N23 (32) (19 июня 2009)   19.06.2009 | 00:04
Ипатов без багажа. Губернатор Саратовской области заставляет самолеты взлетать с места?
Рубрика: белая кость
Просмотров: 316
Версия для печати

1    Немало всяких мифов и легенд ходит по поводу работы местного монополиста «поневоле» - ОАО «Саратовские авиалинии». Говорят, что топ-менеджеры этого предприятия необоснованно завышают цены на авиаперевозки, там частенько задерживаются вылеты самолетов, да и вообще, мол, над организацией «висят» уголовные дела, со всеми отсюда вытекающими. Так это или нет, мы попросили рассказать непосредственных руководителей «Саравиа». На поверку оказалось, что в недрах саратовского монополиста скрывается куда больше интересных вещей.

    Миф 1-й: «Конкуренция»

    К сожалению, работа саратовского авиаперевозчика на сегодняшний день напрочь исключает такое понятие, как конкуренция. Именно поэтому стоит считать его одним из мифов «Саравиа», который, однако, уже некоторое время норовит превратиться в самую настоящую быль.

    Итак, совсем недавно стало известно о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, наконец, смогла отпраздновать победу над «Саравиа». Дело в том, что еще в 2008 году в ФАС обратились представители ОАО «А/К «ЦЕНТР-АВИА», возмущенные тем, что ОАО «Саратовские авиалинии» ограничило конкуренцию на рынке воздушных перевозок пассажиров на маршруте Москва - Саратов - Москва.

    Оказалось, что саратовские бизнесмены просто отказали «ЦЕНТР-АВИА» в согласовании временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов, без чего невозможно осуществлять перевозки пассажиров авиарейсами. Антимонопольщики этим очень обеспокоились и 22 сентября 2008 года вынесли решение о том, что ОАО «Саравиа» нарушило статью ФЗ «О защите конкуренции». ФАС предписала саратовцам согласовать временные интервалы с конкурентами, что, как видно, не устроило руководство «Саратовских авиалиний».

    Наверное, подобная ситуация не пришлась бы по нраву любому «подневольному» монополисту. Вот и менеджеры ОАО решили оспорить решение ФАС - сначала в Арбитражном, а потом и в Апелляционном судах Москвы. В конце концов, 10 июня сего года Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил обоснованность решения и предписания антимонопольного органа.

    Что с связи с этим предпримут на саратовском предприятии, пока судить рано. Просто уже до такой степени все привыкли к безальтернативности воздушных перевозок на территории области, что даже сложно представить себе работу «Саравиа» в условиях конкурентного рынка. Однако постараемся разобраться в тех самых «мифах и легендах», блуждающих вокруг этой организации по сей день.

    Миф 2-й: «Уголовные дела»

    Некоторые средства массовой информации в Саратовской области очень внимательно следят за событиями, разворачивающимися на территории ОАО «Саратовские авиалинии». Не будем связывать это с какими-то конспирологическими играми чьего-то разума, но отметим частое упоминание в СМИ неких уголовных дел, заведенных в отношении «Саравиа».

    Как оказалось, на самом предприятии ничего об этом не знают. Генеральный директор организации Александр Боков, в кабинет которого, кстати, попасть столь же сложно, как и на борт самолета (единственное - раздеваться на входе в здание не заставляют), сделал удивленное лицо:

   - Уголовные дела в отношении «Саратовских авиалиний»? Мы о таких, честно говоря, не слышали. Об этом необходимо спрашивать у тех СМИ, которые распространяют подобную информацию.

    К счастью, помимо самого главного менеджера ОАО, побеседовать с корреспондентом «Газеты Наша Версия» вызвались и несколько его заместителей, которые пояснили слова шефа. По их предположению, дела могли возбуждаться в отношении каких-то других лиц, но это каким-то образом связывается с деятельностью «Саратовских авиалиний».

   - В любом случае, мы должны были быть поставлены в известность, что против компании или руководства возбуждены уголовные дела, но этого не было сделано, - еще более укрепил свои позиции блаженного незнания г-н Боков. - Соответственно - нет никаких разбирательств по данному вопросу.

    Миф 3-й: «Задержки рейсов»

    Как известно, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) разместило на своем сайте информацию о том, что «Саравиа» в марте 2009 года стала одной из наиболее непунктуальных авиакомпаний в стране. Говорилось о том, что за выбранный для рассмотрения месяц ОАО организовало 219 рейсов. Из них 9% производились с задержками. Но и на такую критику в свой адрес у руководства саратовского предприятия нашлось что возразить:

   - Мониторинг происходит постоянно. Данные, представленные на сайте «Росавиации», отражают статистику без анализа причин задержки рейсов. В связи с этим, судить о пунктуальности авиакомпании по таким данным нельзя. Март - это месяц, который характеризуется сложными погодными условиями, а аэропорт Саратова вообще географически находится в очень сложной точке. Это и близость к Волге, которая при южных ветрах часто способствует появлению туманов. Поэтому говорить об их регулярности можно только с учетом причин задержек, - рассказал Александр Боков.

    По словам гендиректора, 20 из 219 рейсов (то есть, приблизительно эти 9%) были задержаны по метеоусловиям.

   - В целом же, по пунктуальности наша компания считается одним из лучших авиаперевозчиков в России. Например, за 2008 год у нас регулярность полетов составила 94%, и всего 6% были выполнены с задержкой, - добавил он.

