N20 (222) 31 мая 2013    31.05.2013 | 08:42
Форменное безобразие
Рубрика: свобода слова
Просмотров: 825
Версия для печати

Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть. А точнее, Президент Владимир Путин вроде бы вскользь заметил, что школьная форма должна быть, и Государственная дума РФ тут же отреагировала обсуждениями, законопроектами и наказами. Вот и региональное министерство образования уже подготовило приказ об утверждении требований к школьной одежде. Раз и навсегда утвержденных эскизов нет и не будет, успокаивают чиновники. А вот определенные стандарты все же введут: никаких мини-юбок, топиков и спортивных штанов с лампасами, стиль исключительно деловой и настраивающий на правильное усвоение знаний. Корреспондент «Газеты Наша Версия» решила поинтересоваться у людей, как близких, так и далеких от сферы образования, что они думают по поводу школьного дресс-кода, нравилось ли им носить школьную форму и каким должен быть костюм современного школьника.

 

Форменное безобразие Галина Коннычева, директор лицея-интерната естественных наук:

- У нас был «круглый стол» с министром. Были вице-губернатор, министр промышленности, первый заместитель министра образования и три директора школ. Обсуждалось три вопроса: форма, безопасность и электронный дневник. Больше всего говорили о форме, 55 минут. Министру промышленности дали задание подобрать организацию, которая будет производить шерстяную ткань. Я не поддерживаю этого, потому что чисто шерстяная ткань - это будет хлопотно для родителей, она очень сильно мнется, садится после стирки. Но я не стала поднимать этот вопрос. Хотя я сама шью и хорошо разбираюсь в этом вопросе. Я бы взяла корейский габардин. Ткань не мнется, это вечная ткань, и она очень красиво выглядит.

Этот год будет переходным. Каждая школа должна начать взаимодействовать с родителями и детьми, обсуждать форму. Мы на сайте нашего лицея задали вопрос: как вы относитесь к форме? 70% родителей и детей пока ответили так: нет, нам надо проявлять свою личность и свою самодостаточность. Так что теперь я на распутье, честно говоря. Наш лицей является членом ассоциации авангардных школ в Санкт-Петербурге. Там есть школа №1 в рейтинге всех школ, ее называют школой школ, директор там Майя Борисовна Пильдес. Я была на юбилее этой школы. Там обучается 2500 детей. Что меня покорило, так это форма. Она меня просто подкупила. Я увидела эту гордость, самодостаточность. Я не знала, как эти ученики учатся, но внешне это производило такое впечатление...

- Я правильно поняла, вы только за введение школьной формы?

- Да. У меня на этой неделе начинаются собрания. Я буду работать с родителями. Форма, конечно, нужна. К нам ребенок пришел из другой школы, где культ одежды. Я подхожу к ней и говорю: «Как же ты сегодня не сменила сапоги, нужно же сменку надеть, у вас же в классе шкафчики есть». А она мне отвечает: «А вы знаете, у меня сегодня цвет сапожек подходит к цвету платья». Или девочки разговаривают: «А ты где купила кофточку? - В Париже. А ты? - В Лондоне». Это культ одежды, и его надо вытеснить. Я потихонечку буду работать над этим. Я сама шью, хотела быть технологом-дизайнером. Поэтому вкус есть. Я знаю, как детей настроить на нужный лад. Я немножко чокнутая в этом плане, я очень люблю свой лицей, я его создала, и наша форма будет отличаться от всех. Я хочу убить двух зайцев: оставить школьников самодостаточными, удовлетворить и детей, и родителей и в то же время подтянуть детей. Форма все-таки организует человека на учебный лад. Я даю себе год, чтобы до января сформировать у детей это мировоззрение. Я уже нашла, кто будет шить. И мы сделаем это. Подберем недорогую ткань и постараемся приучить. И обувь то же самое, чтоб никаких кроссовок. На «круглом столе», о котором я упомянула выше, корреспондент говорила, что дети надевают в школу спортивную форму, потому что тяжело с собой носить и учебники, и форму для физкультуры. Я вышла из положения. В 5-х и 6-х классах у нас два комплекта учебников. Первый экземпляр у детей лежит дома, а в классе есть шкафчики и там учебники, которыми они пользуются на уроках, каждый учебник подписан. И поэтому я в 5-х и 6-х классах не вижу спортивной формы. Так что я за форму. Но надо подойти очень индивидуально, чтобы детей увлечь.

