Выкидыш следствия

Выкидыш следствия

На этой неделе суд в очередной раз высказался о некомпетентности следователя Александра Фомина. Этот сотрудник ГСУ ГУ МВД РФ по Саратовской области вот уже больше года безуспешно пытается найти состав преступления в действиях Марины Шуляк при отсутствии самого события преступления. В итоге следователь Фомин обратился за помощью в этом деле... к самой Шуляк! Потом следователь Фомин был допрошен ее адвокатом Еленой Сергун и досмотрен судебными приставами...

Следователь Фомин: «Судебный пристав мне говорит: «Давай будем твою сумку досматривать», а я ему: «Да щас! Ты мне покажи закон, на основании которого ты можешь мои личные вещи досматривать». Он говорит: «Ну хорошо, щас покажу».

Помощник прокурора Макухов: «И что?»

Следователь Фомин: «И показал...»

(диалог из зала суда - «нарочно не придумаешь»)

 

На этой неделе суд в очередной раз высказался о некомпетентности следователя Александра Фомина. Этот сотрудник ГСУ ГУ МВД РФ по Саратовской области вот уже больше года безуспешно пытается найти состав преступления в действиях Марины Шуляк при отсутствии самого события преступления. В итоге следователь Фомин обратился за помощью в этом деле... к самой Шуляк! Потом следователь Фомин был допрошен ее адвокатом Еленой Сергун и досмотрен судебными приставами...

А в промежутке между этими интересными «следственными» и иными «непроцессуальными» действиями Фомин якобы умудрился «согласовать» «окончательный проект постановления о привлечении в качестве обвиняемой» с сотрудниками прокуратуры Саратовской области, заявлением о чем поверг в шок и самих прокурорских работников, и судью. Страшно представить, на что еще способен этот человек, наделенный полномочиями следователя. Радует только то, что, по собственному признанию, приговор для Шуляк он еще с судом согласовать не успел...

В минувшую пятницу в Октябрьском районном суде Саратова было жарко и в силу погодных условий, и из-за накала страстей. Шутка ли, судье Федору Бондареву предстояло рассмотреть жалобу адвоката Марины Шуляк - Елены Сергун - на очень оригинальные «следственные действия» сотрудника ГСУ ГУ МВД России в регионе Александра Фомина. О весьма сомнительной с точки зрения законодательства РФ деятельности этого следователя мы уже сообщали на страницах «Газеты Наша Версия». В частности, рассказывали о незаконном отобрании подписки о неразглашении данных предварительного следствия с обвиняемой Марины Шуляк, произведенном Фоминым вопреки определениям Конституционного суда и признанным незаконным саратовскими служителями Фемиды. Подробнее об этом - в статье «Явка с повинной» (газета №16 (218) от 26 апреля 2013 года).

Предыстория произошедшего на днях шоу в районном суде вкратце такова: речь идет об уголовном деле, возбужденном в прошлом году. В качестве обвиняемой по нему проходит Марина Шуляк. На данный момент есть основания предполагать, что поводом для возбуждения уголовного дела мог послужить ложный донос, понадобившийся неким лицам для достижения своих неблаговидных целей - давления на бизнесменов с целью «отжать» имущество и крупные суммы денег. Ну а в качестве разменной монеты, в лучших традициях ментовского беспредела, «оборотни» попытались использовать женщину.

Была создана следственная группа из достаточно колоритных персон - вышеназванного следователя Александра Фомина и специально откомандированного для расследования этого «сверхважного» дела из следственного отдела города Саратова Виталия Горюнова. Именно эти лица уже более года и препятствуют реализации законных прав обвиняемой Шуляк на справедливое судебное разбирательство, что уже неоднократно подтверждалось решениями районного и областного судов. По всей видимости, такое отношение к женщине вызвано тем, что следствие в открытую демонстрирует обвинительный уклон и свою симпатию «потерпевшему», в чем неоднократно мог убедиться корреспондент нашего издания, посещающий судебные процессы по жалобам адвоката Елены Сергун на действия или бездействие представителей ГСУ. Ну а сам следователь Фомин без стеснения называет преследование Марины Шуляк не иначе как... своим «детищем».

Писк следствия

Итак, вернемся в зал заседаний Октябрьского районного суда. Пятница, 7 июня 2013 года. К назначенному сроку пришли все участники процесса по жалобе Елены Сергун, кроме главного действующего лица - следователя Фомина. Судья Федор Бондарев начинает процесс и тут же объявляет перерыв на 15 минут в надежде на то, что нарушающий дисциплину следователь все-таки прибудет и предоставит суду обещанные им документы. А пока все находятся в недоумении, куда запропастился Фомин, расскажем немного о сути самой жалобы адвоката.

