популярнейшему в начале столетия американскому сериалу «24» (у нас он назывался «24 часа») кинговский слоган подходит идеально. 

Дело в том, что упомянутый сериал был мертв с 2010 года, когда его режиссер Джон Кассар на съемках 8-го сезона узнал, что следующего уже не будет. Попытка реанимировать сериал хотя бы в формате полнометражного фильма также не удалась: компания FOX не проявила большого интереса к этой идее, и переговоры о фильме так ничем и не кончились. Поклонники «24» уже распрощались со своим любимым - на протяжении девяти лет - сериалом, а исполнитель главной роли Кифер Сазерленд принял предложение от FOX сняться в сериале «Связь», отыграл два сезона и вдруг...

И вдруг грянул гром. В середине мая нынешнего года руководство FOX объявило, что после двух сезонов «Связь» закрывается, а Кифер Сазерленд возвращается к своей привычной роли: в 2014 году «24» будет продолжен под названием «24: Live Another Day» (24: Жить другим днем), взятым из песни канадской группы The Veer Union. Слово «другой» в названии немаловажно, поскольку новый формат сериала предусматривает не 24, а всего 12 эпизодов. Как будут выкручиваться шоураннеры, неясно. Но уж выкрутятся.

Теперь пора перенестись в 2001 год и - для тех читателей, кто не в теме, - поподробнее рассказать о самом сериале. В России «24» не так известен, как, например, «Остаться в живых», а вот в США он восемь лет считался одним из самых рейтинговых. Если сложить вместе «Эмми» и «Золотые глобусы», которые «24» получил за те годы, пока был на экранах, вырастет солидный холмик.

Идея «24» в пересказе выглядела вполне революционно. Во-первых, перед нами, собственно, не столько сериал (один эпизод - одна история, специфическое название формата - процедурал), сколько многосерийный фильм, который надо смотреть с первой до последней серии, без пропусков, иначе ничего не поймешь. Во-вторых и в-главных: действие всего сериала занимает ровно сутки и все события происходят как бы в реальном времени (сама серия - чуть меньше часа из-за рекламных вставок). За сутки героям надо отследить возникшую угрозу (демократии, Америке, всему миру) и устранить ее любыми способами. Зритель сразу попадает в штаб Си-Ти-Ю (CTU) - Контртеррористического Отделения секретной службы - и знакомится с его руководителем, Джеком Бауэром (Кифер Сазерленд). Первый же сезон «24» начинается с трех неприятных новостей: во-первых, темнокожему сенатору Дэвиду Палмеру, который вот-вот станет главным кандидатом в президенты США от Демократической партии, террористы грозят убийством, и угроза серьезна; во-вторых, выясняется, что в Си-Ти-Ю завелся предатель и, быть может, не один, так что никому доверять нельзя; в-третьих, наемники, посланные сербскими террористами, похищают сперва дочь Джека, Кимберли, а затем и его жену Тери и требуют, чтобы Джек оказал помощь в подготовке убийства Палмера. Ну и так дальше, алгоритм, думаю, понятен: все 24 эпизода - бесконечная гонка, ураганный экшн, краткие отточенные диалоги, дивные спецэффекты и запоминающиеся герои и антигерои (в разное время в роли злодеев побывали то Питер «Робокоп» Уэллер, то Арнольд «Мумия» Вослу, то Джулиан «Чернокнижник» Сэндз, то Юрген «Подлодка» Прохнов - в общем, далеко не последние актеры).

Джек прощается, но не уходит

Одной из отличительных черт сериала была его непривычная жесткость: как правило, неприглядные стороны деятельности тех, кто защищает мир и покой, создатели приключенческих лент стараются не выпячивать. Здесь правило не действует, и оттого описанные события приобретают дополнительные «выпуклость», достоверность. Джек Бауэр - неплохой человек, однако он уверен в том, что высокая цель (борьба с терроризмом) оправдывает едва ли не любые средства. Ради своей страны он, не задумываясь, отдаст свою жизнь, но он так же бестрепетно относится и к жизням всех, кто его окружает (в том числе и очень близких ему людей). Задолго до разоблачений неприглядных сторон тюрьмы Абу-Грейб авторы сериала показали, что все разговоры о гуманности работников спецслужб - миф: чтобы получить признание и успеть спасти чьи-то жизни, эти ребята не будут церемониться.