 

Форменное безобразие Юлия Ерофеева, уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области:

- Я считаю введение формы целесообразным, мое мнение по этому вопросу положительное. Другой вопрос, какая будет форма. Очень хочется и надеюсь, что она будет, во-первых, безопасной, во-вторых, красивой, потому что это важно, и удобной. Если еще и элегантной, тогда совсем было бы замечательно. Почему я говорю, что она должна быть безопасной. Форма должна быть из таких материалов, которые не причинят неприятных ощущений ребенку и не навредят ему. Это должны быть натуральные ткани, но они не должны выглядеть неопрятно или, как лен, внешне казаться мятыми. Но в то же время форма должна быть функциональна, чтоб ребенок не был закован, как в скафандр, в эту форму. Форма должна давать возможность двигаться, свободно себя чувствовать, но вместе с тем, чтобы ткани были не вредными для организма и, конечно, были красивыми, чтоб детки не выглядели как из позапрошлого века. Форма должна быть современной, но не вызывающей, чтоб дети выглядели достойно и элегантно, тогда это принесет всем пользу.

- Вы носили форму в школе? У вас это не вызывало протеста?

- Форма в советские времена была шерстяная. Для зимы шерстяная ткань великолепна, а летом уже жарковато. Поэтому хотелось бы, чтобы у современной формы были универсальные свойства. Но я и тогда хорошо относилась к форме.

- Как вы думаете, сами дети не будут против?

- Дети не будут против. Кто-то, может быть, немножко поворчит. Но вы посмотрите, и сейчас у нас каждая школа старается одеть своих деток в едином стиле. Не первый день это обсуждается. Многие лицеи и гимназии ввели форму. Это еще и дисциплинирует. Есть еще один момент. Малышам, конечно, это не так заметно, а чем старше ребенок, тем заметней различия в обеспеченности. И это очень сильно проявляется в первую очередь в одежде. Введение формы психологически облегчит учебу тем детям, чьи семьи не могут себе позволить дорогую одежду. Школа, кроме обучения и воспитания, должна еще и объединять детей, а не разъединять их по материальному признаку.

- Как вы считаете, разговоры на тему «вводить или не вводить» не отвлекают от более важных проблем в сфере образования?

- А я не думаю, что это не важная проблема. Именно потому, что когда ребенок обучается, его психологическое состояние тоже имеет большое значение. А то, что я вам сказала по поводу разницы между семьями обеспеченными и не очень, это ведь тоже очень сильно бьет по ребенку морально. Ребенок должен быть защищен от таких фактов. Поэтому я не считаю, что это не такое важное, как что-то другое. Важное. Воспитание складывается из маленьких кирпичиков. И это здание, которое в итоге надо построить - воспитать ребенка - все-таки понятие комплексное.

- Кто должен платить за форму - родители или бюджет области?

- Было бы замечательно, если бы часть финансовой нагрузки взял на себя бюджет. Понятно, что все регионы у нас в разных условиях. Какой-то регион может себе позволить полностью оплатить, кто-то в такой ситуации, как мы. Идеально было бы, если б это было за счет федерального бюджета. Но если вы спрашиваете мое мнение применительно к нашему региону, я бы хотела, конечно, чтобы не только родители несли на себе эту нагрузку, чтобы им помогли.