Оказалось, что Александр Фомин, для того чтобы продлить срок предварительного расследования в отношении Марины Шуляк, 26 апреля текущего года проинформировал Следственный департамент МВД России о проведенных им по уголовному делу действиях и среди прочего указал: «согласован с прокуратурой области окончательный проект постановления о привлечении в качестве обвиняемой Шуляк М.А.». Поскольку подобные согласования противоречат не только здравому смыслу, но и законодательству России, адвокат Елена Сергун потребовала признать это действие незаконным.

Впрочем, ни у кого не вызывало сомнений то, что Фомин сошлется в этом случае на какую-нибудь «техническую ошибку» (как бывало ранее) или опечатку, допущенную при составлении списка своих следственных действий. Во всяком случае участвующий в процессе старший помощник прокурора Октябрьского района Игорь Макухов, в ожидании следователя, озвучил именно такую версию, когда адвокат Елена Сергун попросила его высказать свое отношение к «согласованиям» действий Фомина с представителями надзорного органа.

Между тем, в зале все-таки появился запыхавшийся Фомин, объяснивший, что из-за пробок пришлось оставлять свое авто чуть ли не на другом конце города и добираться в суд пешком. Однако, по его словам, не только транспортный коллапс и «профессионализм» в вождении помешали ему своевременно прибыть на заседание. Оказалось, что на проходной районного суда на небольшую сумочку Фомина сработали металлодетекторы, что насторожило судебных приставов, охраняющих здесь общественный порядок. «Я им удостоверение показываю, а рамки пищат», - посетовал следователь и рассказал о своем длительном споре с приставами, которые в итоге доказали Фомину, что тот обязан показывать содержимое своей сумки по первому требованию.

В итоге следователь и вовсе предположил, что это... адвокат Елена Сергун дала указание приставам задержать его на входе в суд и досмотреть! К счастью, такую догадку он озвучил с неким подобием улыбки на лице, так что есть основания считать это заявление проявлением чувства юмора Фомина. Хотя, учитывая тот факт, что сам Фомин незадолго до этого случая позволил адвокату Сергун себя допросить в ходе допроса обвиняемой Шуляк, едва ли можно усомниться в том, что свои безумные догадки следователь высказывал вполне серьезно.

Кстати, документ, подтверждающий факт допроса Фомина адвокатом Сергун, следователь сам же и предоставил в распоряжение суда вместе с ходатайством о продлении срока предварительного расследования, в котором указано на наличие неких «согласований» с прокурорскими работниками проекта постановления о привлечении Шуляк в качестве обвиняемой. Тут же в зале суда эти доказательства озвучили. Здесь руководитель следственной группы Фомин предстает во всей своей красе, оголяя отсутствие собственной компетентности до такой степени, что страшно и говорить.

Допрос следствия

Начнем с первого из документов, приобщенных к материалам дела Фоминым, - протокола допроса обвиняемой Марины Шуляк от 29 мая 2013 года. Здесь, помимо фееричного финала, когда допрашивали уже самого следователя, стоит уделить внимание и некоторым интересным, с точки зрения изучения компетентности Фомина, моментам. Например, вот эта цитата, которую адвокат Елена Сергун зачитала в ходе судебного заседания в первозданном виде прямо из протокола, составленного вторым членом следственной группы Виталием Горюновым:

«Вопрос следователя Фомина А.В. обвиняемой Шуляк М.А.: Судя из Ваших показаний, которые Вы дали сегодня, то есть 29.05.2013 года об отсутствии события и состава преступления я понял, что в уголовном деле отсутствует события преступления, а в Ваших действия отсутствует состав преступления, поясните в ваших действиях, в которых отсутствует состав преступления, имеется ли другой иной состав противоправных действий в отношении Богданова И.А., и понимаете ли вы понятия состав преступления и события преступления, если да то поясните их, либо Ваши ответы навязаны Вашими адвокатами и не является оказанием юридической помощи, и вы не понимаете данных юридических понятий?

Ответ Марины Шуляк: Заданные вопросы следователем Фоминым А.В., считаю носят провокационный характер с целью оказания на меня психологического воздействия. Доказывания события преступления и состава преступления лежит на органах следствия и попытка переложить это на меня противоправно и не законно».

Если кошмарное владение русским языком господам следователям еще можно простить, то ужасающий своим бредовым посылом вопрос Фомина, дословно записанный Горюновым и зачитанный Еленой Сергун, может указывать на полную юридическую безграмотность, которую представителям ГСУ простить уже никак нельзя. Получается, что более года Фомин и его товарищ занимались черт знает чем, а теперь просят саму обвиняемую придумать себе «иной состав преступления»?! Докатились...