   То, что задержки вылетов самолетов могут быть связаны с так называемым «человеческим фактором» (например, опозданием пассажиров), Александр Боков отверг как невозможное.

    Миф 4-й: «Губернатор всемогущий»

    - Александр Иванович (Боков - прим. авт.), в редакцию нашей газеты часто обращаются с жалобами на опоздания губернатора Саратовской области Павла Ипатова ко времени вылета самолета. Из-за этого якобы людям приходится 30-40 минут ждать в салоне воздушного судна.

    - Ну, это, конечно, большое преувеличение. На самом деле, в соответствии с правилами перевозок, регистрация пассажиров заканчивается за 40 минут до вылета. Далее начинается досмотр, оформление багажа и так далее. Учитывая занятость губернатора, можно понять, что ему нет смысла приезжать за час до вылета. Тем более что никакого багажа у него, как правило, с собой нет. Поэтому он приезжает за 20 минут до вылета. Однако это никак не сказывается на отлете воздушного судна. То есть, по причине позднего прибытия губернатора у нас задержек нет как таковых. Поэтому говорить о том, что его ждут, не совсем корректно.

    - Но вы же понимаете, что в салоне бизнес-класса наравне с Павлом Ипатовым летают тоже достаточно влиятельные люди. Они не удивятся, услышав от вас такой комментарий?

    - Просто им нужно пояснить, что по нашим документам существует допустимая задержка рейса от того времени отправления, которое обозначено в билете. На это есть законные основания. Во-первых, до непосредственного взлета есть 15 минут на руление самолета и еще 15 - на дозагрузку рейса (когда заканчивается регистрация и выясняется, что кто-то не пришел и есть свободные места, появляется возможность оформить желающих).

     Даже при задержке в 20-30 минут, как правило, посадка в пункте назначения производится по расписанию. Но это не означает, что у нас каждый рейс проходит с подобными задержками.

    (Получается, что задержка самолета по причине опоздания Павла Ипатова, если таковое действительно имеет место быть, может происходить на совершенно законных основаниях. То есть, руководство компании имеет право прикрыться вышеперечисленными пунктами допустимой задержки - на руление самолета и дозагрузку рейса - общей продолжительностью 30 минут.

    Хотя здесь вопрос тоже очень спорный. 15 минут на решение организационных вопросов с посадкой пассажиров на борт еще как-то можно принять за истину, но вот «руление самолета» - куда сложнее. Допустим, что возможные полчаса ожидания высокой персоны авиакомпанией израсходованы. Что тогда? Тогда самолет, по идее, должен прямиком, без руления, то есть с места, взлететь в воздух. Как это сделать, в принципе знают ученые от авиации. Однако как это сделать на ЯК-42, думаю, не знает никто.)

    Миф 5-й: «Цены на билеты»

    По заявлению Александра Бокова, «Саравиа» постоянно проводит мониторинг цен, запрашиваемых теми или иными перевозчиками за свои услуги. «Я могу смело сказать, что в линейке тех, кто летает на те же расстояния, у нас цены не выше, а порой даже ниже. Особенно по билетам бизнес-класса», - пояснил он.

    Почему же тогда рядовые саратовцы могут слышать славные истории о другой, не саратовской авиации? Те рассказы о нереально дешевых, по сравнению с местными, билетах на воздушные перелеты? Как оказалось, все дело опять же в мифической для нас конкуренции.

    Работники ОАО пояснили, что некоторые авиакомпании, из желания занять свою нишу, начинают работать с нереально низких тарифов. Однако такие услуги, по словам менеджеров «Саравиа», часто оказываются «уткой» - то есть не включается питание в стоимость перевозки, невозможно сдать купленный билет, необходимо приобретать его за месяц до полета и т.д. Таким образом, основного перевозчика вытесняют с рынка предоставления услуг, а потом резко повышают цены.

    Думается, что в этом и есть доля здравого смысла, однако по опыту регионов, в которых нормально работают по несколько перевозчиков, можно судить, что для рядовых граждан конкуренция - это скорее благо. А пока же саратовцы могут, похоже, гордиться только низкими ценами на перелеты бизнес-классом. Хотя Александр Боков в своем убеждении тверд.

    - Во всем мире бизнес авиаперевозок низкорентабелен. 5-6% рентабельности - это уже хорошо. У нашей компании, по итогам прошлого года, было 2%. Поэтому говорить о том, что высокие или низкие цены, - неправильно. Тем более что мы не имеем никакой поддержки со стороны бюджетов разных уровней и существуем только на те средства, которые удается заработать. До недавнего времени контрольный пакет акций предприятия был у государства, однако никогда поддержки из бюджета мы не получали, - заверил он.

3справка

    ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ВЗЛЕТЕ НА САМОЛЕТЕ

    Перед выруливанием со стоянки проверить работу двигателя и оборудования самолета. Запросить разрешение на выруливание. Получив его, проверить работу тормозов и, убедившись, что рулению ничто не мешает, отпустить тормоза и увеличить обороты двигателя настолько, чтобы самолет начал движение. Во время руления тормозами следует пользоваться плавно, нажимая на гашетку тормозов импульсивными движениями.

    При рулении самолет стремится развернуться вправо за счет действия реакции воздушного винта. Это стремление парируется отклонением руля направления влево.

2

 

 

 

 

 

 

    Схема и комментарий взяты с сайта Сосновоборского аэроклуба www.kummolovo.ru

Обсудить статью в ЖЖ

все статьи
номера
на главную