 

Форменное безобразие Ольга Алимова, депутат Государственной думы РФ (КПРФ):

- Я за форму. Она дисциплинирует прежде всего самих учеников. У нас, к сожалению или к счастью, пока рано судить, создали разного уровня школы: для одаренных, для неодаренных и для детей, которые, как представляется, наверное, нашему педагогическому сообществу, не представляют интереса для страны. Кто-то из детей может шикарно одеться, даже лучше, чем педагог. У школьников голова забита, конечно, не учебой, а тем, чтобы выглядеть красиво, прикольно, модно, стильно и, главное, дорого. Поэтому иногда учитель себя чувствует весьма неловко в этой ситуации. Но самое главное, процесс обучения не имеет никакого отношения к материальному благосостоянию родителей. Мне бы хотелось, чтобы была не безликая масса детей, а форма, которая дисциплинирует ребенка. Ребенок должен быть увлечен процессом получения знаний. Есть праздничная форма: красивые фартуки, например. Необязательно в каждой школе своя форма, потому что каждая школа будет «выпендриваться», делать одежду в клеточку, или в полосочку, или в крапинку, из дорогих материалов и так далее. А одежда должна быть прежде всего комфортной. И это должно быть не одно платье. Это может быть юбка, жилетка, пиджак, всевозможные сочетания.

- Лучше будет, если создадут некий единый стандарт, например, для Саратовской области?

- Конечно. Это может быть, условно говоря, темно-синяя одежда, светло-синяя, летний и зимний вариант. Все-таки, если ходить в одном и том же круглый год, начнет подташнивать не только от одежды, но и от школы. Должно быть и право выбора. Блузки и рубашки, разные цвета. Если вдруг кому-то не идет голубой цвет, например. Должен быть достаточно широкий спектр. Но это не должны быть джинсы, не должно быть голой спины или юбки, которую я называю «удлиненный бюстгальтер». Открытые коленки - да, пускай. Могут быть у девочек и брюки. Но все-таки нужны какие-то стандарты.

- А как насчет индивидуальности и самовыражения?

- Вы знаете, индивидуальность, прежде всего, не в нарядах, а в голове. Когда благосостояние родителей очень высокое и поступают в институт на платное отделение, то в голове, например, у девочек ничего нет, кроме как удачно выйти замуж. А учиться не готовы. Индивидуальность должна выражаться в знаниях. Слово «отличник» не должны произносить с пренебрежением. Мне казалось, что в школе должны превалировать знания, а не наряды.

- Вам нравилось носить форму в школе?

- С удовольствием носила и никакого протеста у меня не возникало. Мы сами шили. Юбка была не просто узкая и прямая, но и в складочку, и с оборкой. И, естественно, разные фартуки. У меня было три вида черных фартуков, два вида белых, один кружевной, гипюровый. Были банты, хвостики и косички. И не вызывало дискомфорта, я не была безликой. Я училась очень хорошо, с огромным удовольствием ходила в школу. Наверное, моя индивидуальность заключалась в знаниях и энергичности. И еще каждый хотел у меня списать.

- Говорят, что форма сгладит различия между богатыми и бедными. Но ведь дети все равно приносят в школу дорогие телефоны и планшетники. Это тоже показатель благосостояния.

- Вообще этого не должно быть. Это моя точка зрения. Еще раз повторюсь, все должно быть направлено на получение знаний. У меня внук, любимый балбес. Он мне говорит, ты что, такой телефон кнопочный уже не модный. Сейчас у многих школьников дорогие телефоны. Но ведь это не значит, что они хорошо учатся. Родители не хотят, чтоб их ребенок выглядел «лохом» по сравнению с другими детьми. Но знания-то дети не получают. Они хотя выпендриться и показать, что круче других. Сейчас детей в школу определяют не по тому, какие знания там дают. Выбирают там, где меньше поборы за статус школы. А статус совсем не означает, что дадут хорошие знания. В свое время я окончила математическую школу. Туда шли дети, которые хорошо учились и имели тягу к определенным наукам. Но тогда статус школы совершенно не означал, что будут большие поборы или что там учатся дети, чьи родители имеют определенный социальный статус и большую зарплату. Нет. Это были дети, которые хотели получить знания и имели к тому данные.

- Ольга Николаевна, а ваш внук стал бы носить форму, как вы думаете?

- Мой внук сейчас избалован тем, что уже нужно иметь джинсы подороже. Его пресекают в этом, а он обижается, что будет выглядеть не так красиво, как друг, у которого финансовые возможности больше, чем у нас. Он будет сопротивляться, естественно. Но я думаю, что для самого младшего это будет нормально, потому что так нужно и так положено. А вот когда начнешь работать и зарабатывать деньги, сможешь покупать такую одежду, какую хочешь. По крайней мере, я постараюсь внушить это родителям и внести свою лепту в воспитание.

