Здание мэрии Саратова на Первомайской, особняк на Шевченко, строения военного городка на Артиллерийской, корпуса психиатрической больницы и Технического университета… Что объединяет все эти здания разных исторических эпох, кроме саратовской прописки? Имя архитектора Владимира Карпенко, который приложил к их созданию свой талант. В июне 2013 года со дня рождения этого выдающегося зодчего исполнилось 140 лет
Здание мэрии Саратова на Первомайской, особняк на Шевченко, строения военного городка на Артиллерийской, корпуса психиатрической больницы и Технического университета… Что объединяет все эти здания разных исторических эпох, кроме саратовской прописки? Имя архитектора Владимира Карпенко, который приложил к их созданию свой талант. В июне 2013 года со дня рождения этого выдающегося зодчего исполнилось 140 лет.
Потомственный дворянин Владимир Константинович Карпенко родился в 1873 году в Ижевске, где его отец работал техническим мастером на оружейном заводе. 10 лет Карпенко-младший проучился в реальном училище в Кременчуге Полтавской губернии. Затем окончил архитектурное отделение Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В Саратов, с которым ему было суждено связать свою жизнь до конца дней, Владимир Карпенко прибыл в 1902 году, став младшим архитектором службы пути Управления Рязано-Уральской железной дороги. В 1904-м он сделался губернским земским архитектором и параллельно начал преподавать в Боголюбовском рисовальном училище. В 1911 году Карпенко организовал в Саратове школу огнестойкого строительства, которую возглавлял и до, и после революции 1917-го года, вплоть до 1929-го (с 1918-го она стала называться строительным техникумом имени Ленина). В 1921-м Карпенко был избран профессором политехнического института, а в 1930-м возглавил кафедру строительного искусства саратовского автодорожного института (САДИ), который известен нам сейчас как Технический университет. Иными словами, Владимир Карпенко стоял у истоков саратовской архитектурной школы. Кроме должностей в САДИ он был одним из организаторов и членов правления саратовского отделения Союза советских архитекторов. По нынешним меркам выдающийся саратовский зодчий прожил не слишком долгую жизнь - всего 63 года, но на его счету - более сотни проектов. Причем 90 из них были воплощены в камне в разных городах, включая Балашов, Хвалынск, Вольск, Астрахань и другие города. В Саратове творения Карпенко входят в число знаковых зданий города.
Панорама времён
Одно из них, наиболее известное большинству горожан и гостей Саратова, - это бывший торговый дом «Андрей Бендер и сыновья» на углу улиц Первомайской и Радищева, расположенный по соседству с художественным музеем и Областной думой. Много лет в нем квартирует администрация г.Саратова.
Сложно представить, но когда-то фасады этого сооружения были лишены каких-либо украшений. Оно было построено в 1867 году на средства саратовского купца Кузнецова. В 1911 году хозяином здания стал выходец из поволжских немцев Андрей Бендер. 100 лет назад, в 1913-м, он затеял реконструкцию здания, включая фасады, которой и занялся Владимир Карпенко. Многочисленные скульптуры и барельефы, без которых теперь сложно представить мэрию, были созданы по эскизам Н.Волконского. А скульптура льва, который смотрит на Театральную площадь, появилась в арке парапетной стены по личной инициативе Бендера.
Как писал ранее архитектор Борис Донецкий, именно Владимир Карпенко, вероятнее всего, является автором овальной пристройки к изящному желто-белому бывшему особняку Сибриной (Московская, 99, поблизости от пересечения с Вольской). А также бывшего доходного дома на Московской, 85 (напротив здания академии наук), который запоминается двухэтажным эркером в центре фасада, поддерживаемым крылатым демоном. Эти здания сам Карпенко не включил в перечень своих работ, который составил за полгода до смерти. Однако его авторство этих построек подтверждается другими источниками и свидетельствами.
На улице Провиантской можно увидеть красно-желтый двухэтажный жилой дом - бывший особняк Поляк, автором которого был Карпенко. У этого здания четкая симметричная форма в виде буквы П. На уличном фасаде по обеим сторонами второго этажа имеются массивные эркеры, которые издалека производят впечатление башен. Над балконом в центре здания - скульптурный портрет, увитый лентами и растительными завитками. Весь фасад тоже украшен многочисленными лепными венками и прочими излишествами, однако большая часть их повреждена временем. Да и вообще здание, у которого, по-видимому, немало хозяев, находится не в лучшем виде.
Из других проектов Владимира Карпенко, которые до сих пор исправно служат Саратову и его жителям, стоит упомянуть корпуса психиатрической больницы, здания бывшей саратовской селекционной сельхозстанции (ныне НИИ с/х Юго-Востока), строения военных городков в районе бывшего ракетного училища в Саратове и в Энгельсе. Кроме того, по проектам Карпенко были выполнены интерьеры главного вестибюля и большой аудитории бывшего САДИ - то есть, нынешнего СГТУ.
