N29 (231) 2 августа 2013    02.08.2013 | 08:56
Электронный Брат следит за тобой!
Рубрика: кинопроба
Просмотров: 698
Версия для печати

Электронный Брат следит за тобой!Так вышло, что откровения бывшего сотрудника АНБ Сноудена, рассказавшего журналистам об электронной слежке своего правительства за гражданами многих стран (не исключая собственной), совпали по времени с завершением второго сезона одного из лучших американских телесериалов - «В поле зрения» (Person of Interest), где рассказывалось примерно о том же самом. По сюжету, компьютерный гений Гарольд Финч (Майкл Эмерсон) получал доступ к материалам аудиовизуального и компьютерного наблюдения за жителями Нью-Йорка.

Эту слежку санкционировало государство, встревоженное событиями 11 сентября 2001 года и готовое ради безопасности мегаполиса тайно вторгнуться в частную жизнь любого гражданина. Но есть нюанс: поборников порядка интересуют только террористы, а «обычные» городские убийства, которые тоже можно предотвратить, попадают в разряд незначительных и игнорируются. Спецслужбами - но не Финчем. Вместе с бывшим оперативником ЦРУ Джоном Ризом (Джеймс Кэвизел) он начинает собственную войну с преступностью на «атомарном» уровне. Однако такая игра опасна для жизни...

Прежде чем продолжить разговор о сериале, совершим небольшой экскурс в прошлое. 65 лет назад, после публикации романа Джорджа Оруэлла «1984», цитата «Big Brother is watching you!» облетела весь мир. На русском языке роман вышел только в конце 80-х, уже после того, как человечество перевалило за дату, указанную в заглавии книги. По-русски приведенная цитата звучала так: «Большой Брат следит за тобой». Этот перевод, кстати, был буквальным, но не совсем точным, поскольку «Big Brother» - все-таки «старший брат». Однако и переводчиков можно понять: образ старшего брата, который присматривает за младшим, казался чересчур мирным, едва ли не трогательным. В романе же речь шла о неусыпном пригляде за каждым, и это была не забота о родственнике, а тотальная слежка за потенциальным преступником - именно таким для государства считался, по умолчанию, каждый гражданин. Оруэлл писал антиутопию, еще не подозревая, что пройдет не так много времени - и техника действительно позволит властям предержащим не выпускать из виду любого члена социума.

Электронный Брат следит за тобой!

Когда планета Земля только-только перешагнула символическую грань миллениума, житель крупного мегаполиса мог попасть в объектив камеры видеонаблюдения примерно 12 раз в день. С тех пор прошло меньше полутора десятилетий, а число камер - на улицах, в офисах, в подъездах - увеличилось в сотни раз. Прибавьте к этому веб-камеры в ноутбуках и видеорегистраторы в каждом автомобиле. Прибавьте к этому систему компьютерного распознавания лиц, которая действует уже в аэропортах и вокзалах. Прибавьте спутники-шпионы, которые могут зависнуть над любым городом и дать нужную картинку. Прибавьте полицейские беспилотники, которые могут подлететь к окну на любом этаже.

Имейте в виду и то, что камеры можно оснастить датчиками движения, сенсорами, реагирующими на тепло, качественными микрофонами, способными включиться от первого шороха, и газоанализаторами, могущими «почувствовать» ваш парфюм. А теперь вообразите, что эти разрозненные данные можно собрать воедино на одном пульте - и всё, вы «под колпаком» у государства. Дрожь пробирает. На этом фоне классические страшилки «1984» выглядят чуть ли не идиллией: один микрофон, один наблюдающий телескрин Большого Брата на всю квартиру - просто детский сад какой-то!

Электронный Брат следит за тобой!На тему суперслежки еще в 90-е годы прошлого века был снят популярный фильм «Враг государства» (Enemy Of The State). Режиссер Тони Скотт («Последний бойскаут», «Настоящая любовь») превратил главного героя, сыгранного Уиллом Смитом, в адвоката-проныру, который балансирует на грани закона и играет в игры с мафией. И когда этот персонаж становится, по воле случая, объектом нехорошего внимания спецслужбы и ее шефа-негодяя Рейнольдса (Джон Войт), то прижучить его оказывается не так сложно: благо у спецслужб полным-полно разнообразных средств для того, чтобы держать человека «под колпаком» каждую минуту его жизни. Традиционную сюжетную схему «яппи в опасности» Скотт соединил с оруэлловской парадигмой в необычайно динамичном, прямо-таки ураганном триллере. Зная о том, что быстрый бег - залог успеха (проворность, если вы помните, помогла герою фильма стать одним из «людей в черном»), актер добрую половину фильма бегал на длинные и короткие дистанции. От наблюдения он скрыться не мог, но ему было по силам опередить людей-наблюдателей.

Картина Тони Скотта доказывала, что паутина тотальной слежки не так совершенна, как кажется. Все дело в «человеческом факторе»: чтобы тщательно надзирать за миллионами сограждан, нужно примерно столько же надзирателей. А кто будет наблюдать за наблюдателями? А за наблюдателями за наблюдателями? Ну ладно, если спецслужбам заранее известна цель. Но как понять, какая из сотен тысяч картинок, пришедших с сотен тысяч камер, сулит угрозу? Оруэлловский О’Брайен заработал бы сильную мигрень, оказавшись перед мониторами службы охраны обычного супермаркета. А если учесть, что злоумышленники проносят бомбы отнюдь не в контейнерах с надписью «Взрывчатка», и, общаясь по мобильному или в Сети, не называют теракт терактом, а заговор заговором, от пристальной слежки не так уж много пользы. Недаром герои культового сериала «24», оснащенные всеми шпионскими гаджетами, главную информацию вынуждены добывать по старинке: в лучшем случае - пентаталом натрия, в худшем - кулаком.