- Как вы думаете, повышенное внимание к школьной форме - это не попытка отвлечь от реальных проблем, существующих в сфере образования?

- Мне кажется, что власть почувствовала ситуацию, когда ребенок становится неуправляемым, когда его голова забита только материальным. Хотя, безусловно, есть ребятишки, у которых имеется тяга к знаниям. Но они становятся, к сожалению, изгоями, они как белые вороны. Они могут быть гениальными, но при этом выглядеть не так, как все остальные, потому что доход семьи не позволяет тратить деньги на дорогую одежду. Я за то, чтобы оценивали не по одежке, а по уму.

 


Форменное безобразие Дмитрий Аяцков
, директор ПИУ им. П.А. Столыпина:

- Мое искренне мнение, как гражданина и человека: форма должна быть, начиная от Президента и заканчивая ребенком в детском садике. Это очень здорово дисциплинирует. Это есть во многих странах мира. Псевдодемократия приводит к тому, что появляется разболтанность с садика, со школы, с вуза и так далее. Я за то, чтоб была школьная форма. Но она не должна быть одним мазком на всю Россию. Для Саратовской области одна, а может быть, и для каждой саратовской школы разная. Не должно быть переборов вроде фуражек и ремней, как я ходил в школу в фуражке, с ремнем и белым воротничком. Но единый стиль должен быть. Красиво, удобно и так далее.

- Вам нравилось носить форму?

- Когда я пошел в первый класс, форму мне купили на вырост, она была большая, шерстяная и серая. Когда я ее надел, меня подвязали ремнем, надели фуражку. Мне это дело не очень понравилось. Я расстегнул ремень и говорю маме: ты мне заправь рубашку в брюки. Когда она заправила, в брюках оказалось так много материи, что я стал похож на клоуна. А так в форме ходил до 8-го класса.

- А если бы сейчас ввели форму и обязали вас ее носить, вы бы согласились?

- У меня и сейчас есть губернаторская форма. Я ее не надеваю, потому что я не губернатор. Но надо ввести форму для государственных чиновников. Ввели же реестр чиновников. Почему форма есть у аудиторов Счетной палаты, у железнодорожников, у летчиков? И у чиновников должна быть форма. Я не говорю, что они должны носить ее каждый день. Но есть мероприятия, когда государственный чиновник обязан надеть форму. У меня на столе сейчас лежит знак, ему 152 года. До отмены крепостного права крестьяне подчинялись барину, а когда его отменили, кому они должны были подчиняться?

- Каждый сам себе?

- А вот и нет. У нас все сами себе подчиняются сегодня, поэтому и порядка нет. Был сельский староста. Народ выбирал себе вожака, сельского старосту. Ему давали такой вот жетон, красивый, он висел на груди. Народ избрал, и народ видел своего вожака, старосту.

- Как вы думаете, сами школьники будут против?

- А ребенка-то кто-нибудь спросил? Он же не должен в песочнице играть в форме. Это ровно столько, сколько он учится. Он отучился 5 часов, пришел домой и переоделся. Форма дисциплинирует. Вспомни, когда ты в последний раз слышала слово «дисциплина»? Кроме как я сейчас говорю? Где-нибудь было напечатано или кто-нибудь тебе сказал? Если будет дисциплина, не надо будет принимать законов против коррупции, заниматься разной ерундой. Человека надо с детства приучать к дисциплине. Давайте представим, если бы каждый в армии ходил, в чем хотел? Или вот мы пришли в самолет, видим Васю в телогрейке, и он говорит: а я пилот, сейчас я вас прокачу Саратов-Москва?

Давайте с этого начинать. Конечно, будут какие-то недовольные. Я слышу разговоры. Например, девушки говорят: у меня целый шкаф красивых платьев, когда их носить. Я ярый сторонник того, чтобы на работе, в школе и во власти была форма. Необязательно, чтобы Президент каждый день ходил в форме. Но вот когда он зачитывает послания, когда приходит в Совет Федерации, в Думу, когда он принимает парад... Нет, я не говорю, что у него должны быть погоны, звезды, как у Брежнева. Просто форма.