Обаяние модерна
К сожалению, до настоящего времени сохранились не все здания авторства Владимира Карпенко. К примеру, еще в 1960-х на улице Чернышевского был снесен яркий образец эпохи модерна - бывший музей естествоиспытателей, который доживал свои последние годы в качестве офиса рыбоохранного института. Как пишет известный исследователь саратовской архитектуры Сергей Терехин в своей популярной книге «Века и камни», этот дом стоял прямо на засыпанном городском рву, и потому от «неспокойного дыхания грунта» здание в итоге пришло в негодность. При взгляде на сохранившиеся фотографии очевидно, что в нем были воплощены многие черты архитектуры эпохи ар-нуво - форма целого и отдельных частей, характерные очертания окон, лента фриза на фасаде. Благодаря всему этому, по мнению Терехина, здание «запоминалось с первого раза».
Другой образец эпохи модерна авторства Владимира Карпенко хорошо сохранился до сих пор. Это бывший особняк и контора братьев Грингоф на улице Шевченко (неподалеку от ее перекрестка с улицей Чапаева), в котором много лет работает центральная детская музыкальная школа г. Саратова. Сергей Терехин называет это здание «лучшим образцом взаимодействия переселенческой традиции с эстетикой модерна». По его мнению, «своей выразительностью фасад обязан мощному центральному ризалиту», который завершен остроконечным фронтоном. У здания есть характерные для стиля модерн окна, балкон типичных очертаний и другие признаки эпохи.
Впрочем, внутри оно выглядит куда более рационально и сдержанно. Сегодня, конечно, сложно представить, каким особняк был «при рождении», сотню лет назад. Потолки в коридорах закрыты пластиковыми панелями, некоторые деревянные окна заменены на пластиковые. Но в любом случае, той характерной «текучести» и пластичности всего и вся, от потолков до дверных проемов, которой отличаются самые выдающиеся образцы стиля модерн, в особняке у братьев Грингоф точно не было. Такие черты сложно поддаются маскировке даже с учетом ремонтов. Все арки и окна - правильной геометрической формы. Парадная лестница подошла бы и зданию в классическом стиле - ее чугунные перила не спадают, подобно тропическим лианам, на ступени, как это принято в «махровом» ар-нуво. Они украшены лишь скромными витыми цветами и листьями. Потолок концертного зала школы тоже выдержан в строгом классическом стиле. Безусловным достоинством здания является то, что многие его окна до сих пор сохранили изначальную расстекловку с деревянными рамами и характерными ромбами. Выходящее на улицу Шевченко окно первого этажа, которое представляет собой характерный для модерна полукруг, разделенный на сегменты, принадлежит классу специального фортепиано. Отражаясь внутри помещения в полированных крышках двух роялей, окно превращается в почти полный эффектный круг.
Не надо громких слов
Другое здание авторства Владимира Карпенко, также востребованное муниципальными организациями, находится в куда менее приглядном состоянии. Это бывший филиал санкт-петербурского ломбарда, расположенный в центре проспекта Кирова, напротив гостиницы «Волга». Уже много лет в нем квартируют городской комитет по градостроительству и управление по культуре. Учитывая впечатление от состояния здания, в котором пребывает пристанище этих муниципальных ведомств, становится не удивительно, что культура и архитектура в Саратове много лет переживают не лучшие свои времена.
Это впечатление появляется прямо на входе, после того, как между двумя белыми колоннами открываешь дверь в левое крыло. Вместо чего-то респектабельного, подобающего возрасту и статусу здания, посетителей встречает несуразная будка, в которой делают ключи, ксерокопии и оказывают прочие подобные услуги. Строгий геометрический орнамент старой лестницы, уходящей вверх, подсказывает, что этот дом построили люди с серьезным подходом к делу. Однако темно-зеленые стены так сильно обшарпаны, что быстро появляется ощущение неустроенности и заброшенности.
Филиал ломбарда был открыт в Саратове в 1915 году. Специалисты определяют стиль спроектированного Карпенко 4-этажного здания как неоклассицизм. Сергей Терехин в своей книге обращает внимание на то, что автор «переосмысливает целые фразы из словаря классики», отмечая фасад, который «внушителен и строг», рустовку первого этажа, «изобретательные комбинации окон», а также четкое разделение общих, служебных и складских помещений.
«Самой эффектной находкой» архитектора Карпенко Терехин и другие исследователи называют ту самую лестницу, которая ведет в офисы городских комитетов. Она освещается стеклянным фонарем, устроенным на крыше. Свет из него падает в шахту лестницы почти до самого низа. Но деревянные рамы этого фонаря и потолок вокруг него сейчас находятся в убогом состоянии.
На сайте администрации Саратова в разделе «Достопримечательности» можно увидеть небольшую статью про бывший торговый дом Бендера, к котором сейчас работают городские чиновники. В ней оно обозначено как «дом Кузнецова». Но фамилия архитектора Карпенко указана там неверно («Корпенко»). Как писал ранее Борис Донецкий, могила архитектора на Воскресенском кладбище находится в неприглядном состоянии. Кстати, как и других выдающихся зодчих, благодаря талантам и стараниям которых Саратов получил то, что принято называть «неповторимым обликом города». В наше время громких слов про «память» и «благодарность потомков» произносится немало. Администрация города, которая активно пользуется зданиями авторства Владимира Карпенко, могла бы выразить свое почтение и уважение к нему конкретными действиями.