Однако на этом следователь Фомин в день допроса Шуляк не остановился и спросил у нее и ее адвокатов, не хотят ли они задать вопросы присутствующим? Елена Сергун рассказала, что решила воспользоваться таким странным поведением следователя, и заявила, что у нее есть вопрос к участнику следственного действия - Александру Фомину. И тут началось! Продолжим цитировать в том виде, в котором предоставленный следователем в суд протокол зачитала Елена Леандровна:

«Вопрос адвоката Сергун Е.Л. следователю Фомину А.В.: Соответствует ли действительности, что постановление о привлечении от 29.05.2013 года в качестве обвиняемой Шуляк М.А. согласовано с прокуратурой Саратовской области, как это указано в постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия от 26.04.2013 года?

Ответ следователя Фомина А.В.: отказываюсь отвечать на вопрос, без пояснений.

Вопрос адвоката Сергун Е.Л. следователю Фомину А.В.: В связи с чем, при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемой Шуляк М.А. от 29.05.2013 года не было принято во внимание заключение специалистов Министерства обороны РФ, что подписи от имени Богданова И.А. на договоре купли-продажи, передаточном распоряжении выполнены самим Богдановым И.А.?

Ответ: Постановление о привлечении в качестве обвиняемой Шуляк М.А. от 29.05.2013 года вынесено в соответствии с Законом.

Вопрос адвоката Ионова О.А. следователю Фомину А.В.: следует ли из данного Вашего ответа проявление тенденциозности и заведомо обвинительного уклона в отношении Шуляк М.А.?

Ответ: Как я понял вопросы заданные стороной защиты адвокатом Ионовым и Сергун являются допросом следователя Фомина А.В., то есть меня. В настоящем следственном действии я принимаю участие как лицо оказывающее содействие основному следователю, то есть Горюнову В.Ю., который ведет следственное действие, а именно допрос в качестве обвиняемой Шуляк М.А. Поэтому все вопросы заданные адвокатом Сергун Е.Л. и Ионовым О.А. и ответы следователя Фомина А.В., то есть мои не влекут юридической силы».

Угрозы следствия

Уже после оглашения этого документа все участники процесса, надо полагать, хорошенько призадумались не только по поводу компетентности следователя Фомина, но и других его качеств. Однако следователь заготовил почтенной публике еще кое-что - на сладенькое. Видимо, в этот день он решил устроить свой звездный час. И, надо сказать, у Фомина задуманное получилось!

Изучив второй документ - ходатайство о продлении срока предварительного расследования, судья Федор Бондарев задал следователю вопрос: «Скажите, с кем именно вы согласовывали в прокуратуре области окончательный проект постановления о привлечении Шуляк в качестве обвиняемой, было ли это на самом деле и, соответственно, поясните суду, чем вызвано появление этой информации в ходатайстве?»

Как мы уже говорили выше, скорее всего, все участники процесса ожидали от Фомина заявления о допущенной им досадной ошибке или чего-то подобного. Ведь не может же здравомыслящему человеку прийти в голову то, что некие согласования действий следователя с сотрудниками прокуратуры не только возможны, но и являются «следственным действием». Но нет! Когда заговорил Фомин, у старшего помощника прокурора Игоря Макухова в прямом смысле слова глаза на лоб полезли, а судья Федор Бондарев и вовсе закрыл лицо руками, чтобы присутствующие не увидели на нем выражение то ли изумления, то ли возмущения.

«Мной согласовывался окончательный проект постановления о привлечении Шуляк в качестве обвиняемой в прокуратуре Саратовской области, - заявил Фомин. - С кем именно? Там не один прокурор участвовал надзирающий в данном процессе. Для чего все это согласование было сделано? Здесь никакого нарушения не было со стороны следствия, а также прокуратуры, в связи с тем, что в самом законе отсутствует такое понятие, как «нельзя следователю делать таких вот действий, как согласование того или иного нормативного документа». Данное действие было сделано в связи с тем, что, как гласит у нас уголовно-процессуальный кодекс, уголовное преследование от имени государства осуществляется не только прокурором, но и также следователями. И прокурор у нас является органом, который поддерживает обвинение, следит за законностью в соответствии с УПК. И поэтому данное решение было принято именно для того, чтобы именно с тем органом было согласовано, который будет в дальнейшем, если подпишет обвинительное заключение, поддерживать обвинение. То есть, чтобы он знал непосредственно, что конкретно будет произведено. То есть, самого нарушения такого не существует, поэтому я считаю, что это все было сделано законно и согласованно. Закон этого не запрещает, а что не запрещено, соответственно, все действия считаются законными и разрешающими».

