Новоузенск - город небольшой, почти все друг друга знают. Тем не менее, Наталья Ермилова и Валентина Зуева познакомились только в октябре прошлого года, когда их мужья, оба сотрудники полиции, были арестованы, а позднее осуждены каждый на семь лет строгого режима. После вынесения приговора женщины всю ночь просидели молча, не зная, что делать. За полицейских, рискуя своими должностями, поручилось руководство
Новоузенск - город небольшой, почти все друг друга знают. Тем не менее, Наталья Ермилова и Валентина Зуева познакомились только в октябре прошлого года, когда их мужья, оба сотрудники полиции, были арестованы, а позднее осуждены каждый на семь лет строгого режима. После вынесения приговора женщины всю ночь просидели молча, не зная, что делать. За полицейских, рискуя своими должностями, поручилось руководство.
Весь состав Новоузенского РОВД подписал обращение в защиту сослуживцев, а в Администрацию Президента было направлено письмо, которое подписали 250 человек. В итоге приговор, вынесенный Новоузенским районным судом в отношении Дениса Ермилова и Алексея Зуева, шокировал участников процесса. По словам адвоката Николая Панкратова, в суде были представлены все доказательства невиновности полицейских, однако судья расценил иначе.
«Победа» правоохранительной системы
10 октября 2011 года Денис Ермилов замещал ушедшего в отпуск начальника новоузенской полиции Валерия Глущенко. Ермилов, служивший в Чечне, имеющий множество наград за храбрость, был на хорошем счету. В суде потом Глущенко заявит, что нисколько не сомневался в Ермилове и поручится за него лично. По официальным данным, которые озвучил на «победной антикоррупционной» пресс-конференции руководитель межрайонного следственного отдела Владимир Зигерт, 10 октября 2011 года следователь Зуев задержал три «КамАЗа» с металлоломом. Грузовики перевозили трубы, которые по контракту с саратовским «Водоканалом» демонтировал и утилизировал бизнесмен из Энгельса Василий Таранов. Документов на груз у водителей не оказалось, и большегрузы были препровождены на стоянку до выяснения обстоятельств.
«Затем весь пакет необходимых документов предприниматель предоставил, однако полицейские продолжали задерживать автотранспорт и не возвращали документы. Из-за простоя «КамАЗов» предприниматель нес убытки, в связи с этим он и обратился в Следственный комитет, а мы затем подключили службу собственной безопасности ГУ МВД области», - заявил Зигерт на пресс-конференции. По версии следствия, Ермилов и старший оперуполномоченный подразделения по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями Алексей Зуев, который отбирал объяснения у водителей, затребовали 75 тысяч за то, что «отпустят» машины.
Деньги должен был передать посредник - директор базы «Вторчермет» Александр Туманов. В суде потом будет заслушана аудиозапись, где Туманов рассказывает, как Ермилов несколько раз находил на базе среди металлолома ворованные вещи, и у полицейского с Тумановым не раз возникали на этой почве конфликты.
«Он молодой еще, не понимает, как нужно дела вести. Я раньше брал всё - и ворованное, и нет, а теперь знаю, у кого можно безопасно взять, а с кем осторожно нужно. В районе у меня всё схвачено. Тут даже не полиция решает», - звучит на пленке перемежающийся матом рассказ Туманова. Судья Владимир Денисов подобные разговоры проигнорировал.
Обоих полицейских задержали 12 октября 2011 года. Ермилова вызвали в 19:00, когда в отделе начали работать сотрудники службы собственной безопасности. В половине первого ночи задержанных увезли в Саратов. В три часа ночи Наталья Ермилова смогла дозвониться до мужа. «Все плохо?» - успела спросить она. «Да», - ответил Ермилов и пропал на двенадцать часов.
«В этом кошмаре мы живем три года», - говорит Ермилова. У них двое детей - сын-школьник и шестилетняя дочь. После ареста девочка увидела отца только в апреле 2012 года. Он появился дома так же неожиданно, как и пропал.
В отношении Зуева и Ермилова была избрана мера пресечения - подписка о невыезде. При этом они продолжали работать еще полтора года (вплоть до решения суда), имели доступ к оружию и секретной документации. Почему полицейским на полтора года предоставили такую свободу - непонятно. Наталья Ермилова объясняет это тем, что изначально адвокаты требовали суда присяжных, и, скорее всего, так бы и случилось, если бы заседание проходило в областном суде. С 1 января 2013 года изменилось законодательство, и теперь уголовные дела по обвинению по части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) подсудны районному суду.
«Следствие, прекрасно понимая шаткость доказательств, просто тянуло время, чтобы не проводить заседание с присяжными», - считает Ермилова.
Ермилов и Зуев сначала пропали на полгода (они находились в СИЗО), а после вынесения решения суда вновь покинули свои семьи - теперь уже на семь лет. Дочка Ермилова считает, что папа в командировке в Чечне, и каждый день спрашивает, когда тот вернется.
Стоит отметить, что жена следователя Зуева имеет статус свидетеля, хотя совершенно никакого отношения к работе мужа не имеет. Это еще один тревожный звоночек в этом деле. Из-за этого статуса она не имеет права видеться с мужем. По сути - это изощренная форма психологического давления на подсудимого.