Казалось бы, обойти эту проблему невозможно. Но не зря «В поле зрения» спродюсирован виртуозом Дж. Дж. Абрамсом, знаменитым постановщиком «Шпионки» и «Остаться в живых»! Создатель нового сериала не только нашел выход, но и сделал его главной движущей силой сюжета. Самая трудоемкая часть слежки - сбор данных, классификация, выбор объекта - отдана персонажу, который вовсе не появляется на экране. Ибо это не человек, а компьютер, то есть сложнейшая машина, изобретенная Финчем. Именно электронный соглядатай вычисляет и вовремя выдает кандидатов «скорой помощи» Финча и Риза. И тут-то начинается самое интересное: все, чем располагают главные герои - номер социальной страхования предполагаемой жертвы убийства. Причем всякий раз Финч и Риз не знают ни о мотивах, ни о точных сроках, ни даже о том, что за человек подвергается смертельной опасности. Это может быть честный налогоплательщик и законопослушный гражданин, но может быть и преступник, которого хотят убить другие преступники...

Электронный Брат следит за тобой!Еще раз отвлечемся от сериала «В поле зрения». Дело в том, что Дж. Дж. Абрамс не был первооткрывателем и изобретателем сюжета: до него примерно тот же ход был предложен зрителям картины режиссера Д. Дж. Карузо «На крючке» (Eagle Eye, 2008). Молодой парень Джерри Шоу (Шиа ЛаБеф), в отличие от своего умненького брата-близнеца, - абсолютный лузер. Он работает за сущие гроши в копировальном центре и часто бывает настолько на мели, что не в силах заплатить квартирной хозяйке. Другой главный персонаж, молодая женщина Рейчел Холлеман (Мишель Монохэн) - тоже не из числа больших удачников: ее муж оказался полным придурком, и теперь женщина вынуждена в одиночку воспитывать маленького сына.

Через несколько минут после того, как мы познакомились с Джерри и Рейчел, в их жизни произойдут неприятные события. Джерри обнаружит внезапно не только крупную сумму на своем банковском счете, но и прорву оружия и террористического снаряжения прямо в своей комнате, и, не пройдет и минуты, как его зацапает ФБР. В то же время мобильник Рейчел зазвонит, и незнакомый женский голос скажет: «Если тебе дорога жизнь сына, ты будешь строго выполнять все мои приказы». В свою очередь, Джерри, которому такой же голос подсказал план побега, тоже получает инструкции. Ему надо их выполнить и при этом увернуться от ФБР. Но голос в телефонной трубке могуществен и может организовать героям множество бонусов, а преследователям - множество препятствий.

Начинается почти двухчасовое действие с погонями, перестрелками, перевернутыми машинами, падениями опор линий электропередач и инструкциями (куда бежать дальше), которые высвечиваются на попадающихся на глаза героев электронных табло... Уже к середине фильма умный зритель понимает, что организатор этого марафона - суперкомпьютер, созданный в рамках оборонного проекта «Орлиный глаз» и нацеленный на слежку. Именно он и манипулирует людьми и действует по-своему очень логично и крайне прагматично. А теперь мы опять возвращаемся к главной теме - к телесериалу.

Итак, вновь в поле нашего зрения работа Дж. Дж. Абрамса. Сериал «Person of Interest» великолепно смотрится и имеет очень высокий рейтинг не только благодаря главной идее, которая подталкивает сюжет. Свою лепту, без сомнения, внесли и главные персонажи: они не статичны, но внутренне развиваются от серии к серии. В Финче, маленьком смешном человечке, проступает несгибаемый боец, не боящийся рискнуть жизнью. Риз, поначалу примеряющий образ разочарованного громилы, уже к концу первого сезона обретает способность не только карать, но и миловать.

Под влиянием главных героев любопытным образом меняются и их помощники из полицейского участка. В «грязном копе» Лайонеле Фаско просыпается настоящий рыцарь, готовый к самопожертвованию, а «правильная» до мозга костей детектив Джосс Картер постепенно понимает: есть в жизни случаи, когда ради духа закона приходится нарушать (и порой сильно нарушать!) его букву. Примечательно, что по сюжету меняются не только люди - меняется и направляющая их машина. Она тоже эволюционирует, в ней просыпается разум, и ей уже мало быть электронным придатком борцов с преступностью. К концу второго сезона сериал меняет жанр и еще более напоминает телесиквел упомянутого фильма «На крючке», где жанру боевика придется подвинуться, уступив место научной фантастике.

Остается ждать, как поведет себя умная машина. И поскольку она действительно умная, сюжет третьего сезона непредсказуем...

все статьи
номера
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Цитата
Количество символов:0
Внимание! Количество символов
в комментарии не должно
превышать 2000 знаков!
КОММЕНТАРИИ (0)
на главную