После этой тирады в зале суда на минуту повисло гробовое молчание. Фомину, чтобы вывести присутствующих из ступора, пришлось несколько раз повторить: «У меня всё». Собственно, если бы у следователя было припасено еще что-нибудь в том же духе, то дело, наверное, могло и вовсе закончиться вызовом «скорой помощи» для слабонервных участников процесса.

Адвокат Елена Сергун выразила сомнение в достоверности сказанного следователем и задала вопрос Фомину: «Учитывая ваше признание и то, что через сторонних людей Марине Шуляк передают угрозы, что якобы с судом уже согласован срок, на который ее посадят в тюрьму - 5 лет, вы еще не согласовали вопрос о приговоре Марине Шуляк с судом?» Следователь Фомин ответил: «Нет».

После этого воодушевляющего ответа Елена Сергун заметила, что слова следователя о согласовании с прокурорскими работниками постановления о привлечении в качестве обвиняемой могут быть наговором на сотрудников надзорного органа, поскольку это позорит прокуратуру Саратовской области и может являться неким методом шантажа как прокуроров, так и судьи. Соответственно, адвокат продолжала настаивать на удовлетворении своей жалобы.

Как только судья Бондарев объявил, что рассмотрение жалобы окончено и оглашение постановления состоится утром в понедельник, 10 июня, старший помощник прокурора Октябрьского района пулей вылетел из зала суда, а следователь Фомин в присутствии помощника судьи и адвоката Марины Шуляк стал произносить громкие речи с элементами угроз в адрес сотрудников надзорного органа.

«Я сказал судье, что это правда! Я что, сказал: «Нет, ваша честь»? Нет! Я не говорил, что это ошибка или опечатка! Разве где-то написано, что я не могу согласовывать с прокуратурой эти вещи? Суд привык слушать адвокатов - ваши красивые слова, - обратился Фомин к Елене Сергун. - Вы хотите знать правду? Посмотрим на решение суда. Если оно будет не в мою пользу, если в прокуратуре области будут отрицать, что согласовывали со мной постановление, то я начну называть фамилии тех, с кем согласовывал! Вы этого хотите? Получите! Причем не только с областной прокуратуры имена, а с Октябрьской прокуратуры тоже. Где написано, что я не могу согласовывать и писать об этом? Я что хочу, то и пишу!»

Некомпетентность следствия

К счастью, угрозы Фомина о том, что он начнет называть фамилии прокурорских работников, которые якобы с ним что-то согласовывали, не возымели своего действия ни на представителя надзорного органа в суде, ни на судью. В итоге 10 июня было оглашено постановление судьи Октябрьского районного суда, где, в частности, говорится следующее: «Доводы следователя о том, что он руководствовался нормами УПК РФ, указав в постановлении вышеуказанное следственное действие, основаны на неверном толковании закона. В связи с чем суд считает необходимым признать несоответствующим закону указание в постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия от 26.04.2013 года на то, что за предшествующий период следствия с 05.03.2013 по 26.04.2013 года следователем Фоминым А.В. «согласован с прокуратурой области окончательный проект постановления о привлечении в качестве обвиняемой Шуляк М.А.», поскольку таким указанием следователь ставит под сомнение свою компетентность и способность осуществлять уголовное преследование по уголовным делам, самостоятельно направлять ход расследования уголовного дела, как того требуют положения ст.ст. 21, 38 УПК РФ, а также соответствие действий органов прокуратуры требованиям ст. 37 УПК РФ, в которой закреплены полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, чем затрагиваются права обвиняемой Шуляк М.А. на справедливое судебное разбирательство».

Суд постановил: «Признать незаконным указание следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области Фоминым А.В.... на то, что за предшествующий период следствия с 05.03.2013 по 26.04.2013 года следователем Фоминым А.В. «согласован с прокуратурой области окончательный проект постановления о привлечении в качестве обвиняемой Шуляк М.А.».

Стоит отметить, что компетентность следователя Фомина, в чьих руках уже более года в прямом смысле слова находятся жизнь и здоровье Марины Шуляк, уже неоднократно ставилась под сомнение судьями как районного, так и областного судов. И вот - новое постановление. Думаю, если вышестоящее руководство следователей Фомина и Горюнова, предлагающих обвиняемой самой придумать себе состав преступления и «согласовывающих» с кем-то свои действия, в ближайшее время не примет должные меры реагирования, черное пятно некомпетентности может лечь на всё ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области.

Интересно, какая оценка всему этому будет дана министром внутренних дел России Владимиром Колокольцевым и Генеральным прокурором РФ Юрием Чайкой?

Нужна ли такая слава ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области? Нужны ли им такие «ценные» кадры, как Фомин? Или уже пришла пора запретить таким «следователям» играть во вседозволенность со своим уродливым «детищем», которое иначе как выкидышем следствия назвать нельзя?

Вопрос остается открытым. Продолжение следует.