- У вас в институте есть дресс-код для студентов и преподавателей?

- Конечно. Нельзя носить юбку, чтоб трусики было видно, нельзя ходить в драных джинсах. У нас вообще ребята дисциплинированные. Они очень отличаются от других студентов. У нас будет разрабатываться единый шарфик для женщин и единый галстук для мужчин, все определенных цветов. Будут носить преподаватели, студенты захотят носить - будут носить. Мы разработали специальный значок. Тоже будут носить. Ну а не будут, значит, не будут. Премию тогда не получат (смеется). Мы просто выдаем это, покупать не надо.

 

Форменное безобразие Роман Чуйченко, министр информации и печати:

- Могу сказать, что школьная форма является привычным атрибутом во многих странах. В Японии, в Великобритании престижные школы обычно имеют свои собственные знаки, эмблемы, форму. Даже в художественных произведениях есть школьная форма, вспомните «Гарри Поттера». Есть определенные традиции национальные, исторически сложившиеся. Само по себе введение школьной формы является, на мой взгляд, глубоко приемлемым и позитивным явлением. Например, мой сын учился в одной из школ Екатеринбурга, где была введена своя школьная форма. Там был дресс-код: темные брюки, светлая рубашка и жилетка с эмблемой школы. И все носили, никакой идиосинкразии не возникало. Была трикотажная жилетка, у младших, средних и старших классов эмблемы различались цветом.

- Вы носили форму в школе?

- Безусловно. Я учился в Советском Союзе, тогда, если вы помните, у всех была школьная форма. У девушек были платьица с фартуками, а мальчики ходили в пиджаках и брюках из практичной, устойчивой к внешним воздействиям ткани.

- Вам нравилась форма?

- Я об этом абсолютно не задумывался. Мне это казалось совершенно естественным. Мальчики в мое время были ориентированы на то, чтобы пойти в армию. И вопрос формы всегда был вопросом если не престижа, то чего-то мужского. Сейчас парадигма немного сменилась, но я считаю, что будет правильно вернуть ее в прежнее русло.

- Не получится ли из наших школьников серая безликая масса? Не потеряют ли дети свою индивидуальность?

- Это вкусовщина, потому что индивидуальность - это предмет обсуждения. А так можно убить коллективность. Вот открываем журнал «Китай». Китай, как вы знаете, - одна из лидирующих экономик и одна из наиболее культурных стран. Читаем: «У каждой страны и нации своя мечта. Используя опыт другой страны, вне зависимости от того, говорим мы о китайской или американской мечте, важно не впадать в крайности». Я именно это хотел сказать: не надо впадать в крайность. «Не секрет, что крайняя форма американского индивидуализма негативно сказывается на развитии США, - говорит Вэй Дай, спец по вопросу международной культурной стратегии. - Об этом свидетельствуют такие травматические и вызывающие долговременные последствия события, как крупнейшая в истории финансовая афера Бернарда Медоффа или бойня, которую в конце прошлого года устроил в начальной школе Коннектикута молодой американец. А Китай со своей стороны должен уделять особое внимание в своем развитии защите законных прав и творческого духа каждого гражданина». То есть индивидуализм и чувство коллективизма надо в равной степени воспитывать. Я думаю, они являются диалектической парой, а не единственной безусловной ценностью, превалирующей над другой.

- Какой, по-вашему, должна быть форма?

- Я считаю, что сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник. Я не обладаю необходимыми навыками и образом мышления, достаточными для того, чтобы решить, какой должна быть форма. В любом случае, уже есть какие-то образцы формы, и в нашей стране, и в других, все уже есть, и я не уверен, что надо искать какие-то оригинальные подходы.

 

Форменное безобразие Михаил Горемыко, заместитель председателя правительства Саратовской области

- Как вы считаете, насколько целесообразно вводить школьную форму?

- Я не вижу в этом ничего плохого. На мой взгляд, единообразие в одежде, определенный вкус к деловому стилю, который воспитывается с детства, необходимы сегодня для школ.

Более того, школьная форма - это общепринятый стиль во многих странах мира и во многих учебных заведениях, и считается хорошим тоном.