Инициатива наказуема
Согласно версии защиты, Ермилов и Зуев сами готовили операцию по поимке взяткодателей - владельца автомобилей с металлоломом без документов Василия Таранова и его компаньона Туманова. Бизнесмены предложили решить вопрос «мирным путем» и недвусмысленно намекали на денежное поощрение. О подготовке операции полицейские 11 октября 2012 года уведомляли свое руководство. Начальник районного ОВД Валерий Глущенко и его заместители подтвердили в суде, что Денис Ермилов сообщал им о готовящейся операции. В тот же день был оповещен следователь СО СК Сергей Щербаков, и он в суде подтвердил этот факт. Главная проблема при подготовке заключалась в том, что бизнесмены не назначали дату и время передачи денег, что осложняло документальное оформление мероприятия.
В суде выяснилось: Таранов подал заявление в СК уже после того, как неоднократно побеседовал с майором Щербаковым. Во время заседания суда майор пытался это опровергнуть, но после представленной детализации телефонных переговоров ему пришлось подтвердить факт бесед. Свое поведение он объяснил тем, что давал предпринимателю «инструктаж оперативного характера». Однако по детализации переговоров видно, что инициативу в звонках зачастую проявлял сам следователь. Официально владелец грузовиков обратился в правоохранительные органы только на следующий день. Все эти действия были совершены вместо того, чтобы привезти документы на металлолом, которые требовали Зуев с Ермиловым. Несколько странное поведение для предпринимателя, заинтересованного в возвращении своего имущества.
В подготовке операции УСБ есть еще один странный факт. Согласно документам, 12 октября 2012 года с 14:40 до 15:10 сотрудники управления, готовившие операцию, и Туманов, который должен был передать взятку, находились в одном кабинете. Совсем иная картина получается при исследовании детализации телефонных соединений участников акции. По этим данным, владелец металлолома в указанное время находился на другом конце Новоузенска и созванивался с майором УСБ, с которым он в этот момент, согласно документам следствия, якобы находился в одном кабинете. Получается, что два человека, находившиеся в одном кабинете, созванивались друг с другом по мобильному телефону.
Далее странные события стали происходить уже после передачи денег и задержания Ермилова и Зуева. Небольшая деталь: на видеозаписи осмотра места происшествия видно, что солнце в зените и на улице ясная погода. Аналогичный факт зафиксирован в протоколе. А вот в метеосводке говорится, что в день задержания в Новоузенске была пасмурная, дождливая погода: 10 баллов из 10 возможных. Адвокаты уверены, что осмотр места происшествия проводился в другой день, а дату в протоколе сфальсифицировали. В пользу этой версии говорит и детализация телефонных разговоров: во время осмотра места происшествия и сотрудник УСБ, и Туманов (партнер владельца задержанных грузовиков), передававший деньги, пользовались мобильными телефонами, в то время как на видео они спокойно сидят и за все время ни разу не позвонили.
И еще один странный момент, на котором хотелось бы остановиться, - это не стыковка во времени, когда передававший деньги Туманов стал сотрудничать со следствием. По изначальной версии, это произошло примерно за час до осмотра места происшествия. Тогда непонятно, почему он находится в статусе подозреваемого во время проведения осмотра. В суде Туманов сообщил, что заявление писал после задержания в Следственном комитете. Но следователь, занимавшийся делом, опроверг эту версию. Тогда бизнесмена повторно вызвали в суд, и он изложил новую версию - что перед осмотром места происшествия в кабинет ворвались оперативники. Он испугался и согласился на сотрудничество. Расхождения в своих показаниях он пояснить так и не смог.
Строка в отчете
Исходя из этих фактов, адвокаты полицейских Ермилова и Зуева считают, что в отношении их подзащитных имело место банальная провокация, говоря простым языком — их подставили. Однако суд не учел эту версию и не проверил ее. Теперь все надежды защитников, подсудимых и их семей связаны с пересмотром дела в областном суде, который состоится 17 сентября.
За неделю до происшествия состоялось заседание коллегии ГУМВД по Саратовской области под председательством генерала Сергея Аренина. По ее итогам всем подразделениям полиции поступила установка - ловить получателей взяток. Два высокопоставленных по меркам района полицейских, пойманных за взятку в конце года, - прекрасная строка в отчете. Ермилов и Зуев даже не видели денег, которые якобы требовали с бизнесменов. Более того, сослуживец арестованных Кочегаров видел и в суде заявил, что после того, как Василий Таранов привез необходимые документы в отдел полиции, Зуев их проверил и отдал сотрудникам ГИБДД. Те выписали штраф по 100 рублей на машину, еще один штраф - водителю «КамАЗа», который ездил вовсе без прав, и отпустили. Алексей Зуев - профессионал по экономическим преступлениям, с двумя высшими образованиями. Денис Ермилов в прошлом году признан лучшим полицейским Саратовской области, его наградные документы заняли половину комнаты, когда их разложили.
«Мы держимся только потому, что у нас мужики такие, что мы не можем с ними руки опустить. Они нам только одно говорят: «У нас всё хорошо, вы себя берегите». Как мы с такими мужиками расклеимся? Идем до конца», - рассказывают женщины. Они улыбаются, говорят уверенно и не собираются сдаваться.