Пытки, провокации, взятие в заложники родственников террористов - все идет в ход. Действует страшноватая арифметика: если надо будет выбрать, сто человек погибнет или тысяча, выбирается второй вариант, и этой сотне уже ничем не поможешь. Например, в одном из сезонов сериала глава террористов угрожает взорвать город, если не будет казнен важный чин Си-Ти-Ю, и руководство страны принимает нелегкое решение пожертвовать своим сотрудником; эту отвратительную миссию, как водится, поручают самому надежному человеку, то есть Джеку. В другом сезоне уже оказывается, что национальной безопасности страны угрожает не кто-нибудь, а первое лицо государства - и Джек, не думая о последствиях для себя, выходит на тропу войны с президентом США, добиваясь его ухода, и готов применить силу, если слова не помогут...

Джек прощается, но не уходитСериал бы не состоялся, если бы не исполнитель главной роли - Кифер Сазерленд. Прежде чем он стал американской суперзвездой и самым высокооплачиваемым актером телесериалов США, ему пришлось долго карабкаться на вершину славы. Да и взобравшись на Олимп, он все время балансировал на грани того, чтобы упасть: специфика характера и особенности профессии слились воедино.

Сейчас, когда - благодаря сериалу «24» - «звездный» статус актера уже неоспорим, недоброжелатели хмыкают: «Ну при таком-то папе...», имея в виду, что отец Кифера, Дональд Сазерленд, - сам актер мирового уровня, снимавшийся и в блокбастерах, и у Феллини с Бертолуччи. Но даже если твой папа - всемирно известен, тебя назвали в честь театрального режиссера и ты снимаешься в кино с девяти лет, это еще не означает, что твоя кинокарьера будет быстрой и триумфальной. Всем хорош Кифер Сазерленд: высок, симпатичен, накачан, улыбчив. Однако же в лице его есть нечто такое, что долгие годы заставляло режиссеров звать его на сугубо отрицательные роли, поэтому на одного мушкетера, одного городского ковбоя и художника Поля Гогена в его послужном списке приходилось полдюжины убийц, насильников и т.п. Снимался Сазерленд-младший у отличных режиссеров, оказывался в компании суперзвезд - вроде Джулии Робертс или Джека Николсона, - но толку-то? Роли были не те! У Роба Райнера он играет циничного хулигана и лейтенанта-подлеца («Останься со мной», «Несколько хороших парней»), у Джоэла Шумахера - расиста из Ку-Клукс-Клана, киллера и вампира («Время убивать», «Телефонная будка», «Пропащие ребята»), у Джона Шлезингера - маньяка-насильника-педофила по фамилии Дуб («Око за око»). И так далее. Конечно, славу в Голливуде может принести и «злодейская» роль, но это должен быть крупномасштабный и колоритный мерзавец, типа Джокера или Ганнибала Лектера, а Киферу перепадали либо второстепенные злодеи, либо не самые яркие фильмы.

Джек прощается, но не уходитТак продолжалось до ноября 2001 года, когда телеканал FOX выпустил первые серии того самого проекта «24». Дальнейшее - известно. В роль Джека Бауэра актер - с его готовым амплуа полумушкетера-полуманьяка - вписался безукоризненно...

Теперь фанаты «24» с одинаковым энтузиазмом обсуждают и реанимацию любимого сериала, и закрытие «Связи» - причем обе новости считаются хорошими. То есть сам по себе сюжет «Связи» очень неплох. Смысл в том, что для обычных людей мир кажется хаотичным, а для нескольких одаренных детей в мире все детерминировано, и, постигнув эту реальность с помощью чисел, можно восстанавливать гармонию: устраивать встречи, склеивать судьбы, спасать от беды. Кифер Сазерленд играл здесь роль Мартина Бома, отца такого мальчика-аутиста. Мартин - человек честный, преданный сыну, но неуклюжий, мешковатый и уж, конечно, не супергерой. Поэтому когда судьба в очередной раз давала Мартину подзатыльник, не один из зрителей «Связи», думаю, разочарованно бормотал: «Вот Джек Бауэр на его месте...» И наконец свершилось. В 2014 году Кифер Сазерленд вернется к зрителям в своей привычной ипостаси. И спасет от любой гадости, которую вот именно сейчас лихорадочно придумывают телесценаристы.