- В Интернете активно обсуждается вопрос введения школьной формы. Бытует мнение, что форма убивает индивидуальность школьника. По-вашему, это справедливое утверждение?

- Ни какую индивидуальность школьников форма не убивает и убить не может. Как может оболочка убить внутреннее содержание?! Если оно есть, то оно есть, если у ребенка есть индивидуальность, значит она останется.

- В чем плюсы и минусы школьной формы, на ваш взгляд?

- В школьной форме вижу в основном одни плюсы.

- Вы носили форму, когда учились в школе, нравилась ли она вам? У вас не возникало протеста?

- Когда я учился в школе, конечно, носил форму, и это не вызывало ни у кого никакого протеста. Причем она и тогда была нескольких видов - мы могли пиджак носить, могли носить куртку, как бы укороченный вариант. По цвету рубашки тоже вопросов особых не ставилось, рубашка могла быть разной, только желательно однотонной. Никаких проблем не было.

- Если бы вы проектировали форму, какой бы она была?

- Форма должна соответствовать возрасту ребенка, должна быть красивой, удобной и практичной.

- Хотели бы вы, чтоб ваши дети носили форму?

- Да, я бы хотел, чтобы мои дети носили форму, однозначно.

 

Форменное безобразие Юлия Бакаева, заместитель главного редактора ИА «Версия-Саратов»

- Как ты думаешь, нужна ли саратовским школьникам форма?

- Не понимаю, что изменится, если школьники должны будут в обязательном порядке носить форму. Они станут лучше учиться? Или, может быть, скорее овладеют школьной программой? Не думаю. Тогда какой смысл наряжать всех в одинаковые костюмы? При этом бедным детям не оставляют выбора, сказали: надевай - и точка! Предлагаю законодателям начать с себя - ввести форму депутата Госдумы, чиновника и так далее. И пусть ходят все одинаковые. И костюмы пусть будут не «Бриони» всякие, а с ткацкой фабрики «Рассвет коммунизма». Месяц походят - а потом уже пусть принимают закон о школьной форме, если, конечно, не передумают за это время.

- В Интернете активно обсуждается вопрос введения школьной формы. И многие уверены, что форма убьет индивидуальность школьника. Как ты считаешь, это справедливое утверждение?

- Одежда на индивидуальность не влияет. Если есть зачатки лидерства, уникальности и прочих подобных качеств - разве их скроешь за школьной формой? Да никогда.

- Плюсы и минусы школьной формы, на твой взгляд.

- Ну, из плюсов разве что отпадет мучительный вопрос, что надеть? И еще - плюс или минус, не знаю - если школьник темной-темной ночью решит ограбить банк, то потом забавно будет наблюдать, как его ищут по приметам.

- А ты носила форму?

- Первые годы обучения - до третьего класса - я носила школьную форму, такую коричневую повседневную и синюю парадную. Затем ее отменили, а в седьмом классе снова попытались ввести. В итоге отменили, так как практически все девочки решили ее «модернизировать», обрезая юбочки и срезая верхние пуговицы на пиджаках. Мудрые «школьные правители» махнули рукой и разрешили ходить в своем.

- Из этой затеи властей что-нибудь выйдет?

- Судя по некоторым другим инициативам, которые, вопреки здравому смыслу, все-таки прошли, думаю, возможно всё.

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (3)
31 мая 2013, 10:39

Формой нельзя заменить содержание.  Введение формы удобно для управления - все одинаковые и все равны. КАк солдатики в строю. Но школа - не для воспитания солдатиков, этимм занимались во времена молодости Алимовой.  Сегодня  надежда на тех, кто инициативен, самостоятелен. Форма в Англии - не указ, страна  другая, гражданское общество  существует давно, демократия - не липовая.  Требования к одежде долны быть, а форма - не нужна.

ответить
31 мая 2013, 10:41

Аяцков теперь выглядит как Алимова?

ответить
31 мая 2013, 13:02

не будет никакой дисциплины. вы смеетесь что ли? должно смениться несколько поколений, чтоб форма начала дисциплинировать. да и то, учитывая наш менталитет, и через сто лет не будет такого.

ответить
на главную